Корзина 0 руб.
0

Отвертка динамометрическая: затянуть и не сломать

7 Мая 2014

В автомобиле и в быту существует большое количество устройств, механизмов и узлов, при сборке которых необходимо закручивать винты, болты и гайки с определенным усилием. Решить эту задачу и избежать поломок резьбового соединения из-за приложения чрезмерного усилия поможет специальный инструмент — динамометрическая отвертка, о которой рассказано в этой статье.

Данная публикация продолжает цикл статей о специальном инструменте.


Что такое динамометрическая отвертка

В практике ремонта и обслуживания автомобилей, бытовой техники и электроники, электротехнических и иных устройств часто возникает необходимость обеспечения затяжки резьбовых соединений с определенным моментом силы. Это необходимо, в первую очередь, для предотвращения повреждения резьбы, а также для обеспечения определенного режима работы устройства, узла или механизма.

Решается эта задача с помощью специального динамометрического инструмента — ключей и отверток. Здесь речь пойдет об отвертках, однако принципиальной разницы между отвертками и ключами нет. Главная особенность этого инструмента — наличие в нем динамометра, с помощью которого определяется усилие, и механизмов, сигнализирующих о достижении необходимого усилия или предотвращающих передачу момента на соединение при достижении заданного усилия.

Здесь нужно сразу отметить, что когда мы говорим об усилии затяжки, то имеем в виду такую физическую величину, как момент силы или крутящий момент. В технике он измеряется в ньютон-метрах — Н·м, и именно в этих величинах отградуированы шкалы динамометрического инструмента. Однако в продаже нередко встречается инструмент, отградуированный в футо-фунтах (Foot-pound, ft lb) или в его долях — дюймо-фунтах. Один футо-фунт равен 12 дюймо-фунтам, или примерно 1,356 Н·м.


Устройство и виды динамометрических отверток

Прежде, чем говорить об устройстве отвертки, необходимо сказать о классификации динамометрического инструмента. На сегодняшний день существует три основных класса инструмента:

  • Механический;
  • Гидравлический;
  • С электронной индикацией.

В механическом инструменте измерение и индикация момента силы производится с помощью механических устройств и шкал. В гидравлических (которые сегодня находят ограниченное применение) используется специальный жидкостный динамометр, измеряющий усилие по объему выдавленной жидкости. В электронном инструменте установлен модуль измерения момента силы и цифровой индикатор — это наиболее современный, но одновременно и дорогой инструмент.

Нужно отметить, что механический динамометрический инструмент часто называют предельным или «щелчковым»: такой инструмент позволяет установить предельное значение момента силы, при достижении которого происходит щелчок с одновременным прекращением передачи усилия.

Что касается отверток, то на сегодняшний день наибольшее распространение получили механические динамометрические отвертки — они наиболее просты в устройстве, надежны и обеспечивают достаточную для большинства работ точность установки усилия затяжки (погрешность лежит в пределах ±4–8%, но чаще встречается инструмент с погрешностью ±6%).

Типичная механическая динамометрическая отвертка состоит из нескольких основных частей:

  • Динамометр (обычно пружинный — усилие измеряется по степени сжатия пружины, также встречаются рычажные и торсионные динамометры — в первых усилие измеряется по степени отклонения упругого рычага, во вторых — по степени скручивания жесткого стержня);
  • Проскальзывающая муфта — узел, прекращающий передачу крутящего момента от отвертки к винту или болту при достижении установленного усилия затяжки;
  • Механизм регулировки крутящего момент — обычно совмещен с муфтой, установка максимального крутящего момента производится с помощью кольца или конуса на корпусе отвертки. Часто отвертки оборудованы фиксатором, который предотвращает самопроизвольное изменение момента, обычно для установки силы затяжки фиксатор необходимо освободить, после установки момента — вернуть в исходное положение;
  • Узел установки сменных бит — патрон (кулачковый, цанговый) или магнитная головка;
  • Корпус — современные отвертки выполнены из ударопрочного пластика, имеющего антискользящее покрытие, также встречаются металлические отвертки.

Механическая динамометрическая отвертка включает в себя большое количество видов инструмента, который отличается по назначению и способу установки максимального момента силы.

По назначению:

  • Динамометрические отвертки с установочной шкалой — такой инструмент оборудован шкалой, с помощью которой производится установка предельного усилия затяжки резьбового соединения, однако действующее значение момента силы не измеряется и не отображается;
  • Динамометрические отвертки с измерительной шкалой — этот инструмент оборудован динамометром и шкалой (обычно часового типа), которая отображает действующее значение крутящего момента, что позволяет измерять степень затяжки уже закрученных резьбовых соединений (и, конечно же, производить затяжку новых соединений).

По способу установки предельного крутящего момента:

  • С заранее установленным моментом силы — такие отвертки используются в производстве, они имеют одно или несколько фиксированных значений момента силы и не требуют настройки перед каждым использованием;
  • Без шкалы — отвертки этого типа не оборудованы шкалой, а установка предельного крутящего момента производится с помощью специального механизма — торсиометра;
  • С установочной шкалой — наиболее распространенный тип динамометрических отверток, они позволяют устанавливать крутящий момент по имеющейся шкале.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили механические динамометрические отвертки с установочной шкалой, они широко используются и в промышленности, и в сфере ремонта автомобилей, и в быту. Такие отвертки чаще всего продаются в наборе с большим количеством сменных бит, адаптеров и других аксессуаров, что делает их по-настоящему универсальным инструментом, который редко остается без дела.


Приемы работы с динамометрической отверткой

Работа с динамометрической отверткой очень проста и мало чем отличается от работы с обычным инструментом:

  1. С помощью шкалы установить максимальное значение крутящего момента (обычно этот параметр указывается в инструкции по эксплуатации ремонтируемого механизма, узла или устройства);
  2. Вставить подходящую по размеру и форме биту;
  3. Вкручивать винт или болт до характерного щелчка (при этом отвертка начнет свободно прокручиваться).

При необходимости можно использовать удлинитель, который позволит проводить работы в труднодоступных и узких местах.

В целом, динамометрическая отвертка — удобный современный инструмент, который выручит при ремонте автомобиля и предотвратит поломку устройств, имеющих высокую ценность или чувствительных к усилию затяжки резьбовых соединений.


Другие статьи
Грузик балансировочный: точный баланс колеса 14 Сентября Грузик балансировочный: точный баланс колеса

Колеса большинства транспортных средств не имеют точного баланса — их масса неравномерно распределено по окружности, что приводит к ряду негативных последствий. Эта проблема решается установкой на колеса балансировочных грузиков. Все о данных изделиях, их типах, конструкции и выборе читайте в статье.

Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины 7 Сентября Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины

Почти каждый современный автомобиль оснащается активными системами безопасности, в том числе и антиблокировочной системой. Основным чувствительным элементом этих систем является датчик скорости или датчик АБС — все об этих датчиках, их типах и конструкции, а также выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации 31 Августа Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации

Современные транспортные средства оснащаются световой сигнализацией, предупреждающей других участников дорожного движения о торможении. Основой сигнализации выступает выключатель стоп-сигнала. Все об этом устройстве, его существующих типах, конструкции, а также о выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель заднего хода: основа сигнализации и индикации включения задней передачи 24 Августа Выключатель заднего хода: основа сигнализации и индикации включения задней передачи

При движении задним ходом на автомобиле должен быть включен специальный огонь белого света — за это отвечает установленный на КП выключатель (датчик) заднего хода. О том, что такое выключатель заднего хода, как он устроен и работает, а также о подборе данного прибора и его замене — читайте в статье.

Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка 17 Августа Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка

В строительстве, различных отраслях промышленности, в авторемонтной и других областях широкое применение находят пескоструйные аппараты различных типов. Все об этом оборудовании, его классификации, конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и эксплуатации аппаратов — читайте в статье.

Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение 10 Августа Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение

Несмотря на распространение сварки, классическая технология соединения деталей с помощью заклепок все еще остается актуальной. О главном элементе этого соединения — заклепках, их типах, конструкции, характеристиках и способах установки, а также об их выборе и использовании — читайте в данной статье.

Жилет сигнальный: безопасность людей в любое время суток 3 Августа Жилет сигнальный: безопасность людей в любое время суток

Для выполнения многих работ требуется обеспечить повышенную видимость людей в светлое и темное время суток — это достигается использованием сигнальных жилетов. О том, что такое сигнальный жилет, какую конструкцию он имеет и каким требованиям должен отвечать, а также о его выборе — читайте в статье.