Корзина 0 руб.
0

Свет против тьмы Автор: Евгений Константинов

Так уж устроена небесная механика, что день сменяется ночью, и тьма регулярно застилает землю. Поэтому всем время от времени приходится ездить в темноте, выхватывая из неё фарами участок дороги перед капотом, чтобы можно было видеть, куда едешь. Или ехать, куда видишь. Строго говоря, штатные световые приборы современных серийных автомобилей с этой задачей вполне справляются... Ровно в той мере, с которой вся остальная машина справляется с задачей ехать.

Дополнительные световые приборы делают ночное путешествие комфортнее и безопаснее, поэтому, чем больше ночных поездок, тем они важнее. Но не все они одинаково хороши для разных условий. Это только на новогодней ёлке чем больше фонариков — тем лучше, а в случае с автомобилем ситуация совершенно иная. Тут важно, чтобы дополнительный свет выполнял требующуюся от него полезную работу.

Всё многообразие дополнительных фар совершенно чётко делится на группы по своему назначению. В зависимости от него они создают разный световой поток и требуют совершенно определённого места установки, чтобы высвечивать именно то, что от них требуется. Именно поэтому путать дополнительные фары разных типов и ставить одни вместо других нельзя. Кроме того, дополнительный свет нужно настраивать. Только тогда покупка «лишних» фар будет оправданной, и они раскроют свой потенциал. А неуместные, неправильно расположенные и криво настроенные фары на дороге будут только вредить.


Что нам дождь

Всю пользу «противотуманок» начинаешь раскрывать в плохую погоду. Когда идёт дождь, снег или на землю ложится пелена тумана, свет головных фар автомобиля отражается от частичек воды в воздухе и начинает своим отражением слепить водителя. Попытка «пробить» непогоду дальним светом лишь усиливает эффект самоослепления. В такой ситуации и выручают противотуманные фары. Они формируют широкий, но плоский световой поток с резко очерченной верхней границей, направленный параллельно дороге намного ниже уровня водительских глаз.

Благодаря этому противотуманный свет, равномерно высвечивая полотно дороги перед автомобилем, почти не отражается в лицо от капель дождя или снежинок. А в случае с туманом он в большинстве случаев и вовсе будет светить ниже его пелены, которая очень редко полностью ложится на землю. Именно поэтому чем ниже установлены противотуманные фары, тем больше от них толка. И наоборот, даже самые лучшие «противотуманки» окажутся бесполезны, будучи установленными на крыше: если оттуда их направлять вниз, они будут высвечивать яркую, но узкую полосу поперёк дороги. А если направлять вдаль, свет будет рассеиваться во мраке, не касаясь поверхности земли. И в любом случае в дождь, снег и туман появится эффект самоослепления.


Дальше — больше

В долгих ночных поездках по неосвещённым шоссе здорово выручают дополнительные фары дальнего света. Они бывают двух типов — максимально дальнобойные прожекторы с узким лучом и те, что светят поближе, но дают более широкий поток. Первые предназначены для быстрой езды по пустым скоростным магистралям. Их свет при дальности до километра направлен строго вперёд по полосе движения, так что на многорядных трассах с разделительной полосой почти не мешает встречным водителям и высвечивает крупные препятствия на большом расстоянии. Но на двухрядном извилистом загородном шоссе такие прожекторы не позволят достаточно хорошо видеть обочины, и при этом начнут слепить встречный поток аж за полкилометра. Поэтому на большинстве наших дорог будет эффективнее другой тип дальних «допов», позволяющий хорошо видеть происходящее по сторонам от дорожного полотна и своевременно реагировать на выскакивающих из тьмы кошек, лосей и пешеходов. Фары этого типа должны давать поток несколько шире и дальше штатного дальнего света автомобиля, хорошо и ровно освещая пространство всей дороги метров на триста вперёд.

На спортивные машины, стартующие на ночные спецучастки классического ралли, ставят сразу обе пары дополнительных фар дальнего света. Но в обычной эксплуатации достаточно «допов» одного типа, подходящих для более частых условий ночной езды. При этом в зависимости от производителя, дизайна, размера, типа и мощности ламп световой поток, который дают дополнительные дальние приборы обоих типов, может здорово различаться. Поэтому при выборе таких фар нужно ориентироваться не только на дизайн, название и цену, но и на цифры, заявленные производителем: дальность и угол луча.

Размещать дополнительный дальний свет лучше всего на бампере, примерно на высоте штатной головной оптики. Оттуда их световой поток будет касаться своим нижним краем дорожного полотна на всём протяжении и равномерно его освещать. Если же эти фары поставить на крышу, что на первый взгляд, способно увеличить дальность, то от этого... станет только темнее. Узкий луч начнёт подсвечивать дорогу только на большом удалении, а основная сила светового потока будет рассеиваться в воздухе. Если же эти фары наклонить, чтобы они начинали высвечивать еще и ближнее пространство, то сразу же уменьшится дальность.


Взгляд назад

Во многих случаях для уверенной езды задним ходом тусклого света штатных фонарей не достаточно. Тогда их можно продублировать более яркими, тем более что существует специализированный допсвет заднего хода. Такие фары дают очень широкий поток, освещающий пространство за автомобилем метров на сорок. Чем шире луч, который они формируют, тем лучше видно, что творится по бокам, и тем удобнее маневрировать. Но чтобы не слепить едущих сзади водителей, свет этих фар чётко обрезан в верхней части, а ставить их рекомендуется, как и передние «противотуманки», по возможности ниже. Тогда их световой поток покрывает максимальную площадь земной поверхности и достигает максимальной дальности. Как и в случае с фарами переднего хода, яркость и сила светового потока тут зависят не столько от мощности лампы, сколько от размера и формы отражателя.


Вне дорог

Всё что написано выше, в равной степени справедливо для всех типов машин, в том числе и для внедорожников, регулярно съезжающих с асфальта. Но их условия эксплуатации выставляют новые требования и создают новые запросы. Во-первых, опускать «противотуманки» и фары заднего хода ниже бампера на этих машинах нельзя, чтобы не снести ударом о землю на пересечённой местности. С точки зрения сочетания эффективности света и защищённости от препятствий, оптимальное место для них — внутри бамперов, хотя это далеко не идеально по светораспределению для таких фар и не позволяет ставить крупные световые приборы с большой площадью отражателей.

А во-вторых, ночью на бездорожье нужен специальный свет, позволяющий видеть детали преодолеваемых препятствий и намечать траектории проезда через сложные участки. В отличие от шоссе, скорости на офф-роуде не высоки, но при этом важно видеть все подробности: рельеф, состояние грунта, альтернативные колеи, низко нависающие деревья и т.п. Для освещения бездорожья лучше всего подходит верхний рабочий свет, пришедший в мир автомобилей из мира дорожно-строительной техники. Но, так как в этой категории сейчас существует немало различных типов световых приборов разного предназначения, то здесь надо остановиться подробнее.


Верхние люстры

Фары рабочего света, предназначенные для установки на крыше, тоже делятся на «дальние» и «ближние». Но если форма светового потока у первых примерно похожа с дальним светом головной оптики и они также дают яркое световое пятно на некотором удалении от машины, то ближний свет сильно различается. У «рабочих» фар верхняя часть луча не обрезана, а потому они хорошо высвечивают пространство в высоту и при этом равномерно заливают светом ближнюю округу. На верхней люстре эти два типа фар дополняют друг друга, причём дальний свет обычно размещают по центру и направляют строго прямо, а ближний — по углам и разворачивают градусов на двадцать наружу. Таким образом перед автомобилем получается равномерно освещённое примерно на 120 градусов пространство, с максимально высвеченным вдаль «коридором» по центру. Кроме того, еще пару фар ближнего света ставят перпендикулярно бортам, чтобы было видно неявные примыкания узких лесных и малозаметных полевых дорог, и еще одну пару назад для облегчения манёвров задним ходом.

В последнее время всё чаще стали использовать альтернативные схемы внедорожных люстр, в которых вместо «рабочего ближнего» света используют специальные фары для ночных земляных работ, предназначенные для освещения грунта на большой площади. В сравнении с «ближними» они дают более широкий и дальнобойный луч, хорошо высвечивая участок. Но из-за того, что верхняя граница светового потока у них обрезана, такие фары светят невысоко. На практике этого вообще не замечаешь... пока не приходится искать заросший травой и подлеском въезд на старую просеку. Но такие ситуации случаются редко.

Также вместо отдельных фар на крышу ставят светодиодные балки, заливающие ярким белым светом всю округу. Они дают дальнобойный и широкий поток света за счёт расположения большого количества источников в ряд. Но из-за того, что балки обычно дают резкий свет с чёткими границами по сторонам, для внедорожного использования имеет смысл выбирать среди этих приборов максимально длинные и мощные. Чтобы было светло как днём, а ширина потока позволяла видеть не только вперёд, но и по диагонали.


Законы природы

Человеческое зрение — очень сложный механизм, и, подбирая себе дополнительные фары, нужно учитывать особенности работы этого механизма. Во-первых, в отличие от фотоэкспонометра, для человека яркость — понятие относительное. Зрение легко адаптируется к общему уровню освещённости. Попав с яркого солнца в полумрак, человек вскоре начинает выхватывать из тьмы всё новые и новые детали. Это получается тем лучше, чем ровнее свет, пусть даже он совсем тусклый. И вскоре — о чудо! — всё видно. Вспомните ясную лунную ночь — когда глаза привыкли, она кажется настолько светлой, что можно спокойно гулять по полю без фонарика. Зато при жёстком контрасте и резких светотеневых границах глаза адаптируются к наиболее ярким участкам. От этого всё, что попало в тень, проваливается в темноту. Как вокруг ночного костра, который как будто придаёт окружающей темноте дополнительную силу. Благодаря таким особенностям ночного зрения ровный свет позволяет нам лучше ориентироваться в общей обстановке, когда важно рассмотреть детали и подробности происходящего вокруг. А светотеневые контрасты чётче обозначают рельеф и препятствия на дороге, особенно вдалеке. Кроме того, резкий луч позволяет находить «зацепки» для глаза там, где деталей почти нет — например, искать заметённую колею в снежном поле. Что это значит? Только то, что у световых приборов должно быть чёткое разделение труда, а их подбор соответствовать поставленным задачам и назначению автомобиля.

Другие статьи
Нужна ли лопата в автомобиле? 22 Ноября Нужна ли лопата в автомобиле?

Нужно ли возить с собой лопату? Если да, то какую? Обидно, когда ответ на первый вопрос становиться очевидным, после того как машина застрянет по-настоящему. Хотя у современных автомобилистов приключения на бездорожье случаются редко, перепачканные люди, утопившие в грязи телефон и совершившие марш-бросок за подмогой, запоминают их надолго. Меж тем лопата в багажнике занимает совсем немного места. Попробуем выяснить, как правильно копать и какую лопату выбрать.

Двое из ларца. Часть 1 26 Августа Двое из ларца. Часть 1

Инструменты «Rock Force» и «Force» — что у них общего? Сравниваем две эти марки в условиях жестокого ремонта. В первой части статьи будет дан обзор наборов инструментов Rock Force 4821R-5 и Force 41021, а также результаты краш-тестов чемоданов, в которых поставляются данные наборы.

Сам себе шиномонтаж 5 Июля Сам себе шиномонтаж

Прокол колеса — в общем-то неприятный пустяк. Домкрат, баллонник, запаска — и можно ехать дальше. К шиномонтажу, где всё починят. Но хорошо, когда к нему ехать по ровному асфальтовому шоссе и не далеко. А если десятки километров по острому скальнику с риском порвать все оставшиеся покрышки, причём ехать в обратную сторону?

Шило на мыло, или взаимозаменяемость деталей 7 Июня Шило на мыло, или взаимозаменяемость деталей

Делать всю машину целиком на одном заводе, начиная от кузовных панелей и заканчивая болтами с гайками, было принято во времена советской плановой экономики. Все остальные ведущие мировые автопроизводители, жившие в мире капитала, меж тем с давних пор пришли к выводу, что гораздо разумнее и выгоднее распределять заказы на отдельные группы запчастей по множеству профильных предприятий.

Во всеоружии, или немного об инструментах 3 Мая Во всеоружии, или немного об инструментах

Голыми руками в современном автомобиле мало что сделаешь. Да и в несовременном тоже. Поэтому неспроста каждую новую машину на заводе комплектуют набором инструментов. Домкрат, баллонник, свечной ключ и... что там еще? В любом случае, немного.

Что своё носить с собой? 5 Апреля Что своё носить с собой?

На дворе весна. Долгие солнечные дни так и манят в дорогу. В прекрасную неведомую даль, полную чудес. Скоро придёт тепло! Наступит отпуск!

Про две морковинки, новогоднюю ёлку и праздничную полуось 14 Декабря 2015 Про две морковинки, новогоднюю ёлку и праздничную полуось

Преддверье нового года для многих становится похожим на бесконечную кольцевую гонку в поисках очередного безупречного подарка для каждого из родственников и друзей. Казалось бы, есть возможность и средства, чтобы сделать всем им приятное, осталось только выбрать, кому что.