Корзина 0 руб.
0

Отвертка динамометрическая: затянуть и не сломать

7 Мая 2014

В автомобиле и в быту существует большое количество устройств, механизмов и узлов, при сборке которых необходимо закручивать винты, болты и гайки с определенным усилием. Решить эту задачу и избежать поломок резьбового соединения из-за приложения чрезмерного усилия поможет специальный инструмент — динамометрическая отвертка, о которой рассказано в этой статье.

Данная публикация продолжает цикл статей о специальном инструменте.


Что такое динамометрическая отвертка

В практике ремонта и обслуживания автомобилей, бытовой техники и электроники, электротехнических и иных устройств часто возникает необходимость обеспечения затяжки резьбовых соединений с определенным моментом силы. Это необходимо, в первую очередь, для предотвращения повреждения резьбы, а также для обеспечения определенного режима работы устройства, узла или механизма.

Решается эта задача с помощью специального динамометрического инструмента — ключей и отверток. Здесь речь пойдет об отвертках, однако принципиальной разницы между отвертками и ключами нет. Главная особенность этого инструмента — наличие в нем динамометра, с помощью которого определяется усилие, и механизмов, сигнализирующих о достижении необходимого усилия или предотвращающих передачу момента на соединение при достижении заданного усилия.

Здесь нужно сразу отметить, что когда мы говорим об усилии затяжки, то имеем в виду такую физическую величину, как момент силы или крутящий момент. В технике он измеряется в ньютон-метрах — Н·м, и именно в этих величинах отградуированы шкалы динамометрического инструмента. Однако в продаже нередко встречается инструмент, отградуированный в футо-фунтах (Foot-pound, ft lb) или в его долях — дюймо-фунтах. Один футо-фунт равен 12 дюймо-фунтам, или примерно 1,356 Н·м.


Устройство и виды динамометрических отверток

Прежде, чем говорить об устройстве отвертки, необходимо сказать о классификации динамометрического инструмента. На сегодняшний день существует три основных класса инструмента:

  • Механический;
  • Гидравлический;
  • С электронной индикацией.

В механическом инструменте измерение и индикация момента силы производится с помощью механических устройств и шкал. В гидравлических (которые сегодня находят ограниченное применение) используется специальный жидкостный динамометр, измеряющий усилие по объему выдавленной жидкости. В электронном инструменте установлен модуль измерения момента силы и цифровой индикатор — это наиболее современный, но одновременно и дорогой инструмент.

Нужно отметить, что механический динамометрический инструмент часто называют предельным или «щелчковым»: такой инструмент позволяет установить предельное значение момента силы, при достижении которого происходит щелчок с одновременным прекращением передачи усилия.

Что касается отверток, то на сегодняшний день наибольшее распространение получили механические динамометрические отвертки — они наиболее просты в устройстве, надежны и обеспечивают достаточную для большинства работ точность установки усилия затяжки (погрешность лежит в пределах ±4–8%, но чаще встречается инструмент с погрешностью ±6%).

Типичная механическая динамометрическая отвертка состоит из нескольких основных частей:

  • Динамометр (обычно пружинный — усилие измеряется по степени сжатия пружины, также встречаются рычажные и торсионные динамометры — в первых усилие измеряется по степени отклонения упругого рычага, во вторых — по степени скручивания жесткого стержня);
  • Проскальзывающая муфта — узел, прекращающий передачу крутящего момента от отвертки к винту или болту при достижении установленного усилия затяжки;
  • Механизм регулировки крутящего момент — обычно совмещен с муфтой, установка максимального крутящего момента производится с помощью кольца или конуса на корпусе отвертки. Часто отвертки оборудованы фиксатором, который предотвращает самопроизвольное изменение момента, обычно для установки силы затяжки фиксатор необходимо освободить, после установки момента — вернуть в исходное положение;
  • Узел установки сменных бит — патрон (кулачковый, цанговый) или магнитная головка;
  • Корпус — современные отвертки выполнены из ударопрочного пластика, имеющего антискользящее покрытие, также встречаются металлические отвертки.

Механическая динамометрическая отвертка включает в себя большое количество видов инструмента, который отличается по назначению и способу установки максимального момента силы.

По назначению:

  • Динамометрические отвертки с установочной шкалой — такой инструмент оборудован шкалой, с помощью которой производится установка предельного усилия затяжки резьбового соединения, однако действующее значение момента силы не измеряется и не отображается;
  • Динамометрические отвертки с измерительной шкалой — этот инструмент оборудован динамометром и шкалой (обычно часового типа), которая отображает действующее значение крутящего момента, что позволяет измерять степень затяжки уже закрученных резьбовых соединений (и, конечно же, производить затяжку новых соединений).

По способу установки предельного крутящего момента:

  • С заранее установленным моментом силы — такие отвертки используются в производстве, они имеют одно или несколько фиксированных значений момента силы и не требуют настройки перед каждым использованием;
  • Без шкалы — отвертки этого типа не оборудованы шкалой, а установка предельного крутящего момента производится с помощью специального механизма — торсиометра;
  • С установочной шкалой — наиболее распространенный тип динамометрических отверток, они позволяют устанавливать крутящий момент по имеющейся шкале.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили механические динамометрические отвертки с установочной шкалой, они широко используются и в промышленности, и в сфере ремонта автомобилей, и в быту. Такие отвертки чаще всего продаются в наборе с большим количеством сменных бит, адаптеров и других аксессуаров, что делает их по-настоящему универсальным инструментом, который редко остается без дела.


Приемы работы с динамометрической отверткой

Работа с динамометрической отверткой очень проста и мало чем отличается от работы с обычным инструментом:

  1. С помощью шкалы установить максимальное значение крутящего момента (обычно этот параметр указывается в инструкции по эксплуатации ремонтируемого механизма, узла или устройства);
  2. Вставить подходящую по размеру и форме биту;
  3. Вкручивать винт или болт до характерного щелчка (при этом отвертка начнет свободно прокручиваться).

При необходимости можно использовать удлинитель, который позволит проводить работы в труднодоступных и узких местах.

В целом, динамометрическая отвертка — удобный современный инструмент, который выручит при ремонте автомобиля и предотвратит поломку устройств, имеющих высокую ценность или чувствительных к усилию затяжки резьбовых соединений.


Другие статьи
ДТП с животными - что делать? 8 Декабря ДТП с животными - что делать?

Каждый водитель, выезжающий за город, сталкивается с дикой природой, которая может преподнести неприятный сюрприз в виде ДТП с животным. Да и в городе столкновения с животными бывают довольно часто. О том, что делать при ДТП с животными, и какую ответственность несет водитель — читайте в этой статье.

Масло промывочное 1 Декабря Масло промывочное

Современный рынок предлагает (а реклама зачастую навязывает) специальные средства для очистки системы смазки двигателя — промывочные масла и жидкости. О том, что такое промывочное масло, действительно ли его стоит применять, и как правильно выбирать промывочные масла и жидкости — читайте в этой статье.

Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге 24 Ноября Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге

Каждый водитель сталкивался с аквапланированием — неприятной ситуацией, когда на мокрой дороге колеса теряли сцепление с дорогой, и машина на короткий миг становилась практически неуправляемой. О том, как бороться с аквапланированием в различных ситуациях и уберечься от аварий — читайте в этой статье.

Нужна ли лопата в автомобиле? 22 Ноября Нужна ли лопата в автомобиле?

Нужно ли возить с собой лопату? Если да, то какую? Обидно, когда ответ на первый вопрос становиться очевидным, после того как машина застрянет по-настоящему. Хотя у современных автомобилистов приключения на бездорожье случаются редко, перепачканные люди, утопившие в грязи телефон и совершившие марш-бросок за подмогой, запоминают их надолго. Меж тем лопата в багажнике занимает совсем немного места. Попробуем выяснить, как правильно копать и какую лопату выбрать.

Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев 10 Ноября Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев

Каждый автолюбитель вынужден ежегодно тратить многозначные суммы на покупку топлива, и с этим стоит только смириться. Но опытные водители и инженеры утверждают, что мириться с таким положением дел не стоит, ведь есть простые и эффективные рецепты экономии топлива — именно о них рассказано в этой статье.

Замена шаровых опор на Калине: безопасность и комфорт без лишних затрат 3 Ноября Замена шаровых опор на Калине: безопасность и комфорт без лишних затрат

Со временем каждый владелец автомобиля Lada Kalina сталкивается с необходимостью менять шаровые опоры. Эта операция вполне доступна для самостоятельного выполнения. О том, в каких случаях необходимо менять шаровые, и как выполняется замена шаровых опор на автомобилях Лада Калина — читайте в этой статье.

Как выехать из грязи: советы и практические приемы 27 Октября Как выехать из грязи: советы и практические приемы

Что делать, если автомобиль застрял в грязи, а под рукой нет трактора? В этой ситуации можно предпринять попытку самостоятельно освободиться из грязевого плена. А о способах, как выехать из грязи с помощью подручных средств, читайте в этой статье.