Корзина 0 руб.
0

Особенности монтажа и эксплуатации акустических систем

14 Мая 2014

Увлечение автолюбителей установкой на свои машины аудиосистем взамен штатной было распространено чуть ли не со времен появления первых простейших автомобильных аудиоприемников. С тех самых пор аудиофилы и просто любители мощного звука стремятся наслаждаться качественным, приятным звуком не только в домашних условиях, но в дороге. Об особенностях монтажа автомобильных аудиосистем и идет речь в данной статье.


Особенности монтажа

Прежде, чем устанавливать акустику, необходимо определиться, где и какие динамики будут стоять. Здесь возможно несколько вариантов:

  • Две коаксиальных головки в полке багажника;
  • Две коаксиальные головки в дверях;
  • Две коаксиальные головки в передней панели;
  • Компонентная акустика — две НЧ-СЧ головки в полке багажника, дверях или передней панели плюс две «пищалки» на передней панели или на передних стойках;
  • Компонентная акустика: две СЧ-НЧ или СЧ головки в дверях, два «твитера» и одна или две НЧ головки в акустической полке;
  • Компонентная акустика: две СЧ-головки в дверях, две ВЧ-головки на передней панели или на стойках плюс один сабвуфер в багажнике.

Во всех схемах учитываются рекомендации по лучшему построению звуковой сцены в салоне автомобиля:

  • ВЧ-головки обязательно должны быть фронтальными, то есть — они должны располагаться «лицом к лицу» к слушателям, что достигается их установкой по краям передней панели или на передних стойках;
  • СЧ-головки тоже лучше делать фронтальными, однако достичь этого часто невозможно, поэтому они устанавливаются в двери, причем под некоторым наклоном в сторону слушателей (это достигается с помощью специальных колец);
  • НЧ-головки (в том числе и сабвуферы) довольно крупные и тяжелые, и в образовании стереофонической картины они делают минимальный вклад, поэтому их лучше устанавливать сзади, в багажнике или акустической полке.

В самом процессе монтажа есть некоторые особенности, которые помогут достичь лучшего качества звука:

  • Обеспечить герметичность установки головок. В идеальном случае динамик должен быть установлен в герметичный объем, что предотвращает взаимодействие звуковых волн, созданных передней и тыльной стороной его диффузора. Достичь такой герметичности можно с помощью использования прокладок при установке динамика, а также заделкой всех щелей в том объеме, где стоит динамик (например, в полке багажника, в двери или в передней панели);
  • Правильно подключить головки к магнитоле. Ошибиться здесь крайне сложно, так как сегодня во всех компонентах аудиосистем используется единая маркировка проводников: красный — «+», синий (или черный) — «−». Если перепутать полюса подключения динамика к магнитоле, то снизится громкость воспроизведения, что особенно ярко выражается в отсутствии басов;
  • Проверить надежность подключения всех компонентов. Провода и соединения компонентов аудиосистемы должны быть спрятаны под обшивкой, поэтому их необходимо соединять так, чтобы они не оборвались при первой же поездке, и не пришлось все разбирать для ремонта. Ни в коем случае нельзя использовать простую скрутку проводов — лучше всего применять специальные разъемы и пайку.

Также стоит позаботиться о защите динамиков с помощью решеток («грилей»), которые предотвратят порчу диффузоров от рук и ног пассажиров, а также от различных острых предметов, которые могут оказаться в салоне автомобиля.


Рекомендации по эксплуатации автомобильных акустических систем

Казалось бы, пользоваться автомобильной аудиосистемой может каждый, сложностей здесь нет никаких, однако это не совсем так — часто акустические системы выходят из строя из-за неаккуратных действий или просто из-за незнания автовладельцем или пассажирами некоторых технических особенностей.

Для обеспечения длительной и качественной работы акустики можно следовать нескольким простым рекомендациям:

  • Прогрев новой акустики. Новые динамики необходимо «прогреть» — дать поработать на определенных режимах для выхода диффузоров, их подвесов, катушек, центрирующих шайб, деталей кроссоверов и других компонентов на паспортные характеристики. То есть, сделать что-то вроде обкатки нового двигателя. Прогрев производится довольно просто: необходимо в течение 20–30 часов (с перерывами) со все возрастающей громкостью воспроизводить разнообразную музыку, которая максимально охватывает весь диапазон звуковых частот. Особенно эффективен прогрев дорогой качественной акустики, хотя полезен он и для недорогих колонок.
  • Воспроизведение музыки на умеренных уровнях громкости. Очень часто можно слышать, как из машины доносится переполненная искажениями музыка на высокой громкости — это не доставляет удовольствия, а также чревато выходом из строя динамиков. Поэтому лучше брать акустику, которая в два-три раза мощнее усилителя магнитолы — это сведет к минимуму вероятность повреждения динамиков на высокой громкости.
  • Правильное включение аудиосистемы. Нельзя включать музыку сразу на высокой громкости — первый импульс с высокой амплитудой может повредить динамики (чаще всего катушка слишком далеко выходит из магнитного зазора, отрывая центрирующую шайбу или деформируя диффузор). Поэтому музыку необходимо включать сначала на малой громкости, а уже затем плавно выводить громкость до необходимого уровня.
  • Защита динамиков от физических воздействий. Не защищенные решетками динамики, особенно бумажные, легко повреждаются и деформируются руками и различными предметами. Еще более негативное влияние на головки оказывает вода и различные жидкости. Поэтому акустику необходимо беречь от всего, что может ей навредить.

Правильный выбор, грамотная установка и щадящая эксплуатация автомобильной аудиосистемы — гарантия того, что в машине всегда будет качественный звук, а колонки проработают долго и надежно.


Другие статьи
Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка 17 Августа Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка

В строительстве, различных отраслях промышленности, в авторемонтной и других областях широкое применение находят пескоструйные аппараты различных типов. Все об этом оборудовании, его классификации, конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и эксплуатации аппаратов — читайте в статье.

Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение 10 Августа Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение

Несмотря на распространение сварки, классическая технология соединения деталей с помощью заклепок все еще остается актуальной. О главном элементе этого соединения — заклепках, их типах, конструкции, характеристиках и способах установки, а также об их выборе и использовании — читайте в данной статье.

Жилет сигнальный: безопасность людей в любое время суток 3 Августа Жилет сигнальный: безопасность людей в любое время суток

Для выполнения многих работ требуется обеспечить повышенную видимость людей в светлое и темное время суток — это достигается использованием сигнальных жилетов. О том, что такое сигнальный жилет, какую конструкцию он имеет и каким требованиям должен отвечать, а также о его выборе — читайте в статье.

Багажник-поперечины для рейлингов: современное решение для перевозки багажа 27 Июля Багажник-поперечины для рейлингов: современное решение для перевозки багажа

На многих легковых автомобилях предусмотрены системы для перевозки багажа в виде установленных на крыше продольных рейлингов и поперечных балок. О том, что такое багажники-поперечины, каких типов они бывают и как устроены, а также об их правильном выборе и безопасной эксплуатации — читайте в статье.

Автомат-прерыватель: надежная защита сильноточного оборудования 20 Июля Автомат-прерыватель: надежная защита сильноточного оборудования

На автомобилях может устанавливаться оборудование с высоким энергопотреблением — аудиосистемы, обогревательные устройства и т.д. Защита таких устройств ложится на плечи автоматов-прерывателей — все об этих приборах, их типах, конструкции и работе, а также об их подборе и применении читайте в статье.

Датчик уровня пневмоподвески: максимальный контроль современной подвески 13 Июля Датчик уровня пневмоподвески: максимальный контроль современной подвески

Все больше легковых и грузовых автомобилей сегодня оснащается регулируемой пневматической подвеской. Важную роль в пневмоподвеске играют датчики уровня (дорожного просвета) — все об этих устройствах, их типах, конструкции и работе, а также о правильном выборе и замене читайте в представленной статье.

Вытеснитель влаги из системы зажигания и электропроводки: быстрая сушка и защита проводки и приборов 6 Июля Вытеснитель влаги из системы зажигания и электропроводки: быстрая сушка и защита проводки и приборов

Как известно, вода негативно влияет на работу электрических приборов и систем автомобилей. Для решения этой проблемы созданы специальные составы — вытеснители влаги из систем зажигания и проводки. Все об этих средствах, их типах и составе, а также о правильном подборе и применении — читайте в статье.