0

Блок управления стеклоподъемниками: комфортное управление дверными стеклами

1 Марта

В большинстве современных автомобилей устанавливаются электрические стеклоподъемники, которые управляются специальным блоком управления. О том, что такое блок управления стеклоподъемниками, как он устроен, каких типов бывает и как работает, а также о его верном выборе и замене читайте в этой статье.


Что такое блок управления стеклоподъемниками?

Блок управления стеклоподъемниками (модуль управления стеклоподъемниками, блок переключателей стеклоподъемников) — узел электрической системы транспортного средства; коммутационное устройство для управления электрическими стеклоподъемниками в отдельных или во всех дверях автомобиля.

Данный модуль входит в состав цепей питания и управления вспомогательным оборудованием транспортного средства — электрических стеклоподъемников одной или нескольких дверей. Блок вместе с электростеклоподъемниками предоставляет возможность открывания и закрывания стекол без приложения физических усилий (как в автомобилях с механическими стеклоподъемниками) с целью регулирования микроклимата в салоне или в иных ситуациях. Также на блоки управления стеклоподъемниками может возлагаться дополнительный функционал — управление системой регулировки наружных (боковых) зеркал заднего вида и центральным замком. Об этом подробно рассказано ниже.

Блок управления стеклоподъемниками является важной деталью современного автомобиля, повышая его комфорт и удобство для водителя и пассажиров, поэтому поломка данного устройства становится неприятной неожиданностью. Чтобы сделать верный выбор модуля на замену неисправного, следует разобраться в его существующих типах, особенностях и применяемости данных устройств.



Типы и конструкция блоков управления стеклоподъемниками

Блоки управления стеклоподъемниками делятся на несколько видов по способу управления электрическими моторами подъемниками и другим оборудованием, количеству переключателей и функционалу.

По способу управления электрооборудованием модули делятся на два типа:

  • С силовыми переключателями — они включаются непосредственно в цепи питания электродвигателей стеклоподъемников, напрямую осуществляя управление ими (подачу питания с различной полярностью);
  • С электронным управлением — переключатели подключены к блоку управления стеклоподъемниками, который с помощью реле осуществляет управление цепями питания электродвигателей.

Наибольшее распространение на отечественных и многих бюджетных зарубежных автомобилях имеют блоки управления первого типа — они просты, надежный и недороги. Модули второго типа чаще используются в зарубежных автомобилях, эти устройства обычно подключаются к блоку управления по шине CAN (или по шине с иным протоколом), что значительно расширяет возможности управления автомобилем с помощью автосигнализации, телематическими системами и т.д.

Блок управления стеклоподъемником одной двери
Блок управления стеклоподъемником одной двери

По количеству переключателей управления стеклоподъемниками модули делятся на три группы:

  • С одним переключателем — только для управления одним стеклоподъемником, устанавливаются в переднюю пассажирскую и обе задние двери;
  • С двумя переключателями — для управления стеклоподъемниками передних дверей, устанавливается в водительскую дверь, обычно присутствует в транспортных средствах, оборудованных стеклоподъемниками только в передних дверях. Также возможна установка двух таких модулей на водительской двери для управления всеми четырьмя стеклами;
  • С четырьмя переключателями — для управления стеклоподъемниками всех четырех дверей, устанавливается в водительской двери, при этом в остальных дверях присутствуют свои однокнопочные переключатели.

В свою очередь, модули с двумя и четырьмя переключателями могут иметь различный функционал:

  • Стандартный функционал — только управление стеклоподъемниками;
  • Расширенный функционал — с кнопкой блокировки стеклоподъемников;
  • С дополнительным функционалом — с кнопкой центрального замка (ЦЗ, управление замками всех дверей), с кнопками/джойстиком управления боковыми наружными зеркалами заднего вида.

Блоки с дополнительным функционалом могут иметь как один из органов управления — только кнопку ЦЗ или только кнопки/джойстик управления зеркалами, либо оба устройства. Причем для управления зеркалами могут использоваться органы управления двух разных конструкций:

  • Четыре кнопки («Влево», «Вправо», «Вверх» и «Вниз») с дополнительной кнопкой выбора зеркала («Левое» и «Правое»);
  • Поворотный джойстик — выбор зеркала осуществляется поворотом джойстика вправо или влево (в положения «Л»/«L» или «П»/«R»), а установка углов наклона зеркала в горизонтальной и вертикальной плоскостях выполняется отклонениями джойстика соответственно вверх, вниз, вправо и влево.
Комбинированный блок управления стеклоподъемниками с двумя переключателями
Комбинированный блок управления стеклоподъемниками с двумя переключателями

Независимо от типа и функционала, блоки управления стеклоподъемниками имеют принципиально одинаковую и при этом несложную конструкцию. Основу конструкции составляет пластиковый корпус, в котором устанавливаются один, два или четыре трехпозиционных переключателя (с положениями «Подъем стекла», «Выключено» и «Опускание стекла») без фиксации в крайних положениях (кнопка возвращается в положение «Выключено» после снятия с нее усилия). В комбинированных модулях над переключателями могут располагаться двухпозиционная кнопка центрального замка (с положениями «Заблокировано» и «Разблокировано») и кнопки/джойстик управления зеркалами заднего вида. С тыльной стороны корпуса располагаются стандартные электрические разъемы (обычно с ножевыми контактами) для подключения переключателей к электросистеме автомобиля. Блок устанавливается в подлокотник двери, для чего на корпусе блока выполнены пластиковые защелки и дополнительные элементы фиксации.

Обычно корпус изготавливается из пластика нейтрального черного или коричневого цвета, что позволяет устанавливать одну модель блока управления стеклоподъемниками в различные автомобили с типовым дизайном салона и дверей. На все переключатели наносятся стандартизированные криптограммы: на переключатели управления стеклоподъемниками — стилизованное изображение дверных стекол со стрелками вверх и вниз; на переключатель центрального замка — стилизованное изображение двери с ключом; под джойстиком управления зеркалами — стилизованное изображение бокового зеркала и буквы «L» и «R»; на кнопках управления зеркалами — стрелки, указывающие направление движения зеркала.


Как выбрать и заменить блок управления стеклоподъемниками

С течением времени переключатели блока управления стеклоподъемниками могут выходить из строя, в этом случае проще бывает заменить весь блок, чем ремонтировать один переключатель. Выбор нового модуля зависит от модели и возраста автомобиля. Для новых авто с действующей гарантией необходимо покупать блоки только тех моделей и каталожных номеров, что рекомендованы производителем, либо допустимые аналоги (нужно уточнять в официальных сервисных центрах). Соответственно, и замену данных деталей можно производить только в сервисном центре.

Для остальных автомобилей тоже лучшим решением станет покупка той модели блока, что была установлена ранее, однако при необходимости можно воспользоваться и аналогами, подходящими по функционалу, установочным размерам и электрическим характеристикам. Наиболее просто это сделать для отечественных автомобилей — на большинстве моделей Lada, а также ГАЗелях и многих других используется ограниченный набор блоков управления стеклоподъемниками, среди которых можно подобрать нужную модель.

Замена блока управления стеклоподъемникам должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Как правило, для этого достаточно вынуть старый блок с помощью специальных лопаток (или отверткой, если действовать ею аккуратно), отсоединить все электрические разъемы, подключить новый блок и установить его на свое место в подлокотнике двери. При этом перед началом работ необходимо снять клемму с аккумулятора и позаботиться о неподвижности авто. Если замена выполнена правильно, то блок управления сразу начнет работу без какой-либо наладки и настроек.

При выборе другой модели блока управления может потребоваться установка новых электрических разъемов, так как их распиновка на старом и новом устройствах может серьезно отличаться. В этом случае следует позаботиться о приобретении новых разъемов, а иногда и проводов.

Сделав верный выбор и замену блока управления стеклоподъемниками, автовладелец обеспечит комфорт и удобство своей машины без лишних затрат.

Другие статьи
Кусачки: инструмент, необходимый в каждом доме 12 Июля Кусачки: инструмент, необходимый в каждом доме

Набор слесарного или строительного инструмента будет неполным без кусачек — приспособления для перекусывания проволоки, гвоздей и других деталей. Все о кусачках, их существующих типах, конструктивных особенностях и характеристиках, а также о подборе и применении этого инструмента — читайте в статье.

Камера заднего вида автомобильная: полный контроль над дорожной обстановкой 5 Июля Камера заднего вида автомобильная: полный контроль над дорожной обстановкой

На современных автомобилях часто можно встретить устройства, помогающие безопасно выполнять маневрирование при парковке — камеры заднего вида. Все о камерах заднего вида, их типах, конструкции и особенностях, а также о подборе, правильном монтаже и эксплуатации камер — читайте в предложенной статье.

Лоток складской: порядок на складе и в мастерской 28 Июня Лоток складской: порядок на складе и в мастерской

Мелкие детали, запчасти и крепеж в мастерской или в производственном цехе требует организованного хранения — эта задача может решаться с помощью складских лотков. О том, что такое складской лоток, каких типов он бывает и как устроен, а также о верном выборе и использовании лотков — читайте в статье.

Лопатка монтажная: сильная рука для сложной работы 21 Июня Лопатка монтажная: сильная рука для сложной работы

Зачастую при выполнении ремонта автомобиля или строительных работ необходимо приспособление, совмещающие функции рычага и ударного инструмента. В таких случаях на помощь приходят монтажные лопатки — все об этих инструментах, их типах, характеристиках, особенностях и применении читайте в этой статье.

Камера колеса: воздух для комфорта и безопасности автомобиля 14 Июня Камера колеса: воздух для комфорта и безопасности автомобиля

Во многих транспортных средствах все еще широко используются колеса традиционной конструкции, оснащенные пневматическими камерами. О том, что такое камера колеса, как она устроена, какие функции выполняет и каких типов бывает, а также о верной покупке, замене и ремонте камеры читайте в данной статье.

Кабель акустический: сильное звено между усилителем и акустикой 7 Июня Кабель акустический: сильное звено между усилителем и акустикой

При монтаже автомобильной аудиосистемы невозможно обойтись без специальных проводов — акустических кабелей. Самое важное об акустических кабелях, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о вопросах их подбора и монтажа для достижения качественного звука — узнайте из этой статьи.

Дрель-шуруповерт с АКБ: быстрая работа и свобода от проводов 31 Мая Дрель-шуруповерт с АКБ: быстрая работа и свобода от проводов

Для выполнения сверлильных работ и монтажа резьбовых метизов широкое применение находят мобильные дрели-шуруповерты с АКБ. Об этом ручном электроинструменте, его существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о покупке и эксплуатации аккумуляторных дрелей-шуруповертов — читайте в статье.