0
Быстрая доставка
Бесплатный возврат 90 дней

Жидкость гидроусилителя руля

16 Августа

Основная масса современных автомобилей, тракторов и другой техники оснащается рулевым управлением с гидроусилителем. Для работы ГУР необходима специальная жидкость. Все о жидкостях для гидроусилителя, их типах и применяемости, а также о верном подборе и замене жидкостей — читайте в данном материале.


Что такое жидкость ГУР

Жидкость гидроусилителя руля — специализированная жидкость, выступающая в качестве рабочего тела в системах гидравлического усилителя руля (ГУР) автомобилей, тракторов и иной колесной техники.

В современных легковых и грузовых автомобилях, автобусах, тракторах и иной колесной технике предусмотрена система, облегчающая работу водителя — гидравлический усилитель руля (ГУР). Данная система состоит из жидкостного насоса с приводом от коленчатого вала двигателя, силового исполнительного механизма, механизма управления и трубопроводов. В качестве исполнительного механизма используются рейки или рулевые механизмы с сошками, в качестве механизма управления — интегрированный с рейкой или рулевым механизмом распределитель, который управляет потоками жидкости в зависимости от направления и угла поворота рулевого колеса.

В качестве рабочего тела в ГУР используются различные жидкости, на которые возлагается несколько важных функций:

  • Передача усилия от насоса ГУР на исполнительный механизм, который обеспечивает поворот управляемых колес;
  • Смазывание трущихся деталей системы гидроусилителя;
  • Защита металлических элементов ГУР от коррозии;
  • Охлаждение трущихся деталей системы гидроусилителя.

Наиболее эффективно все эти функции могут выполнять только специальные жидкости, разработанные для эксплуатации в гидроусилителе руля. Эти жидкости имеют ряд особенностей и отличительных черт, о чем следует рассказать подробнее.



Типы, состав и особенности жидкостей для ГУР

Все жидкости для ГУР, независимо от их типа и применяемости, имеют принципиально одинаковый состав: в их основе лежат масла, в которое вводится пакет присадок. По типу основы жидкости делятся на три группы:

  • Минеральные;
  • Синтетические;
  • Полусинтетические.

В основе минеральных жидкостей лежат масла, полученные непосредственно при переработке (перегонке) нефтепродуктов. В основе синтетических жидкостей — масла и другие углеводороды, полученные при органическом синтезе, причем, сырьем выступают те же нефтепродукты. А основу полусинтетических жидкостей составляют минеральные масла, в которые вводится до 30% синтетических компонентов.

В основу вводятся различные присадки: ингибиторы коррозии, средства для уменьшения трения между различными минералами, стабилизаторы кислотности, стабилизаторы вязкости, антивспенивающие средства, компоненты для уменьшения негативных воздействий на резиновые компоненты, красители и другие. Каждый производитель использует свои пакеты присадок, состав которых зачастую являются коммерческой тайной.

Все указанные выше жидкости бывают трех основных типов:

  • Специальные жидкости PSF (Power Steering Fluid — жидкость гидроусилителя руля);
  • Жидкости для автоматических трансмиссий ATF (Automatic Transmission Fluid);
  • Универсальные гидравлические жидкости (Hydraulic Fluid).

Основные отличия между данными жидкостями заключаются в пакетах присадок, которые обеспечивают необходимые для нормальной работы ГУР характеристики. Также они имеют некоторые особенности применения.

Жидкости PSF. Это специализированные жидкости, которые можно использовать только в системах гидроусилителя руля. Существует огромное разнообразие жидкостей, разработанных отдельными автопроизводителями или концернами для применения только в своих автомобилях. Существует градация PSF от I до IV, отличия между классами заключаются в составе пакетов присадок и, соответственно, в свойствах. Эти жидкости маркируются желтым (разработаны концерном Daimler) или зеленым цветом (разработаны компанией Pentosin, активно используются концерном VAG).

Жидкости ATF. Это трансмиссионные масла для автоматических коробок передач, которые многие автопроизводители стали использовать и в ГУР. Данное решение снижает количество различных технических жидкостей, используемых в автомобиле, однако требует принятия определенных мер при проектировании гидроусилителя. Наиболее известные ATF — это жидкости Dextron II – VI (маркируются красным цветом), разработанные концерном General Motors. В них присутствуют те же присадки, что и в PSF, а также добавляются компоненты, предотвращающие проскальзывание фрикционов, и снижающие интенсивность их износа.

Гидравлические жидкости. Это универсальные жидкости, которые используются в ГУР, гидросистемах тракторов и специальной техники, в регулируемых подвесках и других системах. Сегодня существует огромное разнообразие таких жидкостей, они имеют в маркировке буквы «HF» (Hydraulic Fluid) — Multi HF (универсальные для гидравлических систем), «CHF» (для центральных гидравлических систем), «MVCHF» и т.д. Зачастую производители жидкостей добавляют в их название и аббревиатуру PSF, что говорит об их основном применении. Могут маркироваться желтым или зеленым цветом, но часто имеют янтарную или натуральную масляную окраску.


Как правильно подобрать и заменить жидкость гидроусилителя руля

Жидкость для ГУР со временем теряет свои качества и требует замены. Периодичность замены зависит от интенсивности эксплуатации транспортного средства: при интенсивной эксплуатации, особенно в сложных условиях — не реже раза в год или 30 тысяч км пробега; при щадящей — не реже раза в два года. Однако здесь следует учитывать и рекомендации производителя техники, так как для многих транспортных средств периодичность замены жидкостей может отличаться.

На замену следует брать только те жидкости ГУР, которые рекомендованы автопроизводителем — только в этом случае есть гарантия, что система будет работать надежно и с заявленными характеристиками. Особенно это касается новых автомобилей на гарантии, при заливке другой жидкости есть вероятность потери гарантии. Многие автопроизводители не рекомендуют использовать сторонние средства и для многих ранних моделей высокого и среднего класса.

Часто у автовладельцев возникает вопрос о возможности смешивания различных типов жидкостей для ГУР. В принципе, такая возможность существует, однако к ней следует прибегать лишь в крайних случаях. Причем нужно соблюдать несколько правил:

  • Запрещено смешивать друг с другом минеральные и синтетические жидкости, даже если они имеют одинаковый цвет;
  • Условно разрешено смешивать жидкости одного цвета и с одним типом основы (минеральные — с минеральными, синтетические — с синтетическими);
  • Условно разрешено смешивать жидкости желтого и красного цвета с одним типом основы;
  • Условно разрешено смешивать одинаковые жидкости от разных производителей.
  • Запрещено смешивать жидкости зеленого цвета с жидкостями любых других цветов.

Почему жидкости нельзя смешивать? Все дело в их химическом составе: присадки, входящие в различные типы средств, могут вступать в реакции друг с другом, приводя к непредсказуемым последствиям. В результате смешивания жидкость может загустеть, потерять свои антикоррозионные или антифрикционные свойства, из нее может выпасть нерастворимый осадок, и т.д. — все это в любом случае будет иметь печальный финал для ГУР.

По этим же причинам смешивание жидкостей допустимо лишь условно. Даже если средства имеют один цвет и принадлежат к одному типу, нет никаких гарантий, что их присадки совместимы друг с другом. Поэтому заливать в один бачок разные жидкости следует лишь при острой необходимости.

Замена жидкости довольно проста, в общем случае она выполняется следующим образом:

  1. Установить автомобиль на подъемнике или домкратах так, чтобы передние колеса оторвались от земли;
  2. Удалить из расширительного бачка старую жидкость (это удобно делать с помощью шприца);
  3. Удалить из системы остатки жидкости — для этого необходимо отсоединить основной шланг от насоса, покрутить рулем, затем отсоединить шланг возвратной магистрали, и вновь покрутить рулем;
  4. Залить новую жидкость до указанного на бачке уровня;
  5. Покрутить рулем для распределения жидкости по системе, проверить уровень жидкости в бачке, при необходимости добавить жидкость;
  6. Закрыть крышку бачка, опустить автомобиль, запустить двигатель и выполнить небольшую поездку, проверить уровень жидкости — при его изменении долить или, наоборот, удалить излишки жидкости.

Обычно на расширительном бачке имеется две метки — «Min» и «Max», уровень жидкости должен располагаться между ними. В некоторых автомобилях на бачках предусмотрено четыре метки — «Min Cold», «Min Hot», «Max Cold» и «Max Hot», где Cold и Hot — это уровень жидкости соответственно при непрогретом и прогретом двигателе. При заливке жидкости в такой бачок ее уровень должен располагаться между метками «Min Cold» и «Max Cold», а во время поездок — между «Min Hot» и «Max Hot».

В процессе эксплуатации автомобиля следует контролировать уровень и состояние жидкости гидроусилителя, своевременно добавляя или полностью меняя ее. При верном выборе и замене жидкости гидроусилитель будет надежно работать, обеспечивая комфортную и безопасную эксплуатацию автомобиля.


Другие статьи
Молоток: типы, применяемость, правильный подбор 1 Ноября Молоток: типы, применяемость, правильный подбор

Редкие строительные и ремонтные работы обходятся без применения простого ударного инструмента — молотка. Но чтобы выполнить работу качественно и быстро, нужно грамотно подобрать инструмент — именно о выборе молотков, их существующих типах, характеристиках и применяемости пойдет рассказ в этой статье.

Круг зачистной: надежный инструмент для грубой работы 20 Сентября Круг зачистной: надежный инструмент для грубой работы

Для выполнения обдирочных и подготовительных работ на поверхностях изделий из различных материалов используются специальный инструмент — зачистные круги. О том, что такое зачистной (обдирочный) круг, как он устроен, каких типов бывает и где может использоваться — подробно рассказано в данной статье.

Масло гидравлическое ВМГЗ: основа мощных гидросистем 13 Сентября Масло гидравлическое ВМГЗ: основа мощных гидросистем

В гидравлических системах современных тракторов, строительной, дорожной и иной техники используется специальная жидкость — гидравлическое масло ВМГЗ. Все об этой жидкости, ее существующих видах, составе и характеристиках, а также о правильном выборе и замене масел типа ВМГЗ рассказано в этой статье.

Круг абразивный на гибкой основе: шлифовка и полировка без лишних затрат 6 Сентября Круг абразивный на гибкой основе: шлифовка и полировка без лишних затрат

Для нормальной работы шлифовальные машины некоторых типов требуют специальной оснастки — гибких абразивных кругов с липучкой. Об абразивных кругах, их существующих типах, устройстве и основных характеристиках, а также о верном выборе и применении данных материалов — читайте в представленной статье.

Тосол: антифриз с отечественными корнями 30 Августа Тосол: антифриз с отечественными корнями

В России большой популярностью пользуются антифризы отечественного производства, созданные в 1960-х годах — тосолы. Все о тосоле, его существующих типах, составе, характеристиках, особенностях, а также о применяемости и правильном выборе этого антифриза для автомобиля — читайте в данной статье.

Мастика: надежная и недорогая защита автомобиля от коррозии 23 Августа Мастика: надежная и недорогая защита автомобиля от коррозии

Днище автомобиля, подкрылки и другие участки кузова постоянно подвергаются воздействию воды, песка и различных загрязнений, что приводит к коррозии и разрушению металла. Для защиты кузова используются специальные средства — мастики. Все о мастиках, их составе, выборе и применении — читайте в статье.

Набор для установки усилителя: простая и удобная инсталляция аудиосистемы 9 Августа Набор для установки усилителя: простая и удобная инсталляция аудиосистемы

При установке автомобильного усилителя встает вопрос о покупке кабелей, клемм и других деталей, необходимых для подключения нового блока к системе. Этот вопрос быстро и без лишних затрат помогают решить набор для установки усилителей — все о таких наборах, их составе и применимости читайте в статье.