Корзина 0 руб.
0

Краскораспылитель: качественная покраска без кисти и валика

9 Апреля 2015

Сегодня для проведения больших объемов работ по окраске все чаще используются не малярные кисти, а более удобные и производительные инструменты — краскораспылители. О том, что такое краскораспылитель, как он устроен и работает, и как его правильно эксплуатировать и обслуживать читайте в этой статье.


Что такое краскораспылитель

Краскораспылитель (или краскопульт) — специальный инструмент, предназначенный для нанесения на различные поверхности лакокрасочных материалов. Краскораспылители значительно облегчают проведение малярных работ, экономят время и повышают качество окраски. Только с помощью краскопульта можно за короткое время нанести лакокрасочное покрытие на большую поверхность, одновременно обеспечивая равномерность толщины покрытия и предотвращая возникновение дефектов (потеков, тонких мест и т.д.).

Интересно, что первый пневматический краскопульт появился еще в 1893 году, его создателем стал американский скульптор и художник Фрэнсис Миллет. Считается, что Миллет, на которого была возложена задача оформления Всемирной выставки в Чикаго, столкнулся с необходимостью в кратчайшие сроки произвести окраску больших поверхностей, и ему в голову пришла идея распылять краску с помощью сжатого воздуха. С тех пор общая концепция краскораспылителя не изменилась.

Сегодня в большинстве малярных работ краскораспылитель уже вытеснил обычные кисти и валики. Эти устройства широко применяются в самых разных сферах — в строительстве и ремонте, в машиностроении и других отраслях промышленности. А в последние годы легкие, простые и доступные по цене краскопульты все чаще используются в быту. Поэтому многие из нас сталкиваются с необходимостью выбора и покупки краскопульта — для этого нужно иметь понятие о типах данного оборудования и его особенностях.


Типы и разновидности краскораспылителей

Существует несколько типов краскораспылителей, которые отличаются по принципу действия и исполнению.

По принципу действия все краскопульты можно разделить на три категории:

  • Пневматические;
  • Механические;
  • Электростатические.

В пневматических краскопультах распыление краски по поверхности осуществляется с помощью потока сжатого воздуха, в сущности — это пульверизаторы, которые требуют для своей работы источника сжатого воздуха (компрессора).

В механических краскопультах для распыления краски используются либо небольшие поршневые насосы, либо вращающиеся с большой скоростью диски. Сегодня краскораспылители с дисками практически вышли из употребления, а поршневые, напротив, находят самое широкое применение в быту. Важно отметить, что такие краскопульты чаще называют электрическими, так как в них встроен электромотор, о чем будет сказано ниже.

Электростатические краскораспылители — это аппараты профессионального уровня, которые являются довольно экзотичными для нашей страны. Нанесение краски на окрашиваемую поверхность производится за счет электростатического притяжения. Для окраски годятся только металлические предметы, так как данный способ требует источника высокого напряжения, обеспечивающего необходимый по величине электростатический заряд. Об этих краскораспылителях мы говорить не будем.

О наиболее популярных пневматических и механических (электрических) краскопультах расскажем более подробно.


Пневматические краскораспылители

В общем случае, пневматический краскопульт имеет довольно простое устройство. Его основу составляет пистолет, к которому подводится сжатый воздух и краска. В пистолете имеется сопло (или дюза), через которое производится распыление краски, а также клапанный механизм управления (реализованный в виде курка). Обычно воздушный канал проходит вдоль корпуса пистолета, а отбор краски производится ближе к соплу. Для настройки формы факела и количества краски используется регулируемая игла (она может входить и выходить из отверстия сопла), расположенная с внутренней стороны сопла.

Принцип работы пневматического краскопульта прост. Поток воздуха, проходящий по воздушному каналу пистолета, на большой скорости (до 450 и более м/с) сталкивается с медленно вытекающей краской — в результате краса за счет своей эластичности сначала вытягивается в струи, а затем, по выходу из сопла, разбивается на микроскопические капли. Этот поток воздуха и краски образует факел, с помощью которого и производится окрашивание поверхности. Поступление краски в воздушный канал, особенно в случае с нижним расположением бачка или штуцера для краски, обеспечивается падением давления, которое создается потоком воздуха вследствие закона Бернулли.

Однако все описанное — это только общий случай, сегодня существует несколько типов пневматических краскораспылителей:

  • HP — High Pressure (высокое давление);
  • HVLP — High Volume Low Pressure (высокий объем, низкое давление);
  • RP — Reduced Pressure (пониженное давление);
  • LVLP — Low Volume Low Pressure (низкий объём, низкое давление).

Также иногда выделяют распылители типа MP (среднее давление) и LVMP (низкий объем среднее давление), но чаще всего пользуются именно описанными выше четырьмя категориями.

Краскораспылители HP — это классическое решение. В них используется высокое (до 6 атмосфер) давление воздуха, они крайне просты по конструкции и не предлагают большого числа регулировок. За счет высокого давления обеспечивают быстрое распыление большого объема краски (и окрашивание больших поверхностей с минимальными затратами времени), однако обладают очень низкой эффективностью (до 50% краски теряется в виде тумана, который не ложится на окрашиваемую поверхность) и создают покрытие низкого качества, поэтому не подходят для ответственной работы.

Краскораспылители HVLP — более современное решение (хотя и разработано в 1980-х годах). Пистолет имеет несколько особым образом расположенных воздушных каналов, в результате чего воздух, приходящий под высоким (до 3 атмосфер) давлением сначала разбивает краску на мелкие капли, а затем под пониженным до 0,7 атмосфер давлением производит распыление. При таком подходе количество красителя, попадающего на поверхность, увеличивается до 65–70%, а качество окрашивания в целом выше.

Краскораспылители RP — это вариант аппаратов HP, но с пониженным примерно вдвое рабочим давлением. Они довольно экономичны, хотя по сравнению с более совершенными HVLP и LVLP обеспечивают не самое лучшее окрашивание.

Краскораспылители LVLP — самая современная на сегодняшний день технология. Она в целом повторяет HVLP, но позволяет тратить значительно меньшие объемы воздуха. Считается одной из перспективных технологий, однако с помощью пистолетов LVLP невозможно эффективно работать с густыми красителями, требующими высоких давлений воздуха.

Пневматические краскораспылители можно разделить на два типа по способу подачи краски:

  • С подачей из отдельной емкости через шланг;
  • С подачей из бачка малой емкости, установленного на пистолете (снизу или сверху).

Также существуют так называемые безвоздушные краскораспылители. Названы они так потому, что к малярному пистолету подводится только краска, которая уже имеет высокое давление, а поэтому сама распыляется через сопло. Для подачи краски используются специальные красконагнетательные баки, к которым как раз и подключается компрессор. То есть, под давлением воздуха внутри бака краска через шланг выходит в пистолет, в сопле которого и распыляется.

Все пневматические распылители независимо от принципа действия делятся на две категории:

  • Ручные;
  • Автоматические (или для роботизированной окраски).

Ручные краскопульты выполнены в виде малярного пистолета, с которым работает человек. Автоматические аппараты — это набор автоматических краскораспылительных головок, которые устанавливаются на окрашивающее оборудование и не требуют участия человека.

В заключении отметим, что чаще всего пневматические краскораспылители — это профессиональные устройства, которые предлагают массу регулировок (форма и размеры факела, количество и давление воздуха, количество краски и т.д.), и требуют наличия у оператора определенных навыков. Поэтому данные аппараты в большинстве своем довольно дороги и использование их в быту неоправданно.


Электрические краскораспылители

Электрические краскораспылители — это более простые и дешевые устройства, которые оптимально подходят для использования в быту. Они автономны (не требуют подключения внешнего источника сжатого воздуха), достаточно экономичны и крайне просты в работе. Электрический краскопульт нужно просто заправить краской, включить в розетку и начать работать.

В основе этого устройства лежит простейший поршневой насос, которые обеспечивает подачу краски под высоким давлением в сопло. Насос имеет привод от малогабаритного электромотора, а краска помещается в небольшом бачке — вся эта конструкция оформлена в виде эргономичного пистолета, в общих чертах похожего на пистолет пневматического краскораспылителя.

Работает электрический распылитель крайне просто. Когда поршень насоса опускается, в цилиндре создается пониженное давление — в этот момент некоторое количество краски засасывается в цилиндр. При подъеме поршня давление, напротив, повышается, и краска с силой выбрасывается через открывшийся клапан в сопло — здесь происходит распыление краски и образование факела. Так как насос работает с достаточно высокой частотой, краска подается непрерывно. Во время работы такой краскораспылитель издает характерный жужжащий звук.

На сегодняшний день существует два основных типа электрических краскопультов:

  • Ручные краскораспылители — выполнены в виде малярного пистолета, в котором объединены все детали аппарата;
  • Напольные краскораспылители — более мощные устройства, в которых насос и мотор расположены в отдельном блоке, соединенном с помощью шланга с пистолетом (баллон с краской находится на пистолете).

Электрические устройства обычно дают меньше возможностей по регулировкам, чем профессиональные пневматические. Хотя и здесь обязательно предусмотрена регулировка формы и ширины факела, а также регулировка количества подачи краски.

Однако всегда нужно помнить, что данный тип краскораспылителей — это простые устройства для применения в быту, поэтому их нельзя сравнивать с профессиональными пневматическими аппаратами. А главное — их не имеет смысла применять в коммерческих целях, так как результат работы будет невысоким.


Выбор краскораспылителя

Итак, какой краскопульт выбрать? Все зависит от решаемых задач, и основных случаев здесь два:

  • Профессиональная работа с лакокрасочными покрытиями, необходимость окраски высокого качества — только профессиональные пневматические или электростатические краскораспылители;
  • Периодическое окрашивание, не требующее высокого качества покрытия — электрические бытовые краскораспылители.

То есть, если вы профессионал, то сделаете выбор в пользу серьезного покрасочного оборудования. А если вам нужен просто аппарат для покраски забора, стен или каких-то конструкций, то лучшим и экономически оправданным вариантом станет электрический краскораспылитель.

Хотя здесь возможны и исключения. Например, если есть свободный доступ к компрессору, то и для периодических работ можно выбрать простой пневматический краскопульт. Также сегодня существуют пневматические краскораспылители, комплектуемые компактными и недорогими компрессорами, что может стать хорошим выбором.


Приемы работы с краскораспылителем

Для получения лакокрасочного покрытия высокого качества перед началом работы необходимо правильно подготовить краску и соответствующим образом отрегулировать краскопульт.

Наилучшим вариантом является использование специализированных красок, предназначенных для нанесения с помощью краскопульта. Все необходимые приготовления обычно указаны в инструкции к краске, и для получения лучшего результата их стоит соблюдать. Многие краскопульты допускают применение обычных водоэмульсионных красок, а также разнообразных лаков и пропиток. В каждом случае необходимо добиваться рекомендованной вязкости ЛКМ с помощью растворителей.

Теперь можно приступать к настройкам самого краскопульта. В первую очередь производится настройка ширины и формы факела. Здесь принцип простой: если нужно покрасить много, то факел лучше делать круглым и широким, если нужно покрасить небольшую площадь или отдельные участки, то факел должен быть плоским или даже круглым, и при этом иметь небольшую ширину.

Далее следует установить оптимальное давление воздуха. Для этого необходимо сделать несколько пробных окрашиваний на ненужном материале (а лучше всего на большом листе белой бумаги), и посмотреть на результат. Здесь возможны три варианта:

  • Неравномерная окраска с крупными стекающими каплями — давление необходимо поднять;
  • Пятно от факела в виде восьмерки — давление необходимо снизить;
  • Неправильное пятно с неравномерным нанесением краски — вероятно, что сопло забито или неисправно.

При правильной регулировке факел должен производить равномерное окрашивание без потеков.

Наконец, можно произвести регулировку подачи количества краски, здесь принцип тот же — поверхность должна окрашиваться равномерно и оптимальным по толщине слоем. Если краски будет много, то она начнет стекать, если мало — слой краски будет «просвечивать».

После проведения всех регулировок можно приступать к окрашиванию. Наносить краску нужно равномерно, без резких движений и остановок на одном месте. Наносить краску следует вдоль или поперек окрашиваемой поверхности таким образом, чтобы каждый следующий проход наполовину закрывал предыдущий, в противном случае между соседними проходами образуются участки с более светлым оттенком. При этом держать краскораспылитель нужно таким образом, чтобы его ось всегда была перпендикулярна окрашиваемой поверхности.

Существуют определенные приемы окрашивания различных поверхностей (плоских, кривых, горизонтальных, вертикальных, а также углов и т.д.), однако рассмотреть их все здесь невозможно — для изучения вопроса рекомендуем обратиться к специализированной литературе и руководствам. Но сразу можно сказать, что освоение работы краскопультом не имеет каких-то сложностей и доступно всем без ограничения.

После окончания работы краскораспылитель следует разобрать и промыть с использованием специальных чистящих средств и растворителей. Необходимо тщательно промывать сопло, очищать иглу, промывать все каналы для подачи краски, бачок и т.д. Мойку краскопульта нельзя откладывать на потом, так как засохшая краска может сделать некоторые важные детали аппарата непригодными для дальнейшей эксплуатации. Собирать пистолет нужно после полного высыхания всех деталей.

При правильном выборе, грамотной эксплуатации и обслуживании краскораспылитель будет служить долго, качественно выполняя все поставленные перед ним задачи.


Другие статьи
Масло промывочное 1 Декабря Масло промывочное

Современный рынок предлагает (а реклама зачастую навязывает) специальные средства для очистки системы смазки двигателя — промывочные масла и жидкости. О том, что такое промывочное масло, действительно ли его стоит применять, и как правильно выбирать промывочные масла и жидкости — читайте в этой статье.

Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге 24 Ноября Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге

Каждый водитель сталкивался с аквапланированием — неприятной ситуацией, когда на мокрой дороге колеса теряли сцепление с дорогой, и машина на короткий миг становилась практически неуправляемой. О том, как бороться с аквапланированием в различных ситуациях и уберечься от аварий — читайте в этой статье.

Нужна ли лопата в автомобиле? 22 Ноября Нужна ли лопата в автомобиле?

Нужно ли возить с собой лопату? Если да, то какую? Обидно, когда ответ на первый вопрос становиться очевидным, после того как машина застрянет по-настоящему. Хотя у современных автомобилистов приключения на бездорожье случаются редко, перепачканные люди, утопившие в грязи телефон и совершившие марш-бросок за подмогой, запоминают их надолго. Меж тем лопата в багажнике занимает совсем немного места. Попробуем выяснить, как правильно копать и какую лопату выбрать.

Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев 10 Ноября Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев

Каждый автолюбитель вынужден ежегодно тратить многозначные суммы на покупку топлива, и с этим стоит только смириться. Но опытные водители и инженеры утверждают, что мириться с таким положением дел не стоит, ведь есть простые и эффективные рецепты экономии топлива — именно о них рассказано в этой статье.

Замена шаровых опор на Калине: безопасность и комфорт без лишних затрат 3 Ноября Замена шаровых опор на Калине: безопасность и комфорт без лишних затрат

Со временем каждый владелец автомобиля Lada Kalina сталкивается с необходимостью менять шаровые опоры. Эта операция вполне доступна для самостоятельного выполнения. О том, в каких случаях необходимо менять шаровые, и как выполняется замена шаровых опор на автомобилях Лада Калина — читайте в этой статье.

Как выехать из грязи: советы и практические приемы 27 Октября Как выехать из грязи: советы и практические приемы

Что делать, если автомобиль застрял в грязи, а под рукой нет трактора? В этой ситуации можно предпринять попытку самостоятельно освободиться из грязевого плена. А о способах, как выехать из грязи с помощью подручных средств, читайте в этой статье.

Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора 20 Октября Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора

Тормозная жидкость — одна из технических жидкостей, к выбору и покупке которой следует подходить с особой тщательностью. О том, что такое тормозная жидкость, какой она бывает, и как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля — читайте в этой статье.