0

Блок управления стеклоподъемниками: комфортное управление дверными стеклами

1 Марта

В большинстве современных автомобилей устанавливаются электрические стеклоподъемники, которые управляются специальным блоком управления. О том, что такое блок управления стеклоподъемниками, как он устроен, каких типов бывает и как работает, а также о его верном выборе и замене читайте в этой статье.


Что такое блок управления стеклоподъемниками?

Блок управления стеклоподъемниками (модуль управления стеклоподъемниками, блок переключателей стеклоподъемников) — узел электрической системы транспортного средства; коммутационное устройство для управления электрическими стеклоподъемниками в отдельных или во всех дверях автомобиля.

Данный модуль входит в состав цепей питания и управления вспомогательным оборудованием транспортного средства — электрических стеклоподъемников одной или нескольких дверей. Блок вместе с электростеклоподъемниками предоставляет возможность открывания и закрывания стекол без приложения физических усилий (как в автомобилях с механическими стеклоподъемниками) с целью регулирования микроклимата в салоне или в иных ситуациях. Также на блоки управления стеклоподъемниками может возлагаться дополнительный функционал — управление системой регулировки наружных (боковых) зеркал заднего вида и центральным замком. Об этом подробно рассказано ниже.

Блок управления стеклоподъемниками является важной деталью современного автомобиля, повышая его комфорт и удобство для водителя и пассажиров, поэтому поломка данного устройства становится неприятной неожиданностью. Чтобы сделать верный выбор модуля на замену неисправного, следует разобраться в его существующих типах, особенностях и применяемости данных устройств.



Типы и конструкция блоков управления стеклоподъемниками

Блоки управления стеклоподъемниками делятся на несколько видов по способу управления электрическими моторами подъемниками и другим оборудованием, количеству переключателей и функционалу.

По способу управления электрооборудованием модули делятся на два типа:

  • С силовыми переключателями — они включаются непосредственно в цепи питания электродвигателей стеклоподъемников, напрямую осуществляя управление ими (подачу питания с различной полярностью);
  • С электронным управлением — переключатели подключены к блоку управления стеклоподъемниками, который с помощью реле осуществляет управление цепями питания электродвигателей.

Наибольшее распространение на отечественных и многих бюджетных зарубежных автомобилях имеют блоки управления первого типа — они просты, надежный и недороги. Модули второго типа чаще используются в зарубежных автомобилях, эти устройства обычно подключаются к блоку управления по шине CAN (или по шине с иным протоколом), что значительно расширяет возможности управления автомобилем с помощью автосигнализации, телематическими системами и т.д.

Блок управления стеклоподъемником одной двери
Блок управления стеклоподъемником одной двери

По количеству переключателей управления стеклоподъемниками модули делятся на три группы:

  • С одним переключателем — только для управления одним стеклоподъемником, устанавливаются в переднюю пассажирскую и обе задние двери;
  • С двумя переключателями — для управления стеклоподъемниками передних дверей, устанавливается в водительскую дверь, обычно присутствует в транспортных средствах, оборудованных стеклоподъемниками только в передних дверях. Также возможна установка двух таких модулей на водительской двери для управления всеми четырьмя стеклами;
  • С четырьмя переключателями — для управления стеклоподъемниками всех четырех дверей, устанавливается в водительской двери, при этом в остальных дверях присутствуют свои однокнопочные переключатели.

В свою очередь, модули с двумя и четырьмя переключателями могут иметь различный функционал:

  • Стандартный функционал — только управление стеклоподъемниками;
  • Расширенный функционал — с кнопкой блокировки стеклоподъемников;
  • С дополнительным функционалом — с кнопкой центрального замка (ЦЗ, управление замками всех дверей), с кнопками/джойстиком управления боковыми наружными зеркалами заднего вида.

Блоки с дополнительным функционалом могут иметь как один из органов управления — только кнопку ЦЗ или только кнопки/джойстик управления зеркалами, либо оба устройства. Причем для управления зеркалами могут использоваться органы управления двух разных конструкций:

  • Четыре кнопки («Влево», «Вправо», «Вверх» и «Вниз») с дополнительной кнопкой выбора зеркала («Левое» и «Правое»);
  • Поворотный джойстик — выбор зеркала осуществляется поворотом джойстика вправо или влево (в положения «Л»/«L» или «П»/«R»), а установка углов наклона зеркала в горизонтальной и вертикальной плоскостях выполняется отклонениями джойстика соответственно вверх, вниз, вправо и влево.
Комбинированный блок управления стеклоподъемниками с двумя переключателями
Комбинированный блок управления стеклоподъемниками с двумя переключателями

Независимо от типа и функционала, блоки управления стеклоподъемниками имеют принципиально одинаковую и при этом несложную конструкцию. Основу конструкции составляет пластиковый корпус, в котором устанавливаются один, два или четыре трехпозиционных переключателя (с положениями «Подъем стекла», «Выключено» и «Опускание стекла») без фиксации в крайних положениях (кнопка возвращается в положение «Выключено» после снятия с нее усилия). В комбинированных модулях над переключателями могут располагаться двухпозиционная кнопка центрального замка (с положениями «Заблокировано» и «Разблокировано») и кнопки/джойстик управления зеркалами заднего вида. С тыльной стороны корпуса располагаются стандартные электрические разъемы (обычно с ножевыми контактами) для подключения переключателей к электросистеме автомобиля. Блок устанавливается в подлокотник двери, для чего на корпусе блока выполнены пластиковые защелки и дополнительные элементы фиксации.

Обычно корпус изготавливается из пластика нейтрального черного или коричневого цвета, что позволяет устанавливать одну модель блока управления стеклоподъемниками в различные автомобили с типовым дизайном салона и дверей. На все переключатели наносятся стандартизированные криптограммы: на переключатели управления стеклоподъемниками — стилизованное изображение дверных стекол со стрелками вверх и вниз; на переключатель центрального замка — стилизованное изображение двери с ключом; под джойстиком управления зеркалами — стилизованное изображение бокового зеркала и буквы «L» и «R»; на кнопках управления зеркалами — стрелки, указывающие направление движения зеркала.


Как выбрать и заменить блок управления стеклоподъемниками

С течением времени переключатели блока управления стеклоподъемниками могут выходить из строя, в этом случае проще бывает заменить весь блок, чем ремонтировать один переключатель. Выбор нового модуля зависит от модели и возраста автомобиля. Для новых авто с действующей гарантией необходимо покупать блоки только тех моделей и каталожных номеров, что рекомендованы производителем, либо допустимые аналоги (нужно уточнять в официальных сервисных центрах). Соответственно, и замену данных деталей можно производить только в сервисном центре.

Для остальных автомобилей тоже лучшим решением станет покупка той модели блока, что была установлена ранее, однако при необходимости можно воспользоваться и аналогами, подходящими по функционалу, установочным размерам и электрическим характеристикам. Наиболее просто это сделать для отечественных автомобилей — на большинстве моделей Lada, а также ГАЗелях и многих других используется ограниченный набор блоков управления стеклоподъемниками, среди которых можно подобрать нужную модель.

Замена блока управления стеклоподъемникам должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Как правило, для этого достаточно вынуть старый блок с помощью специальных лопаток (или отверткой, если действовать ею аккуратно), отсоединить все электрические разъемы, подключить новый блок и установить его на свое место в подлокотнике двери. При этом перед началом работ необходимо снять клемму с аккумулятора и позаботиться о неподвижности авто. Если замена выполнена правильно, то блок управления сразу начнет работу без какой-либо наладки и настроек.

При выборе другой модели блока управления может потребоваться установка новых электрических разъемов, так как их распиновка на старом и новом устройствах может серьезно отличаться. В этом случае следует позаботиться о приобретении новых разъемов, а иногда и проводов.

Сделав верный выбор и замену блока управления стеклоподъемниками, автовладелец обеспечит комфорт и удобство своей машины без лишних затрат.

Другие статьи
Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом 17 Мая Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом

На велосипедах, мотоциклах и иной мототехнике используются рули рожкового типа, предназначенные для удерживания двумя руками. В зоне хвата на таких рулях располагаются рукоятки — грипсы. О том, что такое грипсы, какими они бывают и как устроены, а также о выборе и замене грипс читайте в этой статье.

Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе 10 Мая Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе

Для ремонта автомобиля часто требуется его подъем — эта задача решается с помощью домкратов. Широкое распространение получили бутылочные гидравлические домкраты — все об этом подъемном оборудовании, его конструкции, типах и принципе работы, а также правильном выборе и эксплуатации, читайте в статье.

Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы 3 Мая Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы

В практике автомастерских широкое применение находит специальное грузоподъемное оборудование — подкатные домкраты гидравлического или пневматического типа. О том, что такое подкатной домкрат, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о выборе и эксплуатации домкрата — читайте в статье.

Гайкорез: закисшие гайки больше не проблема 26 Апреля Гайкорез: закисшие гайки больше не проблема

В работе сервисных мастерских и любительской практике часто возникают проблемы с закисшими гайками, которые не удается демонтировать ключами. Для решения проблемы используется специальный инструмент — гайкорез. О типах и конструкции гайкорезов, их выборе и правильной эксплуатации — читайте в статье.

Мост диодный: постоянный ток в автомобиле 19 Апреля Мост диодный: постоянный ток в автомобиле

На современных автомобилях используются трехфазные генераторы переменного тока, однако все автомобильные электроприборы работают от постоянного тока. За выпрямление тока в генераторах отвечает диодный мост — об этом узле, его типах, конструкции и работе, а также о выборе и замене, читайте в статье.

Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля 12 Апреля Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля

Среди декоративных элементов для украшения автомобиля особое место занимают дефлекторы двери — гнутые пластиковые детали, положительно влияющие на аэродинамику и внешний вид транспортного средства. Все о дефлекторах дверей, их типах и конструкции, а также об их выборе и монтаже — читайте в статье.

Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика 5 Апреля Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика

Электромонтажные работы требуют выполнения множества вспомогательных операций с проводами, первая из которых — удаление изоляции. Данную работу удобно выполнять с помощью клещей для снятия изоляции или стрипперов — об этом инструменте, его типах, конструкции и правильном применении, читайте в статье.