0

Ручка на руль: удобное маневрирование в любых ситуациях

22 Сентября 2016

Активное маневрирование в ограниченном пространстве заставляет водителя немало поработать руками, что приводит к потере времени. Для ускорения руления и повышения удобства управления водители используют ручки на руль — «лентяйки». Об этих аксессуарах, их конструкции и использовании читайте в статье.


Назначение ручки на руль («лентяйки»)

Уже на первых автомобилях привод управляемых колес был реализован с помощью рулевого колеса или поворотной рукоятки, и сегодня это решение не утратило своей актуальности. Однако рулевое колесо имеет как преимущества, так и некоторые недостатки. Например, даже руль небольшого размера довольно затруднительно быстро перебрасывать из стороны в сторону при выполнении активных маневров в ограниченном пространстве. И упрекнуть в этом затруднении водителей нельзя — даже опытные шоферы не всегда успешно справляются с этой задачей!

Проблему маневрирования уже давно решили конструкторы погрузчиков и специальной техники, работающей на складах, на портовых территориях и в другом ограниченном пространстве. Задача решается добавлением небольшой детали на руль — поворотной рукоятки, или, как ее прозвали в народе, «лентяйки». Со временем рукоятка перекочевала и на рулевые колеса автомобилей, в основном — грузовых.

Почему ручка на руль помогает в маневрировании? Все просто: установка «лентяйки» на руль дает удобную точку опоры и приложения сил, которая позволяет быстро поворачивать руль одной рукой. Ручка решает сразу несколько проблем:

  • Помогает управлять автомобилем только одной рукой;
  • Ускоряет процесс поворота рулевого колеса и колес, сокращая время выполнения маневра;
  • Предотвращает путаницу в руках при их перебрасывании по рулевому колесу (что особенно важно для малоопытных водителей, а также для людей высокого роста);
  • Облегчает процесс маневрирования даже крупногабаритного автомобиля в ограниченном пространстве.

«Лентяйка» имеет ряд особенностей эксплуатации — о них подробно рассказано ниже.


Конструкция и особенности ручек на руль

С давних пор используются одинаковые по конструкции и принципу работу ручки на руль. Типичная «лентяйка» состоит из трех основных деталей:

  • Хомут с крепежом для монтажа ручки на рулевом колесе;
  • Рукоятка для хвата рукой;
  • Подшипник, соединяющий рукоятку и хомут.

Современные ручки также в массе своей комплектуются уплотнителем, который вкладывается в хомут для фиксации аксессуара или регулировки по диаметру обода рулевого колеса.

Ручки можно разделить на две большие группы по способу фиксации на руле:

  • «Классические» — хомут зажимается болтом или винтом, который вкручивается непосредственно в нижнюю часть ручки;
  • Современные — хомут зажимается винтом (обычно под шестигранник), для которого предусмотрена своя резьба.

При этом в классических «лентяйках» ручка всегда находится сбоку от руля (так как иначе ввернуть болт невозможно), а в аксессуарах современного типа возможно различное расположение ручки — сбоку или непосредственно над ободом руля. При этом все хомуты могут быть двух размеров — 33 и 43 мм, однако с помощью уплотнительных вкладышей их можно регулировать в больших пределах.

Также ручки можно разделить на две категории по типу хомута:

  • Стандартный узкий хомут;
  • Широкий хомут, охватывающий некоторый сектор обода руля.

Ручки первого типа наиболее просты, однако вследствие малой площади контакта с рулем при слабом зажиме или сильном воздействии могут проскальзывать. Ручки второго типа держатся более надежно и без последствий выдерживают значительные нагрузки.

Что касается самих ручек, то здесь наблюдается огромное разнообразие форм, размеров и дизайна. Наиболее распространены простые круглые рукоятки, однако некоторое применение находят рукоятки треугольной формы (со скругленными углами), каплевидные или шаровидные, и другие. На ранке также есть ручки с возможностью регулировки наклона и положения рукоятки. Такое разнообразие позволяет выбрать «лентяйку» под дизайн интерьера автомобиля или просто на свой вкус.


Установка и правильное использование ручек на руль

Прежде, чем сделать покупку ручки на руль, необходимо понимать последствия этого выбора. Обычно сотрудники ГИБДД не обращают внимания на наличие ручки, особенно у грузовых автомобилей. Однако по факту наличие «лентяйки» нарушает пункт 2.2 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» ПДД РФ. То есть, данный аксессуар является непредусмотренным конструкцией автомобиля узлом. Пройти техосмотр с ручкой на руле будет нельзя, поэтому ее в таких ситуациях рекомендуется демонтировать.

Монтаж ручки на руль следует начать с выбора места, где она будет работать наиболее эффективно. Здесь возможны три варианта:

  • В местах рекомендуемого хвата руля руками — на 10 и 2 часа;
  • В нижних секторах руля — на 8 и 4 часа;
  • В верхнем секторе руля.

Первый вариант наиболее удобен с точки зрения хвата ручки, однако в таком положении «лентяйка» может доставлять неудобства при обычном рулении. Поэтому, если ручка используется нечасто, то от установки ее в этих местах следует отказаться.

Второй вариант наиболее удобен в том плане, что ручка не будет мешать во время обычного руления. Однако это расположение не совсем удобно с точки зрения правильного распределения сил. Например, если ручка установлена на 8 часов, то поворот вправо (если водитель правша) потребует сначала толкнуть ручку (выгнуть руку в локте), а только затем тянуть на себя. Хотя в современных автомобилях с ГУР это не является большой проблемой.

Третий вариант сочетает в себе преимущества и недостатки обоих предыдущих способов. К такой установке прибегают редко, и только в том случае, если это положение действительно удобно для водителя.

При монтаже «лентяйка» необходимо с помощью уплотнителей подогнать размер хомута под диаметр обода руля. При правильном подборе толщины уплотнителя ручка после затяжки болта или винта не должна скользить по рулю и отклоняться при использовании.

Эксплуатации ручки на руле не доставляет сложностей, но требует некоторых предосторожностей. Конструкция руля выполнена таким образом, чтобы при резком повороте из-за наезда колес на препятствие или по другой причине не травмировать пальцы рук. Наличие «лентяйки» повышает риск травм пальцев и кистей — во время движения это может привести к потере контроля автомобиля водителем и к ДТП.

Но в целом, ручка для руля — это удобный и простой аксессуар, который помогает водителям в непростых ситуациях, экономит их силы и время.

Другие статьи
Молоток: типы, применяемость, правильный подбор 1 Ноября Молоток: типы, применяемость, правильный подбор

Редкие строительные и ремонтные работы обходятся без применения простого ударного инструмента — молотка. Но чтобы выполнить работу качественно и быстро, нужно грамотно подобрать инструмент — именно о выборе молотков, их существующих типах, характеристиках и применяемости пойдет рассказ в этой статье.

Круг зачистной: надежный инструмент для грубой работы 20 Сентября Круг зачистной: надежный инструмент для грубой работы

Для выполнения обдирочных и подготовительных работ на поверхностях изделий из различных материалов используются специальный инструмент — зачистные круги. О том, что такое зачистной (обдирочный) круг, как он устроен, каких типов бывает и где может использоваться — подробно рассказано в данной статье.

Масло гидравлическое ВМГЗ: основа мощных гидросистем 13 Сентября Масло гидравлическое ВМГЗ: основа мощных гидросистем

В гидравлических системах современных тракторов, строительной, дорожной и иной техники используется специальная жидкость — гидравлическое масло ВМГЗ. Все об этой жидкости, ее существующих видах, составе и характеристиках, а также о правильном выборе и замене масел типа ВМГЗ рассказано в этой статье.

Круг абразивный на гибкой основе: шлифовка и полировка без лишних затрат 6 Сентября Круг абразивный на гибкой основе: шлифовка и полировка без лишних затрат

Для нормальной работы шлифовальные машины некоторых типов требуют специальной оснастки — гибких абразивных кругов с липучкой. Об абразивных кругах, их существующих типах, устройстве и основных характеристиках, а также о верном выборе и применении данных материалов — читайте в представленной статье.

Тосол: антифриз с отечественными корнями 30 Августа Тосол: антифриз с отечественными корнями

В России большой популярностью пользуются антифризы отечественного производства, созданные в 1960-х годах — тосолы. Все о тосоле, его существующих типах, составе, характеристиках, особенностях, а также о применяемости и правильном выборе этого антифриза для автомобиля — читайте в данной статье.

Мастика: надежная и недорогая защита автомобиля от коррозии 23 Августа Мастика: надежная и недорогая защита автомобиля от коррозии

Днище автомобиля, подкрылки и другие участки кузова постоянно подвергаются воздействию воды, песка и различных загрязнений, что приводит к коррозии и разрушению металла. Для защиты кузова используются специальные средства — мастики. Все о мастиках, их составе, выборе и применении — читайте в статье.

Жидкость гидроусилителя руля 16 Августа Жидкость гидроусилителя руля

Основная масса современных автомобилей, тракторов и другой техники оснащается рулевым управлением с гидроусилителем. Для работы ГУР необходима специальная жидкость. Все о жидкостях для гидроусилителя, их типах и применяемости, а также о верном подборе и замене жидкостей — читайте в данном материале.