Корзина 0 руб.
0

Отвертка динамометрическая: затянуть и не сломать

7 Мая 2014

В автомобиле и в быту существует большое количество устройств, механизмов и узлов, при сборке которых необходимо закручивать винты, болты и гайки с определенным усилием. Решить эту задачу и избежать поломок резьбового соединения из-за приложения чрезмерного усилия поможет специальный инструмент — динамометрическая отвертка, о которой рассказано в этой статье.

Данная публикация продолжает цикл статей о специальном инструменте.


Что такое динамометрическая отвертка

В практике ремонта и обслуживания автомобилей, бытовой техники и электроники, электротехнических и иных устройств часто возникает необходимость обеспечения затяжки резьбовых соединений с определенным моментом силы. Это необходимо, в первую очередь, для предотвращения повреждения резьбы, а также для обеспечения определенного режима работы устройства, узла или механизма.

Решается эта задача с помощью специального динамометрического инструмента — ключей и отверток. Здесь речь пойдет об отвертках, однако принципиальной разницы между отвертками и ключами нет. Главная особенность этого инструмента — наличие в нем динамометра, с помощью которого определяется усилие, и механизмов, сигнализирующих о достижении необходимого усилия или предотвращающих передачу момента на соединение при достижении заданного усилия.

Здесь нужно сразу отметить, что когда мы говорим об усилии затяжки, то имеем в виду такую физическую величину, как момент силы или крутящий момент. В технике он измеряется в ньютон-метрах — Н·м, и именно в этих величинах отградуированы шкалы динамометрического инструмента. Однако в продаже нередко встречается инструмент, отградуированный в футо-фунтах (Foot-pound, ft lb) или в его долях — дюймо-фунтах. Один футо-фунт равен 12 дюймо-фунтам, или примерно 1,356 Н·м.


Устройство и виды динамометрических отверток

Прежде, чем говорить об устройстве отвертки, необходимо сказать о классификации динамометрического инструмента. На сегодняшний день существует три основных класса инструмента:

  • Механический;
  • Гидравлический;
  • С электронной индикацией.

В механическом инструменте измерение и индикация момента силы производится с помощью механических устройств и шкал. В гидравлических (которые сегодня находят ограниченное применение) используется специальный жидкостный динамометр, измеряющий усилие по объему выдавленной жидкости. В электронном инструменте установлен модуль измерения момента силы и цифровой индикатор — это наиболее современный, но одновременно и дорогой инструмент.

Нужно отметить, что механический динамометрический инструмент часто называют предельным или «щелчковым»: такой инструмент позволяет установить предельное значение момента силы, при достижении которого происходит щелчок с одновременным прекращением передачи усилия.

Что касается отверток, то на сегодняшний день наибольшее распространение получили механические динамометрические отвертки — они наиболее просты в устройстве, надежны и обеспечивают достаточную для большинства работ точность установки усилия затяжки (погрешность лежит в пределах ±4–8%, но чаще встречается инструмент с погрешностью ±6%).

Типичная механическая динамометрическая отвертка состоит из нескольких основных частей:

  • Динамометр (обычно пружинный — усилие измеряется по степени сжатия пружины, также встречаются рычажные и торсионные динамометры — в первых усилие измеряется по степени отклонения упругого рычага, во вторых — по степени скручивания жесткого стержня);
  • Проскальзывающая муфта — узел, прекращающий передачу крутящего момента от отвертки к винту или болту при достижении установленного усилия затяжки;
  • Механизм регулировки крутящего момент — обычно совмещен с муфтой, установка максимального крутящего момента производится с помощью кольца или конуса на корпусе отвертки. Часто отвертки оборудованы фиксатором, который предотвращает самопроизвольное изменение момента, обычно для установки силы затяжки фиксатор необходимо освободить, после установки момента — вернуть в исходное положение;
  • Узел установки сменных бит — патрон (кулачковый, цанговый) или магнитная головка;
  • Корпус — современные отвертки выполнены из ударопрочного пластика, имеющего антискользящее покрытие, также встречаются металлические отвертки.

Механическая динамометрическая отвертка включает в себя большое количество видов инструмента, который отличается по назначению и способу установки максимального момента силы.

По назначению:

  • Динамометрические отвертки с установочной шкалой — такой инструмент оборудован шкалой, с помощью которой производится установка предельного усилия затяжки резьбового соединения, однако действующее значение момента силы не измеряется и не отображается;
  • Динамометрические отвертки с измерительной шкалой — этот инструмент оборудован динамометром и шкалой (обычно часового типа), которая отображает действующее значение крутящего момента, что позволяет измерять степень затяжки уже закрученных резьбовых соединений (и, конечно же, производить затяжку новых соединений).

По способу установки предельного крутящего момента:

  • С заранее установленным моментом силы — такие отвертки используются в производстве, они имеют одно или несколько фиксированных значений момента силы и не требуют настройки перед каждым использованием;
  • Без шкалы — отвертки этого типа не оборудованы шкалой, а установка предельного крутящего момента производится с помощью специального механизма — торсиометра;
  • С установочной шкалой — наиболее распространенный тип динамометрических отверток, они позволяют устанавливать крутящий момент по имеющейся шкале.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили механические динамометрические отвертки с установочной шкалой, они широко используются и в промышленности, и в сфере ремонта автомобилей, и в быту. Такие отвертки чаще всего продаются в наборе с большим количеством сменных бит, адаптеров и других аксессуаров, что делает их по-настоящему универсальным инструментом, который редко остается без дела.


Приемы работы с динамометрической отверткой

Работа с динамометрической отверткой очень проста и мало чем отличается от работы с обычным инструментом:

  1. С помощью шкалы установить максимальное значение крутящего момента (обычно этот параметр указывается в инструкции по эксплуатации ремонтируемого механизма, узла или устройства);
  2. Вставить подходящую по размеру и форме биту;
  3. Вкручивать винт или болт до характерного щелчка (при этом отвертка начнет свободно прокручиваться).

При необходимости можно использовать удлинитель, который позволит проводить работы в труднодоступных и узких местах.

В целом, динамометрическая отвертка — удобный современный инструмент, который выручит при ремонте автомобиля и предотвратит поломку устройств, имеющих высокую ценность или чувствительных к усилию затяжки резьбовых соединений.


Другие статьи
Шпатлевка: надежная подготовка поверхности к окрашиванию 27 Апреля Шпатлевка: надежная подготовка поверхности к окрашиванию

Кузовной ремонт автомобиля, даже самый незначительный, требует применения специального материала — шпатлевки, с помощью которой поверхность выравнивается и готовится к окрашиванию. О том, что такое автомобильная шпатлевка, каких типов она бывает и как ее правильно выбрать — читайте в данной статье.

Фара противотуманная: безопасность на дороге в любых условиях 20 Апреля Фара противотуманная: безопасность на дороге в любых условиях

Для эксплуатации автомобиля в условиях недостаточной видимости необходимо использовать специальные устройства — противотуманные фары или фонари. О том, что такое фара противотуманная, каких типов она бывает, как устроена и работает, и как правильно выбрать фару для автомобиля — читайте в этой статье.

Шприц плунжерный рычажный: смазка узлов и агрегатов под давлением 13 Апреля Шприц плунжерный рычажный: смазка узлов и агрегатов под давлением

На транспортных средствах, станках и других агрегатах присутствуют узлы, требующие для своей работы консистентной смазки. Подача смазки в узлы осуществляется через пресс-масленки с помощью рычажных плунжерных шприцев. Все об этом инструменте, его типах, конструкции и выборе читайте данной в статье.

Фара-искатель: мощный источник света для сложных ситуаций 6 Апреля Фара-искатель: мощный источник света для сложных ситуаций

На многих транспортных средствах используются специальные типы внешних световых приборов — фары-искатели и фары-прожекторы. О том, что такое фара-искатель и прожектор, каких типов они бывают и чем отличаются друг от друга, как устроены и работают, а также об их выборе и эксплуатации читайте в статье.

Усилитель автомобильный: основа качественной аудиосистемы 30 Марта Усилитель автомобильный: основа качественной аудиосистемы

При инсталляции в автомобиль аудиосистемы высокого класса приходится отказываться от магнитол со встроенным усилителем — нужное качество и мощность звука могут обеспечить только отдельные усилители. Об автомобильных усилителях, их типах и характеристиках, а также об их выборе читайте в этой статье.

Штангенциркуль: точные измерения в любой ситуации 23 Марта Штангенциркуль: точные измерения в любой ситуации

В промышленности, в ремонтной практике и быту широко используется штангенциркуль — точный, удобный в работе, и в то же время очень простой измерительный прибор. О том, что такое штангенциркуль, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о правильном выборе штангенциркуля читайте в статье.

Устройство многофункциональное аварийного питания: помощь в самых сложных ситуациях 16 Марта Устройство многофункциональное аварийного питания: помощь в самых сложных ситуациях

В дороге и на парковке может произойти неприятность — разрядка аккумулятора и отсутствие стороннего источника для питания многочисленных гаджетов. Эта проблема решается многофункциональными устройствами аварийного питания — об их типах, конструкции, возможностях и правильном выборе читайте в статье.