Корзина 0 руб.
0

Экстрактор, или как извлечь неизвлекаемое

31 Июля 2013

Резкий удар, неосторожный поворот гаечного ключа, нелепая случайность — и головка или гайка с выломанным куском болта оказалась у Вас в руках. Как теперь вынуть оставшуюся часть болта или шпильки из детали? Для этого служит специальный инструмент — экстрактор, о котором и пойдет речь в этой статье.

Данная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.


Как извлечь сломанный болт

В практике ремонта и обслуживания автомобиля (впрочем, как и многих других технических устройств) зачастую возникает необходимость извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек. Эти крепежные элементы могут ломаться от слишком больших усилий, приложенных к ним при откручивании или закручивании, при аварийных ситуациях (когда головки болтов или шпильки буквально срезаются другими деталями при резком ударе) или элементарно от старости (крепеж ржавеет и «прикипает», и открутить его просто так уже не получается).


Можно выделить три вида повреждений болтов и шпилек:

  • Слом выше поверхности детали;
  • Слом на уровне поверхности детали;
  • Слом ниже уровня поверхности детали.

В первом случае крепеж еще можно попытаться извлечь с помощью пассатижей или другого инструмента, а во втором и третьем надежды на спасение практически нет. Вот тут-то на помощь и приходит инструмент с необычным названием экстрактор.



Что такое экстрактор

Устройство и принцип работы экстрактора настолько же просты, насколько и гениальны.

Для извлечения застрявшей детали необходимо каким-то образом ее зацепить, а затем выкрутить. Достигается это очень просто: нужно всего-то просверлить углубление по центру болта, заклинить в этом углублении какой-либо конический или цилиндрический инструмент и, уже используя этот инструмент, выкрутить сломанную деталь. Собственно, инструмент, заклиниваемый в детали — это и есть экстрактор.

Существует три основных типа экстракторов:

  • Клиновидные;
  • Стержневые;
  • Винтовые спиральные.

Каждый из них имеет свои особенности работы, преимущества и недостатки.

Клиновидные. Рабочая область этого экстрактора выполнена в виде конуса с гранями. Экстрактор с помощью молотка забивается в заранее высверленное отверстие в сломанной детали, заклинивается в нем и просто выкручивается гаечным ключом. Этот экстрактор очень прост, но имеет некоторые недостатки. Например, его нужно забить точно по центру сломанной детали, что не всегда легко сделать, а затем, когда детали выкручена, бывает проблематично снять ее с экстрактора.

Стержневые. Принцип работы у этого экстрактора такой же, как и у клиновидного, однако экстрактор выполнен в виде стержня с острыми гранями. Экстрактор забивается в заранее высверленное отверстие в детали, заклинивается в нем и выкручивается с помощью гаечного ключа. Этот тип экстрактора имеет недостаток — его достаточно трудно извлечь из детали.

Винтовые спиральные. Рабочая область данного экстрактора выполнена в виде конуса с нарезанной на нем резьбой: правой для крепежа с левой резьбой и левой для крепежа с правой резьбой. Как нетрудно понять, этот экстрактор вкручивается в заранее высверленное отверстие в детали и при заклинивании выворачивает ее. Недостаток такого экстрактора в том, что для работы с ним нужен специальный вороток и приложение достаточно большого усилия. Также, в отличие от универсальных клиновидных и стержневых экстракторов, для извлечения крепежа с правой и левой резьбой нужен свой винтовой экстрактор.


Экстракторы в наборе

В настоящее время экстракторы продаются как отдельно, так и в составе наборов, однако автовладельцы предпочитают именно наборы. И это легко объяснить. Например, если взглянуть на наборы экстракторов JTC, то сразу становится понятно — такие комплекты универсальны, удобны и эффективны.

В один такой набор входят стержневые экстракторы различного диаметра, сверла, направляющие втулки для центровки сверл в сломанной детали и втулки для выкручивания экстракторов с помощью гаечного ключа. То есть в одном кейсе собрано все, чтобы с минимальными затратами времени и сил вынуть сломанную деталь. Это и обусловило ту популярность, что получили комплекты экстракторов.


Приемы работы экстрактором

Использование экстрактора не представляет сложностей даже для новичков, и в общем случае вся работа сводится к следующим операциям:

  • Обработать сломанную деталь смазкой или растворителем ржавчины (если деталь застарелая);
  • По центру детали высверлить отверстие, диаметр которого соответствует номеру экстрактора. Для центровки сверла удобнее использовать специальную направляющую втулку (в наборах такие втулки предусмотрены);
  • Вбить экстрактор (или вкрутить в случае винтового экстрактора) в углубление до заклинивания;
  • С помощью специальной втулки (если таковая предусмотрена для данного экстрактора) выкрутить экстрактор вместе со сломанной деталью;
  • Выкрученную деталь положить на наковальню и несколькими ударами молотка ослабить, а затем снять с экстрактора. В случае винтового экстрактора его нужно просто выкрутить.

Как видно, применение экстрактора — это просто и доступно. Экстрактор, обладающий доступной ценой, легко решает, казалось бы, неразрешимую проблему извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек, а поэтому должен быть в каждом гараже.

Другие статьи
Шпильковерт: простая работа со сложным крепежом 23 Февраля Шпильковерт: простая работа со сложным крепежом

В практике ремонта автотракторной техники возникает необходимость вворачивания и вывертывания шпилек — крепежных изделий без поверхностей под ключ. Для этих целей используется специальный инструмент — шпильковерт или ключ для шпилек. О шпильковертах, их типах, работе и выборе читайте в этой статье.

Ящик для крепежа (органайзер): разложить все по полочкам 16 Февраля Ящик для крепежа (органайзер): разложить все по полочкам

Правильное хранение инструмента и материалов — залог успешной и быстрой работы. В организации хранения крепежа, различных расходных материалов и мелочей помогают специальные ящики-органайзеры. О том, что такое ящик для крепежа, какие преимущества он имеет, и как его выбрать — читайте в этой статье.

Сварочные электроды и проволока: выбор расходников для надежного соединения 9 Февраля Сварочные электроды и проволока: выбор расходников для надежного соединения

Выполнение электросварных соединений требует применения специальных расходных материалов — сварочных электродов и проволоки. О том, что такое сварочные электроды и проволока, об их существующих видах и стандартах, характеристиках и применимости, а также о правильном выборе и читайте в данной статье.

Присадки в дизельное топливо: защита двигателя в сложных ситуациях 2 Февраля Присадки в дизельное топливо: защита двигателя в сложных ситуациях

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

Растворитель: правильная консистенция лакокрасочных материалов 26 Января Растворитель: правильная консистенция лакокрасочных материалов

При проведении покрасочных работ часто возникает необходимость довести лакокрасочные материалы до определенной консистенции — эта задача решается с помощью растворителей и разбавителей. О том, что такое растворители, каких типов они бывают и как правильно их подбирать для работы — читайте в статье.

Обезжириватель: правильная очистка и подготовка поверхности 19 Января Обезжириватель: правильная очистка и подготовка поверхности

Для выполнения склеивания, покраски и другой обработки изделий требуется выполнение предварительного обезжиривания. Эта задача решается с помощью специальных обезжиривающих средств (обезжиривателей). О том, что такое обезжириватель и как верно подобрать средство для обезжиривания — читайте в статье.

Провод АКБ: подача тока без потерь 12 Января Провод АКБ: подача тока без потерь

Подача электрического тока от аккумуляторной батареи к стартеру и потребителям электросистемы автомобиля выполняется аккумуляторными проводами (проводами АКБ). О том, что такое провода АКБ, как они устроены, каких типов бывают и какое место занимают в бортовой электрической сети — читайте в статье.