0

Блок управления подогревателя: основа работы предпускового подогревателя

11 Января

Предпусковые подогреватели двигателя обязательно устанавливаются вместе с электронным блоком управления — устройством, которое обеспечивает работу подогревателя в автоматическом режиме. О блоках управления подогревателей, их типах и конструкции, а также о верном выборе и установке — читайте в статье.


Что такое блок управления подогревателя?

Блок управления подогревателем (БУ) — дополнительное электронное оборудование транспортных средств; электронный блок управления жидкостным предпусковым подогревателем двигателя, обеспечивающий автоматическую работу подогревателя или управление его работой в ручном режиме.

Блок управления осуществляет полный контроль и управление работой предпускового подогревателя двигателя, на него возложено несколько основных функций:

  • Диагностика работы узлов и агрегатов подогревателя перед его запуском и непосредственно во время работы;
  • Запуск подогревателя в автоматическом режиме или по команде с пульта;
  • Управление устройством во время его работы — выбор того или иного режима в зависимости от условий окружающей среды (если это предусмотрено), изменение режимов работы отдельных узлов (насосов, нагнетателя воздуха, свечи), контроль состояния подогревателя, температуры охлаждающей жидкости и т.д.;
  • Автоматическое отключение подогревателя по завершению программы или по достижению заданной температуры охлаждающей жидкости силового агрегата;
  • Автоматическое аварийное отключение устройства — при обнаружении неисправности одного или нескольких узлов/агрегатов, при срыве пламени в горелке, при превышении допустимой температуры, при недопустимом понижении напряжения аккумуляторной батареи и т.д.

БУ подогревателя является основой его работы, это электронное устройство исключает из процесса прогрева двигателя человека, полностью беря на себя функции контроля и управления. Без блока управления функционирование современного предпускового подогревателя невозможно, поэтому как при покупке нового подогревателя, так и при неисправности старого БУ необходимо приобрести и установить новый блок. Но прежде, чем делать эту важную покупку, необходимо разобраться в существующих типах, конструкции и особенностях блоков управления жидкостными подогревателями.



Типы, конструкция и функционал блоков управления подогревателем

Используемые в настоящее время блоки управления можно разделить на два типа по применяемой в них элементной базе и заложенным принципам работы:

  • Беспроцессорные;
  • Процессорные.

Устройства первого типа построены на основе обычных логических микросхем с применением дискретных элементов (транзисторов, резисторов, конденсаторов), выполняющих простейшие алгоритмы — включение и отключение подогревателя, иногда — контроль температуры и других параметров. Управление внешними цепями (узлами жидкостного подогревателя) осуществляется обычными электромагнитными реле. Такие блоки относительно дешевы и надежны в работе, однако они предлагают минимальный функционал, который можно изменить лишь аппаратно (например — поменяв саму схему). Беспроцессорные блоки все еще находят применение совместно с некоторыми моделями отечественных предпусковых подогревателей (например, с 15.8106, 141.8106 и другими), они хотя и предлагают минимальный функционал, но надежно работают, а в случае поломки легко поддаются ремонту даже в любительских условиях, так что в будущем они вряд ли потеряют актуальность.

Современные блоки управления подогревателем строятся на основе процессора
Современные блоки управления подогревателем строятся на основе процессора

Устройства второго типа построены на основе микропроцессоров или микроконтроллеров различных типов, что многократно расширяет возможности контроля и управления работой подогревателя. БУ на основе процессора обладают широким функционалом, который при необходимости можно программно изменить. Такие блоки надежны в работе, однако в случае поломки они чаще всего не подлежат ремонту, а просто заменяются новыми (это обусловлено как технологией изготовления блоков, так и дороговизной их ремонта — дешевле купить новый БУ, чем восстанавливать работоспособность старого).

В свою очередь, процессорные БУ можно разделить на три группы по способу управления внешними цепями узлов и агрегатов подогревателя:

  • С помощью электромагнитных реле;
  • С помощью силовых ключей на основе биполярных или полевых транзисторов;
  • Посредством широтно-импульсной модуляции (ШИМ).

В первом случае используются обычные реле, во втором — специальные транзисторы высокой мощности, которые работают в ключевом режиме (то есть, выполняя роль переключателя, который лишь открывает и закрывает путь току, не производя его усиление). Сегодня процессорные блоки управления с реле постепенно теряют популярность, так как они сложнее по конструкции и по надежности уступают блокам с транзисторными ключами.

Блоки управления с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) — современные устройства, в которых управление внешними цепями реализовано посредством изменения формы тока, питающего данные цепи. БУ с ШИМ обеспечивают наиболее плавное и точное управление внешними приборами (так как в этом случае предотвращаются резкие скачки напряжения питания), снижая энергопотребление и вероятность возникновения ошибок. И, несмотря на их более высокую стоимость, такие устройства получили широкое распространение.

Конструктивно все БУ подогревателя одинаковы: их основой является плата с электронными компонентами, помещенная в пластиковый корпус с несколькими стандартными разъемами для подключения к внешним цепям (приборам подогревателя и электросистеме автомобиля). В блоках различных типов могут использоваться как обычные дискретные радиодетали, так и компактные SMD-компоненты, многократно снижающие внутренний объем и вес прибора. Разъемы могут устанавливаться как непосредственно на корпус блока, так и выходить из корпуса на собственных кабелях.

Все беспроцессорные и некоторые процессорные блоки имеют незащищенную плату, помещенную в герметичный корпус. Современные процессорные блоки с ШИМ обычно залиты герметичным компаундом, который обеспечивает полную защиту всех элементов от воды и грязи, отработавших газов, а также ударов и вибрации. Такие устройства не подлежат ремонту, так как компаунд после затвердевания невозможно удалить без ущерба радиодеталям и другим компонентам.

Блоки управления выпускаются на 12 и 24 В, что обуславливает возможность их применения на различных типах транспортных средств.

Назначение выводов блока управления подогревателем
Назначение выводов блока управления подогревателем

Типовое подключение и функционал блоков управление подогревателем

БУ подогревателем, независимо от типа и конструкции, имеют принципиально одинаковые схемы подключения к внешним цепям. Обычно блок соединяется с несколькими компонентами:

Схема подключения предпускового подогревателя к блоку управления и иным системам автомобиля
Схема подключения предпускового подогревателя к блоку управления и иным системам автомобиля
  • Пульт управления, установленный в салоне/кабине автомобиля;
  • Топливный насос (обеспечивает подачу топлива на горелку подогревателя);
  • Жидкостный насос (включен в систему охлаждения силового агрегата);
  • Нагнетатель воздуха (обеспечивает подачу воздуха в камеру сгорания подогревателя);
  • Свеча;
  • Датчик температуры (один или несколько);
  • Датчик пламени;
  • Датчик перегрева;
  • АКБ автомобиля.

Такое подключение обеспечивает выполнение различных функций: запуск подогревателя, контроль его режима работы в соответствии с показаниями датчиков температуры, перегрева и пламени, поддерживание и изменение режимов работы посредством управления насосами и нагнетателем воздуха, автоматическое отключение подогревателя при завершении программы или по показаниям датчиков, и т.д. Различные типы и модели подогревателей могут иметь неодинаковые схемы подключения и функционал, но все они строятся на описанных здесь принципах.


Как правильно выбрать, заменить и использовать блок управления подогревателя

Выбор блока управления для предпускового подогревателя довольно прост — нужно покупать тот тип и модель БУ, что подходит для данной конкретной модели подогревателя. Обычно производители подогревателей прилагают список совместимых блоков управления и схемы их подключения. Очень часто подогреватели уже идут с БУ — в этом случае выбор нового блока при поломке старого сводится лишь к приобретению устройства той же модели.

Монтаж БУ должен выполняться в соответствии с приложенной к нему или к подогревателю схемой — только так можно обеспечить работоспособность всей системы. Обычно блок устанавливается рядом с подогревателем или непосредственно на нем, для соединения с внешними цепями используются кабели и жгуты проводов со стандартными разъемами. Если новый блок имеет разъемы на корпусе, то для его монтажа необходимо приобрести несколько кабелей. Для блоков с выведенными кабелями в такой покупке нет необходимости.

Лучше всего установку блока управления доверить специалистам, так как в этом случае сохранится гарантия и будет обеспечена нормальная работа всей системы. При самостоятельной установке высока вероятность ошибок, устранение которых может повлечь лишние затраты. Также не рекомендуется самостоятельно выполнять замену и ремонт БУ подогревателя — эта работа требует соответствующей квалификации, наличия специального инструмента и оборудования.

При верном выборе и монтаже блока управления подогревателем вся система предпускового подогрева двигателя будет работать надежно и эффективно в любых условиях.

Другие статьи
Лопатка монтажная: сильная рука для сложной работы 21 Июня Лопатка монтажная: сильная рука для сложной работы

Зачастую при выполнении ремонта автомобиля или строительных работ необходимо приспособление, совмещающие функции рычага и ударного инструмента. В таких случаях на помощь приходят монтажные лопатки — все об этих инструментах, их типах, характеристиках, особенностях и применении читайте в этой статье.

Камера колеса: воздух для комфорта и безопасности автомобиля 14 Июня Камера колеса: воздух для комфорта и безопасности автомобиля

Во многих транспортных средствах все еще широко используются колеса традиционной конструкции, оснащенные пневматическими камерами. О том, что такое камера колеса, как она устроена, какие функции выполняет и каких типов бывает, а также о верной покупке, замене и ремонте камеры читайте в данной статье.

Кабель акустический: сильное звено между усилителем и акустикой 7 Июня Кабель акустический: сильное звено между усилителем и акустикой

При монтаже автомобильной аудиосистемы невозможно обойтись без специальных проводов — акустических кабелей. Самое важное об акустических кабелях, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о вопросах их подбора и монтажа для достижения качественного звука — узнайте из этой статьи.

Дрель пневматическая: сила воздуха - для сверления 24 Мая Дрель пневматическая: сила воздуха - для сверления

В промышленности, в ремонте автомобилей и других сферах используется сверлильный инструмент с пневматическим приводом — пневматические дрели. О том, что такое пневмодрель, каких типов она бывает, как устроена и работает, а также о верном подборе и использовании этого инструмента — читайте в статье.

Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом 17 Мая Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом

На велосипедах, мотоциклах и иной мототехнике используются рули рожкового типа, предназначенные для удерживания двумя руками. В зоне хвата на таких рулях располагаются рукоятки — грипсы. О том, что такое грипсы, какими они бывают и как устроены, а также о выборе и замене грипс читайте в этой статье.

Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе 10 Мая Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе

Для ремонта автомобиля часто требуется его подъем — эта задача решается с помощью домкратов. Широкое распространение получили бутылочные гидравлические домкраты — все об этом подъемном оборудовании, его конструкции, типах и принципе работы, а также правильном выборе и эксплуатации, читайте в статье.

Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы 3 Мая Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы

В практике автомастерских широкое применение находит специальное грузоподъемное оборудование — подкатные домкраты гидравлического или пневматического типа. О том, что такое подкатной домкрат, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о выборе и эксплуатации домкрата — читайте в статье.