Корзина 0 руб.
0

Система зажигания ВАЗ

27 Января 2015

Система зажигания относится к одной из основных систем управления силовым агрегатом автомобиля. Предназначена она для своевременного воспламенения рабочей смеси из топлива и воздуха посредством образования искрового разряда на свече, расположенной в топливной камере цилиндра мотора. От ее слаженной работы зависит, насколько качественно будет использоваться энергия сгорания топлива в моторе в процессе ее трансформации в кинетическую энергию движения автомобиля.

Основной задачей системы зажигания двигателя является своевременное воспламенение топлива в камере сгорания цилиндров мотора. Ведь именно от образования искрового разряда в нужный момент будет зависеть, какое количество тепловой энергии топлива перейдет в кинетическую энергию движения узлов ходовой части автомобиля. Именно качеством ее работы определяется мощность двигателя и экономное использование топлива.

В отечественных автомобилях ВАЗ могут устанавливаться два типа систем зажигания: классическая и бесконтактная. Основным отличием между этими двумя системами является принцип прерывания тока, который подается на генерирующие искры свечи.


Конструкция классической системы зажигания

Система зажигания автомобилей ВАЗ включает в себя следующие узлы:

  • электрогенератор;
  • замок зажигания;
  • распределитель (трамблер) зажигания;
  • прерывательный кулачок;
  • катушка СЗ;
  • высоковольтные провода со свечами;
  • аккумулятор.

Работа классической системы зажигания состоит в следующем. Прерывательный кулачок трамблера при замыкании контактов способствует передаче напряжения к катушке зажигания. Ее задача состоит в том, чтобы генерировать напряжение около 18 кВ и силой тока в 9 А. Созданное высокое напряжение подается на центральную клемму трамблера и посредством контактора раздается на высоковольтные провода, ведущие к свечам зажигания, которые и создают искру, поджигающую топливную смесь в камере сгорания.


Основные проблемы в работе классической системы зажигания

Хотя этот узел автомобиля ВАЗ достаточно надежен, мало кто из владельцев этих автомобилей не сталкивался с проблемами в его работе. Основным недостатком этого типа системы зажигания является его конструкционная особенность, а именно — наличие в конструкции распределителя контактных механизмов. Наиболее часто наблюдается чрезмерный износ прерывательного кулачка или самих контактов, их окисление, потеря упругости прижимной пружины, выход из строя опорного подшипника. Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что эта система достаточно устаревшая морально и может быть заменена более эффективной бесконтактной системой зажигания, особенности которой и будут рассмотрены ниже.


Основные преимущества бесконтактной системы зажигания перед классической

Основным отличием бесконтактной от классической системы зажигания ВАЗ является то, что процесс прерывания напряжения в высоковольтной обмотке катушки зажигания выполняет специальный коммутатор, управляемый бесконтактным датчиком. Таким образом, в конструкции исключаются контактные элементы, которые и имели максимальный износ в устаревшей системе.

Устанавливая на транспортное средство бесконтактную систему зажигания, кроме исключения недостатков классической, автолюбитель получает еще ряд преимуществ. Среди основных следует отметить возможность получения более высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Теперь это значение может достигать до 24 кВ, что позволяет получать более мощную искру, способствующую лучшему сгоранию топливной смеси. Благодаря этому улучшаются динамические показатели работы двигателя, увеличивается его мощность, минимизируется содержание угарного газа в отработанных газах, облегчается запуск холодного двигателя.


Конструкционные особенности бесконтактной системы зажигания

Конструкция этой системы зажигания схожа с классической, но имеет некоторые отличия из-за отсутствия контактных элементов в распределительной системе. К основным узлам бесконтактной системы относятся:

  • бесконтактный трамблер, он же датчик-распределитель

    Его задача состоит в своевременном формировании высоковольтных импульсов тока подаваемого к свечам.

  • коммутатор

    Это устройство рассчитано на то, чтобы в нужный момент прерывать ток в первичной цепи катушки зажигания. Момент прерывания определяется из сигналов, подаваемых из датчика-распределителя.

  • катушка зажигания

    Катушка служит для того, чтобы преобразовать низковольтное напряжение аккумуляторной батареи (12 В) в высоковольтный ток (около 24 кВ). Это позволит «пробить» воздушное пространство между электродами свечи и зажечь топливную смесь.

  • высоковольтные провода

    Посредством этих проводников высоковольтный ток передается к свечам зажигания.

  • свечи

    Именно с их помощью выполняется зажигание смеси в топливной камере.


Схема бесконтактной системы зажигания ВАЗ-2109

Схема бесконтактной системы зажигания ВАЗ-2109

1 — бесконтактный датчик;
2 — датчик-распределитель зажигания;
3 — свечи зажигания;
4 — коммутатор;
5 — катушка зажигания;
6 — монтажный блок;
7 — реле зажигания;
8 — замок зажигания


Неисправности в работе системы зажигания

Хотя бесконтактная система и превосходит по своим эксплуатационным показателя классическую, она также имеет свои слабые места. К основным неисправностям бесконтактных систем зажигания относятся проблемы, связанные с транзисторным коммутатором, крышкой распределительного датчика, вакуумным и центробежным регулирующим механизмом опережения зажигания, а также дефектами свечей.

К основным причинам, которые могут спровоцировать неисправности системы зажигания следует отнести:

  • несоответствие эксплуатационным правилам (применение низкокачественного топлива, несвоевременное и неквалифицированное выполнение ТО системы зажигания);
  • некачественные комплектующие системы зажигания (применение деталей низкого качества, использование неоригинальных свечей, катушек, проводов от неизвестных производителей);
  • внешние факторы (механические воздействия на элементы системы зажигания, влияние агрессивной внешней среды).

Неисправности в работе системы зажигания могут диагностироваться по внешним, вполне характерным, признакам. Следует заметить, что они схожи с поломками топливной системы, поэтому диагностику этих двух систем нужно проводить в комплексе. К основным признакам некорректной работы системы зажигания относятся:

  • затрудненный пуск мотора;
  • неустойчивые обороты холостого хода;
  • потеря мощности силового агрегата;
  • увеличенный расход бензина.

При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков следует как можно скорее выполнить обслуживание системы зажигания, чтобы избежать более сложных поломок двигателя и его топливной системы.


Другие статьи
Ящик для крепежа (органайзер): разложить все по полочкам 16 Февраля Ящик для крепежа (органайзер): разложить все по полочкам

Правильное хранение инструмента и материалов — залог успешной и быстрой работы. В организации хранения крепежа, различных расходных материалов и мелочей помогают специальные ящики-органайзеры. О том, что такое ящик для крепежа, какие преимущества он имеет, и как его выбрать — читайте в этой статье.

Сварочные электроды и проволока: выбор расходников для надежного соединения 9 Февраля Сварочные электроды и проволока: выбор расходников для надежного соединения

Выполнение электросварных соединений требует применения специальных расходных материалов — сварочных электродов и проволоки. О том, что такое сварочные электроды и проволока, об их существующих видах и стандартах, характеристиках и применимости, а также о правильном выборе и читайте в данной статье.

Присадки в дизельное топливо: защита двигателя в сложных ситуациях 2 Февраля Присадки в дизельное топливо: защита двигателя в сложных ситуациях

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

Растворитель: правильная консистенция лакокрасочных материалов 26 Января Растворитель: правильная консистенция лакокрасочных материалов

При проведении покрасочных работ часто возникает необходимость довести лакокрасочные материалы до определенной консистенции — эта задача решается с помощью растворителей и разбавителей. О том, что такое растворители, каких типов они бывают и как правильно их подбирать для работы — читайте в статье.

Обезжириватель: правильная очистка и подготовка поверхности 19 Января Обезжириватель: правильная очистка и подготовка поверхности

Для выполнения склеивания, покраски и другой обработки изделий требуется выполнение предварительного обезжиривания. Эта задача решается с помощью специальных обезжиривающих средств (обезжиривателей). О том, что такое обезжириватель и как верно подобрать средство для обезжиривания — читайте в статье.

Провод АКБ: подача тока без потерь 12 Января Провод АКБ: подача тока без потерь

Подача электрического тока от аккумуляторной батареи к стартеру и потребителям электросистемы автомобиля выполняется аккумуляторными проводами (проводами АКБ). О том, что такое провода АКБ, как они устроены, каких типов бывают и какое место занимают в бортовой электрической сети — читайте в статье.

Смазка WD-40: универсальное решение сотен проблем 5 Января Смазка WD-40: универсальное решение сотен проблем

Легендарная смазка WD-40 пользуется огромной популярностью во всем мире, однако далеко не все знают о реальных возможностях этого средства. О том, что такое смазка WD-40, в чем ее особенность, какими характеристиками она обладает и как в действительности ее нужно применять — читайте в данной статье.