В грузовых автомобилях тормозная система имеет пневматический привод, в котором ключевую роль играет главный тормозной кран. Со временем детали крана изнашиваются и требуют замены. Все необходимые детали для кранов продаются в составе ремонтных комплектах — о них подробно рассказано в данной статье.
Назначение ремонтных комплектов тормозных кранов
В грузовых автомобилях КАМАЗ, ЗиЛ, МАЗ, КрАЗ, а также в автобусах ПАЗ применяется построенная на одной компонентной базе пневматическая тормозная система. Для надежности и безопасности система имеет два независимых контура — контур передней и контур задней (задних) осей. Главным элементом управления в системе выступает двухсекционный тормозной кран, обеспечивающий подачу сжатого воздуха к тормозным механизмам при нажатии на педаль тормоза.
Главный тормозной кран — узел не слишком сложный, а потому очень надежный, однако он подвергается постоянным нагрузкам, что сказывается на состоянии его деталей. В частности, из-за постоянных скачков давления и возникающих из-за сжатого воздуха нагрузок выдавливаются из своих посадочных мест и разрушаются резиновые уплотнительные элементы, теряют упругость пружины, деформируются разнообразные втулки, кольца и другие детали. Это ухудшает работу крана и требует его ремонта.
Специально для проведения ремонта и обслуживания главных тормозных кранов предназначены ремонтные комплекты, которые содержат в себе все необходимые детали. С помощью ремкомплекта можно восстановить работоспособность крана без его замены, что выливается в существенное сокращение времени ремонта и затрат на его проведение.
Типы, комплектация и применимость ремкомплектов
Ремонтные комплекты для тормозных кранов можно разделить на три группы по комплектации:
- Малые ремкомплекты — они содержат только уплотнительные элементы и резиновый чехол для рычага;
- Средние ремкомплекты — помимо уплотнительных элементов и чехла в них могут входит различные втулки, кольца и т.д.;
- Большие ремкомплекты — они содержат все необходимое для ремонта крана, в том числе уплотнительные элементы, пружины, втулки, клапаны, кольца и другие детали.
Наиболее востребованы малые ремонтные комплекты, содержащие только уплотнительные резиновые кольца и чехол рычага крана. Объясняется это тем, что именно резиновые детали подвержены наибольшему износу, а наиболее частой проблемой кранов являются утечки воздуха. Эти ремкомплекты дешевы, с их помощью можно быстро восстановить работу крана, поэтому их имеет смысл всегда иметь в запасе.
Средние и большие ремкомплекты — это решение для капитального ремонта крана. С помощью деталей из комплекта можно практически полностью поменять клапаны и другие механизмы крана, и вернуть к жизни даже очень старый узел. Такие ремкомплекты довольно дороги, поэтому их имеет смысл приобретать только при необходимости проведения серьезного ремонта крана.
Следует отметить, что ремкомплекты можно применять только для обслуживания и восстановления определенных моделей кранов. Например, одинаковые краны устанавливаются на автомобили МАЗ-5433, КАМАЗ-43261, 5460, 65226, 6540 и другие, КрАЗ-250, ЗИЛ-431410, 442160, 494560, автобусы ПАЗ-3205, 4230, 4234 и другие. Поэтому перед покупкой ремонтного комплекта необходимо убедиться, что он подходит для установленного на автомобиле крана.
Общие вопросы использования ремонтных комплектов
Для тормозных кранов характерно несколько неисправностей, имеющих свои внешние признаки.
Признак неисправности | Неисправность | Устранение |
---|---|---|
Утечка воздуха в месте соединения корпусов крана | Нарушение герметичности из-за дефекта или разрушения уплотнительных колец | Заменить уплотнительные кольца |
Утечка воздуха в атмосферу при не нажатом рычаге | Поломка клапанов или пружин | Заменить пружины или детали клапанов |
Подача воздуха в нижнюю секцию крана затруднена (в ней давление растет медленнее, чем в верхней) | Набухание и деформация уплотнительных колец | Заменить уплотнительные кольца |
Нарушение работы следящего устройства | Дефект или разрушение соответствующей пружины | Заменить пружину |
Затрудненное движение рычага или его заедание | Повреждение защитного чехла и попадание в него грязи | Замена защитного чехла с предварительной очисткой крана |
В любом случае при появлении указанных здесь или иных признаков неисправности, тормозной кран следует снять с автомобиля, разобрать и произвести его дефектовку. При обнаружении любых неисправных деталей — уплотнительных колец, пружин, клапанов, защитного чехла — их следует заменить новыми деталями из ремонтного комплекта.
При сборке тормозного крана следует соблюдать осторожность, не допускать повреждений и даже царапин резиновых уплотнений. Перед установкой трущихся деталей их необходимо смазать специальной смазкой. Также следует не допускать попадания внутрь крана и на его детали пыли, стружки, грязи и посторонних предметов. После сборки рекомендуется произвести испытания крана на специальном стенде и отрегулировать его работу.
При использовании ремкомплекта ремонт тормозного крана будет проведен быстро и качественно, что обеспечит быстрое возвращение автомобиля в работу и сокращение издержек.