Как же я хотел бы, чтобы в современных машинах был амперметр на панели приборов. Когда я увидел, что зарядка аккумулятора почему-то не идёт, — тут же понял, что надо решительно копать куда-то в сторону генератора. Предыстория здесь такая, что после того, как в моем ГАЗ-53 некоторые древние скрутки рассохлись сами, некоторые были перебиты брызгами из лужи, а тряпичная оплетка кос промаслилась, сгнила и стала рассыпаться в руках, я по частям меняю проводку на новую. Так как косы из многих жил плести я не умею, берутся многожильные кабели подходящего сечения из магазина и кидаются между соответствующими клеммами в грузовике.
Я выяснил, что у старого генератора медные кольца, находящиеся в контакте с щетками, протерлись до дыр. Этот факт и возросшая электронагруженность машины (а на ней сейчас стоит лайтбар и электрические вентиляторы охлаждения) подтолкнули меня к покупке нового генератора.
Смонтированный на штатном месте рядом с масляным фильтром, генератор выглядит так.
Оставшуюся часть своего рассказа я посвящу историческому обзору — как подключить такой генератор и как догадаться, как его подключить.
Оригинальная схема электрооборудования ГАЗ-53А говорит, что в паре с генератором стоит реле-регулятор напряжения (45), подающегося через щетки на обмотки.
Ещё она говорит, что печка запитывается напрямую от генератора, но такое эстетство точно не имеет смысла реализовывать на ГАЗ-53 в 2023 году.
Продолжим. В оригинале реле устанавливалось на моторный щит, рядом с рулевой колонкой, между выходами кос освещения и печки/датчиков. Под капотом моей машины видно посадочное место старого реле и пробел в краске в форме его самого (вероятно, менявшегося).
Почему же сейчас это место пустует? Оказалось, генератор на моей машине был менян предыдущими хозяевами — в период, когда в моде были оные со встроенным реле-регулятором. В этом видео из Казахстана, которое очень помогло мне разобраться с процессом установки, автор показывает, как выглядят генераторы без реле и с ним.
Современныеже генераторы вновь продаются без реле. Так что для успешной установки нового генератора настоятельно рекомендую покупать к нему в пару реле-регулятор 22.3702-03 (хотя этих 3702, в принципе, много разных). Производители генератора любезно оставили на его корпусе ближе к задней части отверстие для крепления реле. Если посмотреть на генератор сзади, видно выходы „+“ и „?“, щеткодержатель (на двух болтах с шестигранной шляпкой) и реле 3702 (на заднем плане).
Как же подключаются генератор с реле? Вдохновляясь оригинальной схемой, мнемоническим правилом из видео — «от клеммы Ш идет к Щеткам, от клеммы ВЗ идет в ВЗамок» и рассуждениями о разных типах реле в статье на drive2, я собрал следующую схему:
«На местности» она выглядит так — да, я не особо доверял тому, насколько хорошей землей может быть корпус самого генератора, поэтому собрал всю землю в отдельный провод и отправил на блок двигателя.
Для проводов я выбрал сечение 2,5 мм? — это, может быть, маловато, но такие удобнее всего обжимать. А по итогу нескольких тестовых выездов могу сказать, что провода не греются сильнее, чем подкапотка в целом.
Какие еще могут возникнуть нюансы при установке? Генератор имеет три уха для крепления: два соосных — к блоку двигателя и еще одно — к регулировочной скобе, перемещение по которой натягивает ремень. На новом генераторе это третье ухо находилось относительно первых двух не там, где на старом. Эта проблема, впрочем, решилась отпиливанием начала регулировочной скобы — а в противоположную сторону решалась бы, могу заключить, подваркой.
В заключение хочу сказать, что установку этого генератора может осилить даже человек, никогда глубоко не копавшийся в автомобилях — достаточно просто изучить теорию и историю вопроса; а сам генератор заряжает аккумулятор очень бодро, и столь же бодро компенсирует токи вентиляторов охлаждения, печки, фар и прочих прожорливых приборов, так что их включение теперь едва ли заметно на амперметре.
Надеюсь, мой обзор поможет читателю обойтись без того, чтобы целый вечер рассматривать ископаемые электрические схемы из нижнего интернета — а сам генератор из магазина avtoall доставляется быстро и весьма недорог на фоне аналогичных.
Комментарии 0