Корзина 0 руб.
0

Особенности монтажа и эксплуатации акустических систем

14 Мая 2014

Увлечение автолюбителей установкой на свои машины аудиосистем взамен штатной было распространено чуть ли не со времен появления первых простейших автомобильных аудиоприемников. С тех самых пор аудиофилы и просто любители мощного звука стремятся наслаждаться качественным, приятным звуком не только в домашних условиях, но в дороге. Об особенностях монтажа автомобильных аудиосистем и идет речь в данной статье.


Особенности монтажа

Прежде, чем устанавливать акустику, необходимо определиться, где и какие динамики будут стоять. Здесь возможно несколько вариантов:

  • Две коаксиальных головки в полке багажника;
  • Две коаксиальные головки в дверях;
  • Две коаксиальные головки в передней панели;
  • Компонентная акустика — две НЧ-СЧ головки в полке багажника, дверях или передней панели плюс две «пищалки» на передней панели или на передних стойках;
  • Компонентная акустика: две СЧ-НЧ или СЧ головки в дверях, два «твитера» и одна или две НЧ головки в акустической полке;
  • Компонентная акустика: две СЧ-головки в дверях, две ВЧ-головки на передней панели или на стойках плюс один сабвуфер в багажнике.

Во всех схемах учитываются рекомендации по лучшему построению звуковой сцены в салоне автомобиля:

  • ВЧ-головки обязательно должны быть фронтальными, то есть — они должны располагаться «лицом к лицу» к слушателям, что достигается их установкой по краям передней панели или на передних стойках;
  • СЧ-головки тоже лучше делать фронтальными, однако достичь этого часто невозможно, поэтому они устанавливаются в двери, причем под некоторым наклоном в сторону слушателей (это достигается с помощью специальных колец);
  • НЧ-головки (в том числе и сабвуферы) довольно крупные и тяжелые, и в образовании стереофонической картины они делают минимальный вклад, поэтому их лучше устанавливать сзади, в багажнике или акустической полке.

В самом процессе монтажа есть некоторые особенности, которые помогут достичь лучшего качества звука:

  • Обеспечить герметичность установки головок. В идеальном случае динамик должен быть установлен в герметичный объем, что предотвращает взаимодействие звуковых волн, созданных передней и тыльной стороной его диффузора. Достичь такой герметичности можно с помощью использования прокладок при установке динамика, а также заделкой всех щелей в том объеме, где стоит динамик (например, в полке багажника, в двери или в передней панели);
  • Правильно подключить головки к магнитоле. Ошибиться здесь крайне сложно, так как сегодня во всех компонентах аудиосистем используется единая маркировка проводников: красный — «+», синий (или черный) — «−». Если перепутать полюса подключения динамика к магнитоле, то снизится громкость воспроизведения, что особенно ярко выражается в отсутствии басов;
  • Проверить надежность подключения всех компонентов. Провода и соединения компонентов аудиосистемы должны быть спрятаны под обшивкой, поэтому их необходимо соединять так, чтобы они не оборвались при первой же поездке, и не пришлось все разбирать для ремонта. Ни в коем случае нельзя использовать простую скрутку проводов — лучше всего применять специальные разъемы и пайку.

Также стоит позаботиться о защите динамиков с помощью решеток («грилей»), которые предотвратят порчу диффузоров от рук и ног пассажиров, а также от различных острых предметов, которые могут оказаться в салоне автомобиля.


Рекомендации по эксплуатации автомобильных акустических систем

Казалось бы, пользоваться автомобильной аудиосистемой может каждый, сложностей здесь нет никаких, однако это не совсем так — часто акустические системы выходят из строя из-за неаккуратных действий или просто из-за незнания автовладельцем или пассажирами некоторых технических особенностей.

Для обеспечения длительной и качественной работы акустики можно следовать нескольким простым рекомендациям:

  • Прогрев новой акустики. Новые динамики необходимо «прогреть» — дать поработать на определенных режимах для выхода диффузоров, их подвесов, катушек, центрирующих шайб, деталей кроссоверов и других компонентов на паспортные характеристики. То есть, сделать что-то вроде обкатки нового двигателя. Прогрев производится довольно просто: необходимо в течение 20–30 часов (с перерывами) со все возрастающей громкостью воспроизводить разнообразную музыку, которая максимально охватывает весь диапазон звуковых частот. Особенно эффективен прогрев дорогой качественной акустики, хотя полезен он и для недорогих колонок.
  • Воспроизведение музыки на умеренных уровнях громкости. Очень часто можно слышать, как из машины доносится переполненная искажениями музыка на высокой громкости — это не доставляет удовольствия, а также чревато выходом из строя динамиков. Поэтому лучше брать акустику, которая в два-три раза мощнее усилителя магнитолы — это сведет к минимуму вероятность повреждения динамиков на высокой громкости.
  • Правильное включение аудиосистемы. Нельзя включать музыку сразу на высокой громкости — первый импульс с высокой амплитудой может повредить динамики (чаще всего катушка слишком далеко выходит из магнитного зазора, отрывая центрирующую шайбу или деформируя диффузор). Поэтому музыку необходимо включать сначала на малой громкости, а уже затем плавно выводить громкость до необходимого уровня.
  • Защита динамиков от физических воздействий. Не защищенные решетками динамики, особенно бумажные, легко повреждаются и деформируются руками и различными предметами. Еще более негативное влияние на головки оказывает вода и различные жидкости. Поэтому акустику необходимо беречь от всего, что может ей навредить.

Правильный выбор, грамотная установка и щадящая эксплуатация автомобильной аудиосистемы — гарантия того, что в машине всегда будет качественный звук, а колонки проработают долго и надежно.


Другие статьи
Масло промывочное 1 Декабря Масло промывочное

Современный рынок предлагает (а реклама зачастую навязывает) специальные средства для очистки системы смазки двигателя — промывочные масла и жидкости. О том, что такое промывочное масло, действительно ли его стоит применять, и как правильно выбирать промывочные масла и жидкости — читайте в этой статье.

Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге 24 Ноября Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге

Каждый водитель сталкивался с аквапланированием — неприятной ситуацией, когда на мокрой дороге колеса теряли сцепление с дорогой, и машина на короткий миг становилась практически неуправляемой. О том, как бороться с аквапланированием в различных ситуациях и уберечься от аварий — читайте в этой статье.

Нужна ли лопата в автомобиле? 22 Ноября Нужна ли лопата в автомобиле?

Нужно ли возить с собой лопату? Если да, то какую? Обидно, когда ответ на первый вопрос становиться очевидным, после того как машина застрянет по-настоящему. Хотя у современных автомобилистов приключения на бездорожье случаются редко, перепачканные люди, утопившие в грязи телефон и совершившие марш-бросок за подмогой, запоминают их надолго. Меж тем лопата в багажнике занимает совсем немного места. Попробуем выяснить, как правильно копать и какую лопату выбрать.

Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев 10 Ноября Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев

Каждый автолюбитель вынужден ежегодно тратить многозначные суммы на покупку топлива, и с этим стоит только смириться. Но опытные водители и инженеры утверждают, что мириться с таким положением дел не стоит, ведь есть простые и эффективные рецепты экономии топлива — именно о них рассказано в этой статье.

Замена шаровых опор на Калине: безопасность и комфорт без лишних затрат 3 Ноября Замена шаровых опор на Калине: безопасность и комфорт без лишних затрат

Со временем каждый владелец автомобиля Lada Kalina сталкивается с необходимостью менять шаровые опоры. Эта операция вполне доступна для самостоятельного выполнения. О том, в каких случаях необходимо менять шаровые, и как выполняется замена шаровых опор на автомобилях Лада Калина — читайте в этой статье.

Как выехать из грязи: советы и практические приемы 27 Октября Как выехать из грязи: советы и практические приемы

Что делать, если автомобиль застрял в грязи, а под рукой нет трактора? В этой ситуации можно предпринять попытку самостоятельно освободиться из грязевого плена. А о способах, как выехать из грязи с помощью подручных средств, читайте в этой статье.

Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора 20 Октября Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора

Тормозная жидкость — одна из технических жидкостей, к выбору и покупке которой следует подходить с особой тщательностью. О том, что такое тормозная жидкость, какой она бывает, и как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля — читайте в этой статье.