0
Быстрая доставка
Бесплатный возврат 90 дней

Масло трансмиссионное: основа надежности и долговечности трансмиссий

27 Сентября

Трансмиссия автомобиля, трактора и другой техники — это десятки и сотни шестерен, которые требуют постоянной смазки. Для таких агрегатов используются специальные трансмиссионные масла — все об этих смазочных материалах, их существующих типах, составе и особенностях, вы можете узнать в данной статье.


Что такое трансмиссионное масло?

Трансмиссионное масло (ТМ) — специализированный смазочный материал, используемый в узлах и агрегатах трансмиссий транспортных средств (ТС), тракторов и с/х машин и техники различного назначения.

В каждом ТС или машине специального назначения имеется трансмиссия — система, изменяющая и передающая крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Любой узел и агрегат трансмиссии имеет трущиеся детали и зубчатые передачи, выполненные на различных типах шестерен. Для нормальной работы деталей трансмиссии необходима смазка, эта задача решается применением специальных материалов — трансмиссионных масел.

Трансмиссионные масла выполняют несколько функций:

  • Снижают интенсивность износа компонентов;
  • Защищают поверхности шестерней, валов и других металлических деталей от появления задиров и иных повреждений;
  • Снижают интенсивность процессов коррозии;
  • Обеспечивают частичное охлаждение наиболее нагруженных деталей и точек контакта трущихся деталей;
  • Обеспечивают очистку поверхностей компонентов от продуктов их износа.

Трансмиссионные масла, как и любые другие смазочные материалы, со временем теряют свои качества, приходят в негодность и требуют замены. От правильного выбора масла зависит качество работы трансмиссии и ресурс ее агрегатов, поэтому прежде, чем идти в магазин за новым трансмиссионным маслом, следует разобраться в существующих типах этих материалов, их особенностях и применяемости.



Классификация и параметры трансмиссионных масел

ТМ любых типов содержат несколько компонентов:

  • Базовое минеральное масло, полученное в результате перегонки нефти;
  • Пакет присадок — противоизносных, противозадирных, противокоррозионных, многофункциональных.

Большинство современных масел в качестве основы имеют минеральные компоненты, значительно реже встречаются полусинтетические, а в пакет присадок входят противоизносные и противозадирные компоненты.

Трансмиссионные масла отличаются вязкостью и параметрами, что определяет их применяемость в зависимости от климатических условий, конструктивных типов агрегатов трансмиссий и степени их нагруженности. Для классификации данной группы смазочных материалов используются стандарты API (American Petroleum Institute, Американский институт нефти), SAE (Society of Automotive Engineers, Сообщество автомобильных инженеров) и российский ГОСТ 17479.2-2015. Каждый из стандартов имеет свои особенности и системы классификации ТМ.

Широкий ассортимент трансмиссионных масел Широкий ассортимент трансмиссионных масел

Классификация трансмиссионных масел по API

Спецификации распространяются на смазку для МКПП и ведущих мостов различных по классам и типам колесных ТС. Данным стандартом регламентируются следующие типы материалов:

  • GL-1 — жидкости без присадок или с небольшим количеством универсальных комплексов, используются в КП без синхронизаторов, конусных и червячных передачах грузовых ТС и с/х-машин;
  • GL-2 — масла для с/х машин и тракторной техники, для червячных передач средней нагруженности, обычно содержат только противоизносные присадки;
  • GL-3 — масла для грузовых ТС, для конусных и иных передач (но не для узлов с гипоидными шестернями) малой и средней нагруженности, в состав входят противоизносные присадки;
  • GL-4 — универсальные трансмиссионные масла для главных передач (конусных и гипоидных с малым смещением) и КП любой степени нагруженности различных типов транспортных средств. В состав входят эффективные противозадирные присадки;
  • GL-5 — масла для высоконагруженных передач с гипоидными шестернями. В состав входят эффективные противозадирные и другие присадки. Некоторые типы масел данной группы могут использоваться в КП, а также в дифференциалах (такие материалы имеют индекс LS);
  • GL-6 — масла для высокоскоростных гипоидных передач со значительным смещением, отличаются повышенным содержанием противозадирных компонентов;
  • MT-1 — масла для несинхронизированных КП, работающих под высокими нагрузками, по основным характеристикам соответствуют материалам группы GL-5, однако лучше противостоят высоким температурам.

На современных ТС наиболее широко применяются жидкости групп GL-3 – GL-5, которые эффективно работают как в редукторах, так и в МКПП.


Классификация трансмиссионных масел по SAE

Спецификация SAE J306 классифицирует ТМ в соответствии с их кинематической вязкостью при различной степени нагрева (или охлаждения). В соответствии с данным документом выделяется две группы жидкостей:

  • Зимние (winter) — классы 70W, 75W, 80W и 85W;
  • Летние — классы 80, 85, 90, 110, 140, 190 и 250.

Зимние (или сезонные для холодного времени года) масла классов 70W, 75W, 80W и 85W остаются текучими при значительном охлаждении (на морозе), обеспечивая запуск и работу транспортного средства зимой. Данные масла сохраняют рабочую вязкость до различных температур: 70W — до -55°C, 75W — до -40°C, 80W — до -26°C, 85W — до -12°C.

Летние (или сезонные для теплого времени года) масла отличаются от зимних тем, что сохраняют нормальную вязкость при повышенных температурах, обеспечивая эффективную смазку трущихся деталей.

На практике чаще всего выпускаются универсальные жидкости, сохраняющие нормальную вязкость в широком диапазоне температур. Например, наибольшей популярностью пользуются продукты с маркировкой 75W-90, которые могут работать при охлаждении вплоть до -40°C.


Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2

В России действует документ ГОСТ 17479.2-2015, регламентирующий основные характеристики трансмиссионных масел для всех наземных колесных транспортных средств, тракторов, с/х машин и иной техники. При разработке данного ГОСТа учитывались обе рассмотренные выше спецификации. Стандартом предусмотрена классификация жидкостей по их кинематической вязкости при различной степени нагрева/охлаждения, и параметрам.

По параметрам (областям применения) трансмиссионные масла делятся на ряд категорий:

  • 1 — масла без присадок, используемые только в конических и червячных передачах;
  • 2 — масла с противоизносными присадками, предназначены для средненагруженных (как механически, так и термически) конических и червячных передач;
  • 3 — масла с противозадирными присадками, предназначены для средненагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач;
  • 4 — масла с эффективными противозадирными присадками, предназначены для термически и механически высоконагруженных цилиндрических, гипоидных и спирально-конических передач;
  • 5 — масла с эффективными противозадирными и универсальными комплексами присадок, предназначены для высоконагруженных передач с гипоидными парами, подвергающихся, в том числе, и ударным нагрузкам различной интенсивности. К этому классу относятся и жидкости универсального назначения.

По вязкостным характеристикам трансмиссионные масла делятся на две основные группы:

  • Зимние — 5з, 9з, 12з и 18з;
  • Летние — 9, 12, 18 и 34.

Зимние ТМ сохраняют нормальную вязкость при значительном охлаждении, предельные значения зависят от класса: 5з — до -55°C, 9з — до -40°C, 12з — до -26°C, 18з — до -12°C. Летние масла, напротив, не становятся слишком жидкими при повышенных температурах. На практике самое широкое применение находят всесезонные масла, вязкость которых лежит в широких пределах. Например, наиболее распространено масло ТМ-5-9з/18, которое соответствует маслам GL-5 по API и SAE 75W-90.

В маркировке трансмиссионных масел производители вправе указывать не только класс и группу материала по ГОСТ, но и соответствующую им группу в соответствии со стандартами API и SAE.

В соответствии со стандартом маркировка трансмиссионных масел состоит из букв «ТМ» («трансмиссионное масло»), за которой идет указание группы эксплуатационных характеристик (от 1 до 5), а затем указание класса вязкости. Если масло всесезонное, то классы вязкости указываются через косую черту.


Особенности выбора и замены трансмиссионных масел

Замена трансмиссионного масла Замена трансмиссионного масла

При подборе ТМ необходимо учитывать рекомендации производителя транспортного средства — для каждого агрегата трансмиссии обязательно указываются группы и классы используемых расходных материалов. Если таких рекомендаций нет, то следует выбирать масло в соответствии с типом передач и конструктивных особенностей агрегатов. Например, для грузовых транспортных средств без передач гипоидного типа чаще всего используются масла GL-3, с гипоидными передачами — GL-5, в легковых авто тоже чаще всего применяются масла GL-5. При выборе жидкости также нужно учитывать климатические условия, и заливать масла соответствующих классов.

Замену трансмиссионного масла следует выполнять каждые 30-60 тысяч км пробега в зависимости от нагруженности агрегатов трансмиссии. Операции по замене жидкостей необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями инструкции по эксплуатации и ТО конкретного транспортного средства. Обычно для этого необходимо слить старое масло, в некоторых случаях — промыть агрегат специальными составами, а затем залить новое масло.

При верном подборе и замене масла трансмиссия автомобиля, трактора или машины будет работать качественно и надежно, на протяжении многих лет сохраняя свои эксплуатационные характеристики.

Другие статьи
Молоток: типы, применяемость, правильный подбор 1 Ноября Молоток: типы, применяемость, правильный подбор

Редкие строительные и ремонтные работы обходятся без применения простого ударного инструмента — молотка. Но чтобы выполнить работу качественно и быстро, нужно грамотно подобрать инструмент — именно о выборе молотков, их существующих типах, характеристиках и применяемости пойдет рассказ в этой статье.

Круг зачистной: надежный инструмент для грубой работы 20 Сентября Круг зачистной: надежный инструмент для грубой работы

Для выполнения обдирочных и подготовительных работ на поверхностях изделий из различных материалов используются специальный инструмент — зачистные круги. О том, что такое зачистной (обдирочный) круг, как он устроен, каких типов бывает и где может использоваться — подробно рассказано в данной статье.

Масло гидравлическое ВМГЗ: основа мощных гидросистем 13 Сентября Масло гидравлическое ВМГЗ: основа мощных гидросистем

В гидравлических системах современных тракторов, строительной, дорожной и иной техники используется специальная жидкость — гидравлическое масло ВМГЗ. Все об этой жидкости, ее существующих видах, составе и характеристиках, а также о правильном выборе и замене масел типа ВМГЗ рассказано в этой статье.

Круг абразивный на гибкой основе: шлифовка и полировка без лишних затрат 6 Сентября Круг абразивный на гибкой основе: шлифовка и полировка без лишних затрат

Для нормальной работы шлифовальные машины некоторых типов требуют специальной оснастки — гибких абразивных кругов с липучкой. Об абразивных кругах, их существующих типах, устройстве и основных характеристиках, а также о верном выборе и применении данных материалов — читайте в представленной статье.

Тосол: антифриз с отечественными корнями 30 Августа Тосол: антифриз с отечественными корнями

В России большой популярностью пользуются антифризы отечественного производства, созданные в 1960-х годах — тосолы. Все о тосоле, его существующих типах, составе, характеристиках, особенностях, а также о применяемости и правильном выборе этого антифриза для автомобиля — читайте в данной статье.

Мастика: надежная и недорогая защита автомобиля от коррозии 23 Августа Мастика: надежная и недорогая защита автомобиля от коррозии

Днище автомобиля, подкрылки и другие участки кузова постоянно подвергаются воздействию воды, песка и различных загрязнений, что приводит к коррозии и разрушению металла. Для защиты кузова используются специальные средства — мастики. Все о мастиках, их составе, выборе и применении — читайте в статье.

Жидкость гидроусилителя руля 16 Августа Жидкость гидроусилителя руля

Основная масса современных автомобилей, тракторов и другой техники оснащается рулевым управлением с гидроусилителем. Для работы ГУР необходима специальная жидкость. Все о жидкостях для гидроусилителя, их типах и применяемости, а также о верном подборе и замене жидкостей — читайте в данном материале.