Корзина 0 руб.
0

Давление в шинах. Постоянные проверки — признак маниакальности или профессионализм любителя?

26 Сентября 2014

Давление в шинах играет исключительно важную роль в управляемости, комфорте, безопасности и экономичности автомобиля, поэтому данному параметру нужно уделять большие внимание. О том, какое давление должно быть в шинах различных колес и автомобилей, как его изменять в зависимости от условий и как правильно производить измерение — читайте в предложенной статье.


Какое значение имеет давление в шинах?

Первые пневматические шины появились еще в 1888 году, однако в то время они использовались только для установки на велосипеды, а первые автомобили обходились цельнолитыми резиновыми колесами. Уже в начале XX века пневматические шины стали использоваться на автомобилях, водители сразу оценили все преимущества этой новинки, и к 20-м годам колеса с привычными для нас покрышками вытеснили колеса других конструкций.

Характеристики шин (а с ними и многие характеристики автомобиля) во многом зависят от давления заключенного в них воздуха. Давление в шинах прямо или косвенно влияет на следующее:

  • Управляемость автомобиля;
  • Износ деталей подвески;
  • Износ покрышек;
  • Износ трансмиссии и деталей привода ведущих колес;
  • Величина тормозного пути;
  • Вероятность «аквапланирования» и скорость его начала;
  • Расход топлива;
  • Устойчивость покрышек к проколам и повреждениям.

Причем давление в шинах может оказывать как положительный, так и отрицательный эффект, то есть — улучшать или ухудшать управляемость, увеличивать или уменьшать тормозной путь, скорость начала «аквапланирования» и т.д. Поэтому существует некоторое оптимальное давление, которое обеспечивает наилучшие характеристики. Пониженное и повышенное давление оказывает различное влияние.

Пониженное давление проявляется следующими эффектами:

  • Ухудшение управляемости (автомобиль «рыскает», его «уводит» в сторону и т.д.);
  • Ухудшается маневренность, главным образом — становится сложнее совершать повороты;
  • Нехарактерный износ боковин покрышки;
  • Снижение скорости начала «аквапланирования»;
  • Несколько повышенный расход топлива (хотя рост редко превышает 3-5%);
  • Повышение комфорта движения;
  • Уменьшение тормозного пути;
  • Повышение вероятности срыва в занос;
  • Повышение проходимости автомобиля;
  • Сокращение ресурса покрышек.

Таким образом, понижение давление в шинах оказывает как отрицательные, так и положительные эффекты. Причины этого понятны и кроются в изменении формы приспущенного колеса: при понижении давления боковые части протектора, обычно приподнятые над поверхностью дороги, опускаются, вследствие чего увеличивается площадь контакта колеса с дорогой. Большая площадь — это большее сцепление с дорожным покрытием, отсюда худшая управляемость, меньший тормозной путь и повышенный расход топлива. Увеличенная площадь контакта колеса с дорожным покрытием обеспечивает снижение удельного давления, а значит — повышает проходимость. Также приспущенная шина становится мягче, поэтому повышается комфорт поездок.

Повышенное давление в шинах имеет противоположные эффекты:

  • Увеличенный износ центральной части протектора;
  • Ухудшение управляемости;
  • Увеличение тормозного пути;
  • Ухудшение комфорта движения;
  • Повышенный износ деталей подвески;
  • Повышение вероятности повреждения шины и даже ее «взрыв»;
  • Некоторое снижение расхода топлива.

При повышенном давлении уменьшается площадь пятна контакта покрышки с дорогой, вследствие чего повышается износ центральной части протектора, ухудшается проходимость и маневренность, а главное — движение автомобиля становится более жестким, начинают чувствоваться даже незначительные неровности дороги, что негативно сказывается на комфорте. Однако это не мешает многим водителям сознательно повышать давление в колесах, что обычно делается для повышения грузоподъемности грузовых автомобилей и для снижения расхода топлива.

Необходимо заметить, что здесь речь идет об изменении давления на 5-15% (редко — на 20%) от номинального. Такое изменение практически незаметно на глаз и без манометра трудно определить, насколько давление соответствует оптимальному. Поэтому при подкачке колес следует пользоваться манометром, что позволит избежать ошибок.


Требования к давлению в шинах различных типов автомобилей

Давление в шинах зависит от ряда характеристик — массы автомобиля, количества осей, нагрузки на ось и т.д. Оптимальное давление для каждого конкретного автомобиля устанавливается производителем, его значение определяется в результате ряда тестов и испытаний, поэтому его следует придерживаться и автовладельцам.

Обычно номинальное давление в шинах указано в таблице, которая расположена на стойке двери со стороны водителя, на внутренней стороне дверцы перчаточного ящика («бардачка») или на крышке бензобака. В таблице обычно указаны оптимальные давления отдельно для колес передней и задней оси без нагрузки и с нагрузкой, а также для различных типов запасных колес — обычного размера и компактного («банана»).

При накачке колес и проверке давления в шинах необходимо придерживаться значений, указанных в данной таблице — это гарантирует оптимальные характеристики автомобиля, в том числе комфорт, управляемость, маневренность и т.д.

Если говорить конкретно, то давление в шинах легкового автомобиля лежит в пределах 1,4-3 атмосфер (140-300 кПа), причем давление в шинах передних колес обычно меньше, чем в задних, так как нагрузка на заднюю ось в большинстве случаев больше. Давление в шинах грузовых автомобилей значительно выше — от 5 до 9 атмосфер, при этом в шинах односкатных колес давление обычно несколько выше, чем в шинах двускатных колес.

А о чем говорит значение давления, указанного на самой покрышке? Это значение всегда выше давлений, указанных в таблице, так как это — максимально допустимое давление, которое выдерживает данная покрышка, и при накачке шин на это давление ориентироваться нельзя! Но иметь его в виду стоит, особенно любителям ездить на перекачанных колесах — это может спасти от неприятностей, в том числе и от аварий, спровоцированных взорвавшейся шиной.

Однако указанные производителем значения давления в шинах оптимальны только для некоторых определенных условий, главным образом — летом в сухую погоду при не слишком продолжительных поездках. В других условиях, особенно зимой, при долгом движении или при преодолении труднопроходимых участков дороги, давление не только можно, но и нужно изменять, так как для данных конкретных условий оптимальными будут иные значения давления.

Но прежде, чем говорить о давлении шинах в зависимости от условий, нужно несколько слов сказать о том, как правильно производится измерение давления.


Периодичность и способы проверки давления в шинах

Профессионалы и любители спорят о том, насколько часто нужно проверять давление в шинах. Так, специалисты рекомендуют проверять давление каждый день, непосредственно перед утренним выездом. Ежедневная проверка поможет избежать вынужденной остановки в дороге и потерю времени, если за ночь одно из колес спустило, а водитель сразу этого не заметил.

Однако каждый день осматривать колеса и проверять давление получается далеко не всегда, да и в большинстве случаев этого делать не нужно — достаточно проводить проверку хотя бы раз в одну-две недели. Обязательно необходимо производить измерение давления в шинах перед дальними поездками. И всегда следует проверять степень накачки колес после длительной стоянки, так в этом случае очень высока вероятность, что шины спущены.

Производить измерения уровня давления в покрышках нужно с помощью манометра — этот инструмент сегодня доступен и позволяет проводить проверку очень точно и быстро. Но владельцы многих современных автомобилей могут обойтись и без специального прибора. В ряде автомобилей устанавливается система контроля давления в шинах TPMS, которая производит измерение постоянно и повещает о критическом изменении давления в шинах.

Проводить изменение давления можно только на холодных шинах. Холодными шины могут считаться в двух случаях:

  • После стоянки на протяжении не менее 3-х часов;
  • В случае если пробег после длительной стоянки не превышает 1,6 км.

Ни в коем случае нельзя измерять давление в шинах сразу же после длительных поездок, так как нагретый воздух имеет большее давление, и оно может ввести в заблуждение.

Если при проверке выясняется, что давление в одной из шин упало, необходимо накачать ее до номинального значения, а затем проверить на предмет наличия утечек. Обычно утечки возникают из-за проколов или по вине вышедшего из строя вентиля, а в случае бескамерных колес — из-за ухудшения герметичности в месте прилегания покрышке к колесному диску. Если давление в одном из колес постоянно падает, то обязательно нужно установить причину утечки и устранить ее, либо произвести замену шины или камеры.


Изменение давления в шинах в зависимости от текущих условий

Большинство из водителей постоянно ездят с тем давлением в шинах, которое установят они сами или на СТО, и мало кто знает, что давление можно менять в зависимости от текущих условий.

В первую очередь, необходимо позаботиться об изменении давления в шинах при смене сезона — поздней осенью и весной. Как известно, давление газов при изменении температуры изменяется, поэтому зимой и летом давление в шинах неодинаково — оно изменяется на 0,1 атмосферу (10 кПа) при изменении температуры на 10°C. То есть, если при температуре +20°C накачать колесо до давления 2,7 атмосферы, то зимой при температуре -20°C давление в нем снизится до примерно 2,3 атмосфер, что повлечет за собой все описанные выше негативные следствия.

Поэтому при наступлении стабильных холодов ниже -10°C рекомендуется поднять давление в шинах на 0,1-0,3 атмосферы относительно того, что было установлено летом. Однако высчитывать изменение давления нужно только тем водителям, чей автомобиль стоит в отапливаемом гараже. Если же машина стоит на улице, то нужно просто накачать колеса до указанного в таблице давления.

Изменять давление в шинах можно не только сезонно, но и в зависимости от текущих дорожных условий. Так, если необходимо преодолеть раскисший от дождя участок грунтовой дороги, то давление в шинах стоит несколько снизить, в этом случае, как мы уже говорили, увеличится площадь пятна контакта, понизится удельное сопротивление, и как итог — повысится проходимость. Также колеса можно приспустить и при преодолении дороги с гравийным покрытием или изобилующей острыми камнями — шины с пониженным давлением станут мягче, поэтому лучше будут противостоять проколам и обеспечивать комфорт движения. После проезда проблемного участка давление в шинах необходимо восстановить.

Постоянный контроль давления в шинах и его изменение в зависимости от ситуации — хорошая привычка, которая присуща опытным водителям и тем, кто привык чувствовать контроль над автомобилем и дорогой. Взяв за привычку измерять и регулировать давление в шинах, вы увеличите ресурс резины, повысите безопасность автомобиля и сможете с достоинством выходить из сложных дорожных ситуаций. И в этом окажут помощь верные спутники водителя — манометр и насос.


Другие статьи
ДТП с животными - что делать? 8 Декабря ДТП с животными - что делать?

Каждый водитель, выезжающий за город, сталкивается с дикой природой, которая может преподнести неприятный сюрприз в виде ДТП с животным. Да и в городе столкновения с животными бывают довольно часто. О том, что делать при ДТП с животными, и какую ответственность несет водитель — читайте в этой статье.

Масло промывочное 1 Декабря Масло промывочное

Современный рынок предлагает (а реклама зачастую навязывает) специальные средства для очистки системы смазки двигателя — промывочные масла и жидкости. О том, что такое промывочное масло, действительно ли его стоит применять, и как правильно выбирать промывочные масла и жидкости — читайте в этой статье.

Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге 24 Ноября Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге

Каждый водитель сталкивался с аквапланированием — неприятной ситуацией, когда на мокрой дороге колеса теряли сцепление с дорогой, и машина на короткий миг становилась практически неуправляемой. О том, как бороться с аквапланированием в различных ситуациях и уберечься от аварий — читайте в этой статье.

Нужна ли лопата в автомобиле? 22 Ноября Нужна ли лопата в автомобиле?

Нужно ли возить с собой лопату? Если да, то какую? Обидно, когда ответ на первый вопрос становиться очевидным, после того как машина застрянет по-настоящему. Хотя у современных автомобилистов приключения на бездорожье случаются редко, перепачканные люди, утопившие в грязи телефон и совершившие марш-бросок за подмогой, запоминают их надолго. Меж тем лопата в багажнике занимает совсем немного места. Попробуем выяснить, как правильно копать и какую лопату выбрать.

Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев 10 Ноября Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев

Каждый автолюбитель вынужден ежегодно тратить многозначные суммы на покупку топлива, и с этим стоит только смириться. Но опытные водители и инженеры утверждают, что мириться с таким положением дел не стоит, ведь есть простые и эффективные рецепты экономии топлива — именно о них рассказано в этой статье.

Замена шаровых опор на Калине: безопасность и комфорт без лишних затрат 3 Ноября Замена шаровых опор на Калине: безопасность и комфорт без лишних затрат

Со временем каждый владелец автомобиля Lada Kalina сталкивается с необходимостью менять шаровые опоры. Эта операция вполне доступна для самостоятельного выполнения. О том, в каких случаях необходимо менять шаровые, и как выполняется замена шаровых опор на автомобилях Лада Калина — читайте в этой статье.

Как выехать из грязи: советы и практические приемы 27 Октября Как выехать из грязи: советы и практические приемы

Что делать, если автомобиль застрял в грязи, а под рукой нет трактора? В этой ситуации можно предпринять попытку самостоятельно освободиться из грязевого плена. А о способах, как выехать из грязи с помощью подручных средств, читайте в этой статье.