0
Быстрая доставка
Возврат 90 дней
Консультируем и принимаем заказы
без выходных с 9:00 до 20:00 (MSK)
Звонок бесплатный

Лопатка монтажная: сильная рука для сложной работы

21 Июня 2018

Зачастую при выполнении ремонта автомобиля или строительных работ необходимо приспособление, совмещающие функции рычага и ударного инструмента. В таких случаях на помощь приходят монтажные лопатки — все об этих инструментах, их типах, характеристиках, особенностях и применении читайте в этой статье.


Что такое монтажная лопатка

Монтажная лопатка (лом монтажный, монтировка, «монтажка») — ручной ударно-рычажный или ударно-режущий инструмент, используемый для проведения ремонтных, монтажно-слесарных, строительных и других работ; стальной стержень с одной или двумя рабочими частями в виде расположенными под углом лопатками различной ширины и формы.

Целый ряд работ по ремонту и обслуживанию автомобилей требует приложения значительных усилий — демонтаж покрышек с колес, правка кузова, разборка деталей и другие. В таких ситуациях на помощь приходит специальный инструмент — монтажный лом (монтажная лопатка), который может выполнять различные функции:

  • Лопатка, с помощью которой можно поддеть и развести плотно соединенные детали;
  • Рычаг, с помощью которого можно приложить к деталям значительное усилие для их смещения, совмещения, подъема и т.д.;
  • Лом для нанесения ударов;
  • Рукоятка для использования с гидравлическим домкратом, наращивания ключей и т.д.

Несмотря на простейшую конструкцию, монтажка универсальна и может выручать в сотнях ситуациях, в том числе в строительстве, домашнем ремонте и ремонте автомобилей, в туризме и т.д. Но для грамотного подбора этого инструмента необходимо разобраться в его типах, конструкции и сферах применения.



Типы, конструкция и характеристики монтажных лопаток

Двухсторонняя монтажная лопатка
Двухсторонняя монтажная лопатка


Монтажная лопатка под домкрат
Монтажная лопатка под домкрат


Монтажная лопатка со сменными насадками
Монтажная лопатка со сменными насадками


Монтировка с отогнутой рабочей частью
Монтировка с отогнутой рабочей частью


Монтажная лопатка американского типа
Монтажная лопатка «американского типа»

Независимо от типа и назначения, монтажные лопатки имеют принципиально одинаковую конструкцию: это стальной стержень, на одном или обоих концах которого выполнены рабочие части в виде лопатки, пики или иной формы. Обычно монтажки изготавливаются из углеродистых сталей, для защиты от внешних воздействий они могут подвергаться цинкованию или иметь иное защитное покрытие (фосфатное, порошковая краска).

Монтажные лопатки отличаются своим назначением, типом и формой рабочих частей, сечением тела и длиной.

По назначению монтировки условно делятся на несколько типов:

  • Автомобильные общего назначения;
  • Автомобильные рихтовочные;
  • Строительные общего назначения;
  • Строительные специальные — гвоздодеры и монтажные ломы.

Наиболее универсальны автомобильные лопатки общего назначения — с их помощью можно выполнять широкий круг работ, требующих большого усилия. Ризточочные монтировки — боле специализированный инструмент, предназначенный для работы с кузовными деталями, рамами и другими металлоконструкциям из листовой стали, труб, фасонных и других изделий. Строительные ломики принципиально не отличаются от автомобильных, но имеют рабочие части с ограниченным набором форм и чаще используются в качестве ударных инструментов.

На монтажке может быть одна или две рабочих части различной формы:

  • Лопатка заостренная прямая;
  • Пика (прямой заостренный четырехгранный наконечник);
  • Отогнутые лопатки различной формы и размеров без заточки (сами лопатки могут быть плоские, желобчатые и с сечением другой формы);
  • Лопатки в виде крюков (отогнутые на 70 или 90 градусов);
  • Клинья с канавкой (рабочая часть гвоздодера);
  • Наконечник круглого сечения для использования с гидравлическими бутылочными домкратами.

Каждый тип рабочей части предназначен для выполнения определенного круга операций. Заостренные лопатки и пики — это основа ударно-режущего инструмента, с помощью которого можно выполнять разрушение изделий или природных образований, резку металла, разделение плотно сомкнутых деталей и т.д. Различные незаостренные лопатки, отогнутые на небольшой угол — это основа ударно-рычажного инструмента, с помощью которого можно гнуть детали, выполнять демонтажные работы и т.д. Отогнутые лопатки (крюки) предназначены для решения тех же задач, однако они чаще используются для выполнения операций по рихтовке и гнутью деталей на большой угол. Клинья гвоздодеров — инструмент для удаления гвоздей и другого крепежа. А незаостренные наконечники позволяют использовать монтировки в качестве рычагов различного назначения.

Обычно монтажные лопатки имеют две рабочих части, которые отличаются на типу и назначению. Наиболее часто в одном инструменте сочетаются незаостренные лопатки, лопатки с незаостренными наконечниками, заостренные и незаостренные лопатки с различным углом отгиба и т.д. Но существуют и монтировки с одной рабочей частью, на их обратной стороне располагается пластиковая или резиновая рукоятка, обеспечивающая удобный хват и предотвращаются травмирование руки.

В отдельную категорию выделяются монтировки «американского типа»: в таком инструменте одна часть имеет форму пики, вторая — форму крюка с затупленным обухом. С помощью такой монтажной лопатки можно выполнять широкий круг работ, в том числе нанесение ударов без применения молотка, что в ряде ситуаций бывает очень полезно.

Сечение тела лома зависит от типа стального проката, использованного для изготовления инструмента. Наиболее распространенные имонтажки имеют круглое и шестигранное сечение — этот инструмент изготавливается из стального прута гнутьем с последующим плющением и заострением рабочих частей. Более дорогой инструмент, изготавливаемый методом горячей или холодной штамповки из стальных заготовок, чаще всего имеет двутавровое сечение.

Монтировки могут иметь длину от 280 до 1400 мм, по этому параметру инструмент условно делится на несколько групп:

  • Рихтовочные и специальные кузовные — длиной от 280 до 900 мм;
  • Для легковых автомобилей и коммерческих грузовиков — до 560-600 мм;
  • Для грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и иной техники — до 850-900 мм;
  • Строительные ломы — до 1400 мм.

В настоящее время характеристики и особенности монтажных лопаток не регламентируются стандартами, однако многие отечественные производители при изготовлении некоторых монтировок (строительных, гвоздодеров и других) прибегают к старому стандарту ГОСТ 1405-83.


Вопросы выбора и использования монтажных лопаток

При покупке монтировки необходимо учитывать тип операций, которые будут выполняться с ее помощью. Наиболее часто автовладельцы нуждаются в монтажных лопатках для работы с колесами — их разборки и замены покрышки или камеры. Для этой цели инструмент должен иметь широкую лопатку с небольшим углом отгиба, с обратной стороны такой монтировки может располагаться лопатка с большим углом отгиба или наконечник для домкрата. Для работы с колесами грузовых автомобилей необходима монтажка длиной до 850 мм, для колес легковых автомобилей — длиной до 600 мм.

Если необходима монтажная лопатка для рихтовочных работ, то здесь выбор очень широк, причем можно приобрести целый набор инструментов с различными по форме и углу отгиба лопатками. Хорошим решением может стать покупка монтировок с резиновой рукояткой, которая делает работу более удобной и безопасной.

Если нужна монтировка не только для автомобиля, но и для выполнения строительных работ, то можно обратиться к инструментам с гвоздодером или монтировкам американского типа. Ломиков этого типа на рынке представлено очень много, среди них можно выбрать небольшие (320-560 мм), средние (600-1000 мм) и большие (до 1400 мм). Однако у таких инструментов рабочие части выполняются только в виде заостренных лопаток, пик и клиньев для демонтажа гвоздей, так что с ними можно выполнять далеко не все работы по ремонту автомобиля.

При использовании монтажной лопатки нужно следовать инструкциям по ремонту и обслуживанию автомобиля (например, по бортовке колес), использовать перчатки и соблюдать требования по технике безопасности. При бортовке колес необходимо осторожно обращаться с инструментом, так как есть риск повредить камеру и покрышку лопаткой (особенно заостренной). Выполняя правку (рихтовку) кузова нужно следить за прикладываемым усилием, так как высока вероятность деформировать или повредить детали. А при нанесении ломиком ударов следует избегать соскальзывания инструмента, так как это может привести к травме.

При работе с монтировками необходимо учитывать, что они имеют различную прочность и могут деформироваться от ударов или в случае приложения чрезмерного усилия. Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать несколько монтажных лопаток различного размера. При грамотном подборе и использовании монтажная лопатка будет служить долго, выручая в самых непростых ситуациях.

Другие статьи
Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу 12 Ноября 2021 Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу

Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.

Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия 5 Октября 2021 Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия

Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.

Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника 29 Июля 2021 Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

Насос бочковый: простая перекачка технических жидкостей 22 Июля 2021 Насос бочковый: простая перекачка технических жидкостей

В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

Пассатижи и плоскогубцы: стальные универсалы 15 Июля 2021 Пассатижи и плоскогубцы: стальные универсалы

Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

Очиститель битума и следов насекомых: чистота и блеск автомобиля 20 Мая 2021 Очиститель битума и следов насекомых: чистота и блеск автомобиля

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Подушка на подголовник: комфорт и здоровье автомобилиста 11 Декабря 2020 Подушка на подголовник: комфорт и здоровье автомобилиста

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.