0

Гидравлическое масло

26 Декабря 2014

Качественная работа гидравлической системы любой техники зависит от правильного выбора нужного типа гидравлического масла. Благодаря широкому спектру масел с разными рабочими характеристиками, легко подобрать продукт, который оптимально подойдет для конкретных эксплуатационных условий и обеспечит надежную защиту элементов гидросистемы в ходе ее многолетней работы.

Гидравлическое масло играет ключевую роль в работе различных гидравлических систем. Именно при помощи этих жидкостей в гидросистемах передается усилие на рабочие узлы. Учитывая специфику использования этого типа масла, к нему выдвигается множество технических и эксплуатационных требований, исходя из которых, оно может применяться для различного рода гидросистемах.

Существует широкий спектр гидрооборудования, с разными эксплуатационными характеристиками, поэтому выпускается огромное количество гидравлических масел для определенной области использования. Увы, но универсального масла на все случаи жизни не существует. Рассмотрим, каким образом, по каким параметрам классифицируются масла, чтобы понять, какие именно нужны для конкретного механизма.


Общий классификатор гидравлического масла

В зависимости от базовых компонентов, масла можно классифицировать по составу:

  • нефтяная основа;
  • синтетическая основа;
  • водно-гликолевая основа.

По отраслевому назначению масло гидравлическое может распределяться по следующим группам:

  • масло, используемое в гидропередачах, гидравлических приводах, системах циркуляции и смазки промышленной техники;
  • масло для тормозных и амортизационных систем транспортных средств;
  • масло, применяемое для компактной наземной техники, а также морской и авиационной техники.

По целевому назначению, учитывая место эксплуатации оборудования, гидравлическое масло квалифицируют как:

  • масло для техники, эксплуатируемой внутри помещений — HLV;
  • масло для техники, используемой в условиях перемены температурного режима — HVLP;
  • масло для отрицательных температур — специальный норвежский стандарт.

Основные свойства гидравлических масел

Исходя из области применения и выполняемых работ с их применением, гидравлические масла должны отвечать ряду характеристик:

  1. Оптимальные коэффициенты вязкости и хорошие показатели вязкостно-температурных зависимостей в достаточно широком температурном интервале;
  2. Высокая антиокислительная стойкость, химическая устойчивость и термическая стабильность рабочих параметров;
  3. Масло должно иметь высокие антикоррозийные и защитные свойства по отношению к узлам и элементам систем, в которых они применяются;
  4. Хорошая фильтрация, оптимальные антипенные, деаэрирующие и деэмульгирующие свойства;
  5. Устойчивость к материалу системы, в которой оно используется в качестве рабочей жидкости.

Производство гидравлического масла

Масло гидравлическое производится из высокоочищенной базовой масляной смеси, получаемой из фракций нефти. Для этого применяются гидрокаталитическая и экстракционная очистка. Чтобы достичь нужных химико-физических и эксплуатационных свойств, в масляную субстанцию добавляются специальные присадки:

  • антикоррозионные;
    В гидросистемах должна исключаться вероятность химической реакции компонентов масла и металлических деталей. Масло гидравлическое должно быть химически нейтрально к механизмам, с которыми оно взаимодействует.
  • антиокислительные;
    Некоторые механизмы работают во внешней среде, которая способствует образованию пленки окиси на поверхности металла. Состав масла должен исключать возможность прохождения окислительных процессов.
  • противоизносные;
    В процессе эксплуатации масла не допускается его загрязнение продуктами износа трущихся деталей. Поэтому его состав должен максимально исключить процессы износа работающих механизмов.
  • антипенные.
    При работе гидравлических систем не допускается образование пены в масле, поскольку в этом случае процесс смазывания трущихся деталей не может выполняться эффективно.

Вязкость гидравлического масла

По вязкостным свойствам все гидравлические масла делятся на три группы:

  • маловязкое масло — вязкость класса с 5 по 15;
  • средневязкое — класс вязкости от 22 до 32;
  • вязкое масло — вязкость от 46 до 150.

Как известно, вязкость масла обратно пропорционально зависит от температуры. То есть при ее увеличении вязкость масла уменьшается и может достигать критических значений. Для того чтобы гидравлическая техника эффективно работала и не изнашивалась преждевременно масло в каждом ее режиме работы должно иметь оптимальный уровень вязкости. Различают три вида вязкости масла:

  1. Стартовая вязкость. Это значение привязано к условиям хранения оборудования и должно отвечать именно тому температурному режиму, в котором запускается оборудование в работу. Например, для оборудования, хранимого в отапливаемых помещениях, стартовая температура, будет выше, нежели для того, которое используется на открытом пространстве. Соответственно и вязкость масла в этих случаях должна быть разной.
  2. Оптимальная вязкость. В процессе работы гидравлической системы ее механизмы и детали должны испытывать минимальное сопротивление и оптимальное смазывание, что достигается при оптимальных значениях вязкости масла для эксплуатационного режима.
  3. Минимальная вязкость. При функционировании гидросистемы ее детали нагреваются, что приводит к тому, что вязкость масла постепенно уменьшается. Если вязкость снизится до таких значений, что масляная пленка будет иметь толщину ниже критической и детали будут хуже смазываться, может произойти их чрезмерный износ. Поэтому каждое оборудование характеризуется своим параметром минимальной вязкости, которому должно отвечать используемое масло.

Классификатор масла по эксплуатационным характеристикам

Эксплуатационные характеристики и наличие в составе масла определенного типа присадки позволяет поделить выпускаемые масла на три класса:

  • Класс А (соответствует ISO – HH). К этому типу относится масло на нефтяной основе, которое не имеет спецприсадок. Используется в слабонагруженных гидросистемах, для которых эксплуатационный режим отвечает давлению в системе 15 МПа и температуре масла не более 80°С.
  • Класс Б (HL). Сюда входят гидромасла, состав которых обогащен антикоррозионными и антиокислительными добавками. Предназначается для средненагруженных гидросистем разных типов, функционирующих при давлениях не больше 25 МПа и температуре масла более 80°С.
  • Класс В (HМ). Этот тип включает высокоочищенные гидравлические смазки с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными добавками. Может применяться в гидросистемах функционирующих при давлениях выше 25 МПа и температурах масляной субстанции выше 90°С.

Следует также отметить, что кроме чисто гидравлических масел к этому классификационному списку относятся и масла марок «P», «A», «МГТ». Эти смазочные жидкости относятся к трансмиссионным маслам, используемым для работы гидромеханической передачи. Кроме этого, они успешно могут применяться в навесном оборудовании, устанавливаемом на спецтехнике.

Таким образом, благодаря правильному выбору гидравлического масла под определенные эксплуатационные условия конкретной гидросистемы, можно гарантировать ее длительную, безотказную и износоустойчивую эксплуатацию.


Другие статьи
Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом 17 Мая Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом

На велосипедах, мотоциклах и иной мототехнике используются рули рожкового типа, предназначенные для удерживания двумя руками. В зоне хвата на таких рулях располагаются рукоятки — грипсы. О том, что такое грипсы, какими они бывают и как устроены, а также о выборе и замене грипс читайте в этой статье.

Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе 10 Мая Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе

Для ремонта автомобиля часто требуется его подъем — эта задача решается с помощью домкратов. Широкое распространение получили бутылочные гидравлические домкраты — все об этом подъемном оборудовании, его конструкции, типах и принципе работы, а также правильном выборе и эксплуатации, читайте в статье.

Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы 3 Мая Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы

В практике автомастерских широкое применение находит специальное грузоподъемное оборудование — подкатные домкраты гидравлического или пневматического типа. О том, что такое подкатной домкрат, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о выборе и эксплуатации домкрата — читайте в статье.

Гайкорез: закисшие гайки больше не проблема 26 Апреля Гайкорез: закисшие гайки больше не проблема

В работе сервисных мастерских и любительской практике часто возникают проблемы с закисшими гайками, которые не удается демонтировать ключами. Для решения проблемы используется специальный инструмент — гайкорез. О типах и конструкции гайкорезов, их выборе и правильной эксплуатации — читайте в статье.

Мост диодный: постоянный ток в автомобиле 19 Апреля Мост диодный: постоянный ток в автомобиле

На современных автомобилях используются трехфазные генераторы переменного тока, однако все автомобильные электроприборы работают от постоянного тока. За выпрямление тока в генераторах отвечает диодный мост — об этом узле, его типах, конструкции и работе, а также о выборе и замене, читайте в статье.

Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля 12 Апреля Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля

Среди декоративных элементов для украшения автомобиля особое место занимают дефлекторы двери — гнутые пластиковые детали, положительно влияющие на аэродинамику и внешний вид транспортного средства. Все о дефлекторах дверей, их типах и конструкции, а также об их выборе и монтаже — читайте в статье.

Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика 5 Апреля Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика

Электромонтажные работы требуют выполнения множества вспомогательных операций с проводами, первая из которых — удаление изоляции. Данную работу удобно выполнять с помощью клещей для снятия изоляции или стрипперов — об этом инструменте, его типах, конструкции и правильном применении, читайте в статье.