Корзина 0 руб.
0

Особенности монтажа и эксплуатации акустических систем

14 Мая 2014

Увлечение автолюбителей установкой на свои машины аудиосистем взамен штатной было распространено чуть ли не со времен появления первых простейших автомобильных аудиоприемников. С тех самых пор аудиофилы и просто любители мощного звука стремятся наслаждаться качественным, приятным звуком не только в домашних условиях, но в дороге. Об особенностях монтажа автомобильных аудиосистем и идет речь в данной статье.


Особенности монтажа

Прежде, чем устанавливать акустику, необходимо определиться, где и какие динамики будут стоять. Здесь возможно несколько вариантов:

  • Две коаксиальных головки в полке багажника;
  • Две коаксиальные головки в дверях;
  • Две коаксиальные головки в передней панели;
  • Компонентная акустика — две НЧ-СЧ головки в полке багажника, дверях или передней панели плюс две «пищалки» на передней панели или на передних стойках;
  • Компонентная акустика: две СЧ-НЧ или СЧ головки в дверях, два «твитера» и одна или две НЧ головки в акустической полке;
  • Компонентная акустика: две СЧ-головки в дверях, две ВЧ-головки на передней панели или на стойках плюс один сабвуфер в багажнике.

Во всех схемах учитываются рекомендации по лучшему построению звуковой сцены в салоне автомобиля:

  • ВЧ-головки обязательно должны быть фронтальными, то есть — они должны располагаться «лицом к лицу» к слушателям, что достигается их установкой по краям передней панели или на передних стойках;
  • СЧ-головки тоже лучше делать фронтальными, однако достичь этого часто невозможно, поэтому они устанавливаются в двери, причем под некоторым наклоном в сторону слушателей (это достигается с помощью специальных колец);
  • НЧ-головки (в том числе и сабвуферы) довольно крупные и тяжелые, и в образовании стереофонической картины они делают минимальный вклад, поэтому их лучше устанавливать сзади, в багажнике или акустической полке.

В самом процессе монтажа есть некоторые особенности, которые помогут достичь лучшего качества звука:

  • Обеспечить герметичность установки головок. В идеальном случае динамик должен быть установлен в герметичный объем, что предотвращает взаимодействие звуковых волн, созданных передней и тыльной стороной его диффузора. Достичь такой герметичности можно с помощью использования прокладок при установке динамика, а также заделкой всех щелей в том объеме, где стоит динамик (например, в полке багажника, в двери или в передней панели);
  • Правильно подключить головки к магнитоле. Ошибиться здесь крайне сложно, так как сегодня во всех компонентах аудиосистем используется единая маркировка проводников: красный — «+», синий (или черный) — «−». Если перепутать полюса подключения динамика к магнитоле, то снизится громкость воспроизведения, что особенно ярко выражается в отсутствии басов;
  • Проверить надежность подключения всех компонентов. Провода и соединения компонентов аудиосистемы должны быть спрятаны под обшивкой, поэтому их необходимо соединять так, чтобы они не оборвались при первой же поездке, и не пришлось все разбирать для ремонта. Ни в коем случае нельзя использовать простую скрутку проводов — лучше всего применять специальные разъемы и пайку.

Также стоит позаботиться о защите динамиков с помощью решеток («грилей»), которые предотвратят порчу диффузоров от рук и ног пассажиров, а также от различных острых предметов, которые могут оказаться в салоне автомобиля.


Рекомендации по эксплуатации автомобильных акустических систем

Казалось бы, пользоваться автомобильной аудиосистемой может каждый, сложностей здесь нет никаких, однако это не совсем так — часто акустические системы выходят из строя из-за неаккуратных действий или просто из-за незнания автовладельцем или пассажирами некоторых технических особенностей.

Для обеспечения длительной и качественной работы акустики можно следовать нескольким простым рекомендациям:

  • Прогрев новой акустики. Новые динамики необходимо «прогреть» — дать поработать на определенных режимах для выхода диффузоров, их подвесов, катушек, центрирующих шайб, деталей кроссоверов и других компонентов на паспортные характеристики. То есть, сделать что-то вроде обкатки нового двигателя. Прогрев производится довольно просто: необходимо в течение 20–30 часов (с перерывами) со все возрастающей громкостью воспроизводить разнообразную музыку, которая максимально охватывает весь диапазон звуковых частот. Особенно эффективен прогрев дорогой качественной акустики, хотя полезен он и для недорогих колонок.
  • Воспроизведение музыки на умеренных уровнях громкости. Очень часто можно слышать, как из машины доносится переполненная искажениями музыка на высокой громкости — это не доставляет удовольствия, а также чревато выходом из строя динамиков. Поэтому лучше брать акустику, которая в два-три раза мощнее усилителя магнитолы — это сведет к минимуму вероятность повреждения динамиков на высокой громкости.
  • Правильное включение аудиосистемы. Нельзя включать музыку сразу на высокой громкости — первый импульс с высокой амплитудой может повредить динамики (чаще всего катушка слишком далеко выходит из магнитного зазора, отрывая центрирующую шайбу или деформируя диффузор). Поэтому музыку необходимо включать сначала на малой громкости, а уже затем плавно выводить громкость до необходимого уровня.
  • Защита динамиков от физических воздействий. Не защищенные решетками динамики, особенно бумажные, легко повреждаются и деформируются руками и различными предметами. Еще более негативное влияние на головки оказывает вода и различные жидкости. Поэтому акустику необходимо беречь от всего, что может ей навредить.

Правильный выбор, грамотная установка и щадящая эксплуатация автомобильной аудиосистемы — гарантия того, что в машине всегда будет качественный звук, а колонки проработают долго и надежно.


Другие статьи
Выключатель аварийной сигнализации: надежное управление аварийкой 14 Декабря Выключатель аварийной сигнализации: надежное управление аварийкой

В каждом транспортном средстве предусмотрена система световой аварийной сигнализации, которая включается с помощью специального выключателя. О том, что такое выключатель аварийной сигнализации, каких типов он бывает и как устроен, а также о верном выборе и замене этого устройства — читайте в статье.

Гайка колеса: прочный монтаж автомобильных колес 7 Декабря Гайка колеса: прочный монтаж автомобильных колес

На многих современных автомобилях и иных колесных машинах колеса устанавливаются на ступицу или тормозной барабан с помощью шпилек или закладных болтов и гаек. Все о колесных гайках, их типах, конструкциях и применимости, а также о правильном подборе и использовании крепежа рассказано в этой статье.

Болторез: ножницы для стальной арматуры 30 Ноября Болторез: ножницы для стальной арматуры

При работе с арматурой, проволокой и другими изделиями в форме прутков возникает необходимость получения отрезков различной длины. Резка прутков выполняется специальным инструментом — болторезом или арматурными ножницами. Все об этом инструменте и его правильном выборе — читайте в данном материале.

Гайковерт механический: открутит любые гайки 23 Ноября Гайковерт механический: открутит любые гайки

Для замены колес на грузовых автомобилях, тракторах и другой технике часто используется специальный инструмент — механический гайковерт или усилитель крутящего момента. Об этом инструменте, его устройстве, принципе работе и основных характеристиках, а также о выборе и работе с ним — читайте в статье.

Замок навесной: универсальная защита от взлома и кражи 16 Ноября Замок навесной: универсальная защита от взлома и кражи

Надежное запирание дверей, окон, створок или крышек — гарантия сохранности имущества в доме, гараже, на даче и даже в почтовом ящике. Одно из наиболее распространенных средств запирания — навесной замок, о конструкции и типах которого, а также о правильном выборе и применении читайте в данной статье.

Бинокль: зоркий глаз на службе человека 9 Ноября Бинокль: зоркий глаз на службе человека

Для ориентирования на местности, помощи в рыбалке и на охоте, для астрономических и иных наблюдений широко используются специальные оптические приборы — бинокли. Все о биноклях, их типах, конструкции, особенностях и основных характеристиках, а также об их правильном подборе — узнайте в этой статье.

Бандаж наждачный со штифтом: простая и качественная абразивная обработка 2 Ноября Бандаж наждачный со штифтом: простая и качественная абразивная обработка

Механизированная абразивная обработка различных поверхностей дрелью или гравировальной машинкой выполняется с помощью сменных наждачных бандажей. Все об этих расходных материалах, их существующих типах, устройстве и характеристиках, а также о правильном подборе и применении абразива читайте в статье.