Наступило время готовить свой автомобиль к зиме — нужно заменить резину и провести несложные действия над двигателем. А многим автомобилистам ко всему прочему необходимо заменить масло на то, которое пригодно для работы в холодное время года. О том, как выбрать моторное масло и как подготовить двигатель к зиме, читайте в этой статье.
Особенности эксплуатации двигателя зимой
Большинство автомобилистов не особо заботятся о подготовке транспортного средства к зиме — обычно они просто меняют шины, заливают антифриз и «незамерзайку», да в редких случаях закрывают радиатор. Но впоследствии могут возникнуть проблемы, среди которых чаще всего плохой запуск двигателя при низких температурах, течь масла и другие неисправности.
Причина всех проблем одна — морозы. При низких температурах повышается вязкость масла, что затрудняет проворачивание коленвала, а в первый момент после запуска двигателя густое масло обеспечивает худшую смазку. Также из-за отрицательных температур в системе охлаждения необходимо применять антифриз.
В целом, двигатель зимой подвергается более высоким нагрузкам, чем летом, поэтому нужно провести хотя бы минимальную подготовку мотора перед тем, как наступят настоящие холода.
Подготовка двигателя к зиме
Вязкое масло затрудняет пуск двигателя и создает определенный риск для работы двигателя, поэтому при подготовке к зиме в первую очередь необходимо уделить внимание именно маслу. Сегодня чаще всего в моторы в России заливаются всесезонные масла, которые могут работать и зимой, и летом. Однако такой подход не всегда оправдывает себя, поэтому имеет смысл проверить, какое масло в моторе сейчас, и выбрать подходящий для зимы вариант — об этом читайте ниже.
Также при подготовке двигателя к зиме нужно сделать следующие вещи:
- Проверить мотор на утечку масла — при наступлении холодов детали двигателя будут подвергаться серьезным нагрузкам (перепад температур свыше 100 градусов), отчего размер течи будет увеличиваться;
- Если в двигателе установлены обычные свечи, то их можно заменить на новые — это рекомендуется делать даже тогда, когда ресурс свечей еще не выработан;
- Промыть систему охлаждения специальными составами (об этом читайте здесь) и залить антифриз, при этом нужно руководствоваться рекомендациями производителя антифриза;
- Всегда имеет смысл проверить аккумулятор и даже при незначительной потере емкости заменить его на новый — это особенно относится к АКБ, установленным более трех лет назад.
Наконец, нужно провести осмотр двигателя, уделить внимание электропроводке (особенно бронированным проводам свечей) и общему состоянию силовой установки. При обнаружении неисправностей, утечки масла и других неприятностей лучше всего обратиться в автосервис.
Основные параметры подбора масла для зимы
Многие автолюбители сходятся во мнении, что главный критерий подбора моторного масла — его вязкость. В некоторой степени это так, но не совсем. Потому что вязкость — это определяющий параметр, однако важную роль играет и классификация масла по системам ACEA или API, которые говорят о назначении масла и его пригодности для применения в том или ином двигателе. Обычно рекомендации по использованию масла дают производители двигателя, поэтому здесь мы затронем только вопрос вязкости.
Вязкость масла обозначается цифробуквенным индексом вида SAE ххW-хх, где "х" — это цифра. Расшифровка вязкости масла очень проста. Индекс "W" означает, что масло предназначено для применения зимой (от англ. winter — зима). Первые цифры перед "W" — это низкотемпературная вязкость масла, то есть максимальная отрицательная температура, при которой вязкость данного масла лежит в пределах допустимого. А цифры после дефиса — высокотемпературная вязкость, которая означает, соответственно, максимальную положительную температуру, при которой данное масло имеет нормальные характеристики.
Значение цифр низкотемпературной и высокотемпературной вязкости указано в таблице.
Обозначение | Максимальная температура |
---|---|
Низкотемпературная вязкость | |
0W | -30 ... -35°C |
5W | -25 ... -30°C |
10W | -20 ... -25°C |
15W | -15 ... -20°C |
20W | -10 ... -15°C |
Высокотемпературная вязкость | |
30 | +20 ... +25°C |
40 | +35 ... +40°C |
50 | +45 ... +50°C |
60 | +50°C и выше |
Как нетрудно заметить, для типичной российской зимы можно использовать моторные масла с низкотемпературной вязкостью от 0W до 15W, а высокотемпературная вязкость в большинстве регионов нашей страны практически не имеет значения.
Оптимальным вариантом для большинства регионов нашей страны может считаться масло с вязкостью SAE 5W-40 — оно всесезонное и может без проблем использоваться и в южных регионах, и в Центральной России, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, хотя для северных районов лучше применять более «морозостойкие» масла.
Однако нужно заметить, что масла с низкой вязкостью (то есть более приспособленные для применения зимой) — это почти всегда «синтетика», а поэтому они имеют довольно высокую цену. Поэтому в регионах с не слишком холодными зимами можно без проблем использовать более дешевые минеральные масла с вязкостью 15W-40.
Данные рекомендации относятся к обычным двигателям, если же в моторе установлен предпусковой обогреватель, то даже в северных регионах нет смысла заливать дорогие масла с низкотемпературной вязкостью 0W или 5W.
Рекомендации по замене масла
Часто можно слышать, что при замене масла двигатель нужно обязательно промывать — на самом деле это не так. Все дело в том, что если предыдущее масло соответствовало требованиям производителя двигателя, то внутренности мотора останутся чистыми — это обеспечивают специальные присадки в масле.
Поэтому при замене можно просто тщательно слить старое масло и залить новое. Но если производится не просто замена масла, а замена кардинальная (то есть, новое масло имеет другой класс по ACEA или API, или отличается по типу), то нужно слить старое масло, залить новое, поездить на нем два-три дня, затем снова слить и окончательно налить новое масло.
И ни в коем случае нельзя смешивать масла разных производителей, разных типов и с разными показателями вязкости по SAE — это может иметь непредсказуемые последствия, которые всегда будут негативными.