Автомобильная аудиосистема состоит из двух основных компонентов: головного устройства и устройства воспроизведения звука. Головное устройство — это магнитола, а за воспроизведение музыки отвечают акустические системы (или колонки). Именно об акустических системах, их устройстве, видах, выборе и эксплуатации расскажем в этой серии статей. В первую очередь речь пойдет о назначении и рекомендациях по выбору автомобильных аудиосистем.
Назначение и устройство аудиосистем
Езда в автомобиле, особенно длительная — занятие довольно скучное и однообразное, поэтому уже давно стали предприниматься попытки разнообразить и скрасить поездки для водителя и пассажиров. Наилучшим вариантом оказалось то, что сейчас называют автозвуком: оборудование автомобиля аудиосистемой. Это позволило слушать в поездках музыку, радио или, что стало модным сейчас, аудиокниги.
Аудиосистема строится из двух основных компонентов: головного устройства (магнитолы) и устройства воспроизведения звука — акустических систем (АС, или колонок). Сегодня в качестве основного компонента АС используются динамические громкоговорители («динамики», или головки громкоговорителей), которые отличаются надежностью, простотой конструкции и приемлемыми техническими характеристиками.
В основу работы динамических громкоговорителей заложен физический принцип, известный как «закон Ампера для взаимодействия электрических токов». Как известно, вокруг проводника с током образуется магнитное поле, если поместить рядом два проводника и пропустить по ним ток, то они будут отталкиваться или притягиваться в зависимости от направления тока. Картина сохранится и в том случае, если один из проводников заменить постоянным магнитом — как раз это и используется в динамиках.
Основой головки является катушка из тонкого провода, которая помещена в зазор между кольцевым магнитом и керном. Если подать на катушку ток звуковой частоты, то она начнет колебаться в такт этому току. А если катушку жестко связать с легким диффузором большой площади, то вся эта конструкция начнет колебаться и излучать звук. Диффузор выступает здесь в роли поршня, который создает уплотнения и разрежения воздуха в такт своим колебаниям — это и есть звуковые волны.
Катушка не должна касаться стенок магнита или керна, поэтому ее необходимо тщательно центрировать — это достигается с помощью центрирующей шайбы (обычно гофрированной). Диффузор также центрируется и крепится на корпусе динамика (диффузородержателе, его часто называют корзиной) с помощью подвеса. Центральная часть диффузора обычно закрывается полусферическим пылезащитным колпачком, который, однако, играет немалую роль и в формировании характеристик динамика.
Примерно такое устройство имеют все динамические громкоговорители. Однако в высокочастотных головках («пищалках», «твитерах») чаще используются не обычный рупорные диффузоры, а купольные (полусферические), имеющие малый диаметр, но широкий угол излучения звука.
Здесь необходимо отметить, что сейчас существует некоторая путаница в терминологии. Автомобильные колонки, продающиеся в магазинах — это не колонки (акустические системы) в их классическом понимании, а просто динамические громкоговорители. Дело в том, что акустическая система — это система головок и фильтров, помещенных в определенное акустическое оформление (обычно в открытый или закрытый ящик). А значит, динамики становятся колонками только после установки в двери, приборную панель, полку багажника или в отдельный корпус сабвуфера.
Рекомендации по выбору автомобильных колонок
Как подобрать колонки для своего автомобиля? Чтобы сделать верный выбор, нужно следовать нескольким простым рекомендациям.
Определить, для чего нужны колонки. Если есть необходимость просто обеспечить автомобиль музыкой без изысков и затрат, то можно отдать предпочтение коаксиальной акустике, которая будет врезана в полку багажника. Если же нужна качественная аудиосистема, то лучше сделать выбор в пользу компонентной акустики, а при необходимости и возможности — еще купить сабвуфер.
Выбрать аудиосистему по характеристикам — размеру, материалам, исполнению. Здесь масса вариантов, которые все зависят от возможностей автомобиля. В машине мало места? Решение — эллиптические коаксиальные колонки среднего калибра для установки в акустическую полку багажника. Хочется достичь большой мощности и качества звука? Тогда выбор за компонентной акустикой с динамиками крупных калибров + сабвуфер. Есть место только в передней приборной панели? Идеальное решение — компактные круглые «коаксиалы». Наверняка, вы найдете свой вариант, который подойдет для вас и вашего автомобиля.
Подобрать колонки в соответствии с характеристиками магнитолы. То есть, необходимо выбрать акустику, которая подойдет к магнитоле по мощности, чувствительности и импедансу. Только так получится согласовать источник звука и нагрузку, обеспечив наиболее эффективную работу всей аудиосистемы. Мощность колонок должна превосходить выходную мощность магнитолы — это поможет избежать перегрузки (которая всегда сопровождается повышением уровня искажений) и выхода из строя головок на максимальном уровне громкости.
Выбрать бренд и ценовую категорию. Эти параметры далеко не определяющие, и часто могут вводить в заблуждение, но они в большинстве случаев помогают сделать выбор, который впоследствии не будет давать повода сомневаться. Конечно, лучше отдавать предпочтение известным брендам, тем более что сейчас большинство известных производителей предлагают акустику всех ценовых диапазонов. И ни в коем случае не стоит покупать слишком дешевые колонки неизвестного происхождения с заоблачными характеристиками и с обещаниями невероятно качественного звука — обычно эта продукция неизвестных китайских заводов совершенно не оправдывает ожидания и доставляет дискомфорт.
Также при выборе акустики следует учитывать и чисто эстетические характеристики колонок. Сейчас рынок предлагает огромное разнообразие внешнего оформления акустики, и среди всех этих красивых динамиков можно найти что-то интересное для своего автомобиля.