Корзина 0 руб.
0

Набор фиксаторов валов: сохраняет настройки фаз ГРМ, бережет время

16 Апреля 2014

Все детали и валы двигателя движутся согласованно, чем обеспечивается стабильность фаз ГРМ и правильная работа мотора. Однако периодически возникает необходимость замены приводных ремней, шкивов и других деталей, что может повлечь за собой рассогласование фаз ГРМ и потребует проведения утомительной процедуры их установки. Избежать этого помогут специальные наборы фиксаторов, о которых рассказано в данной статье.

Публикация продолжает серию статей о специальном автоинструменте.


Назначение набора фиксаторов валов

Двигатель может нормально работать только при правильной установке фаз ГРМ, а нарушения, даже незначительные, влекут либо к неустойчивой работе мотора, либо вовсе выводят его из строя. Для обеспечения правильного газораспределения все валы двигателя (коленчатый, валы ГРМ, привод ТНВД в дизельном двигателе и т.д.) должны вращаться согласованно — это обеспечивается с помощью связи валов зубчатыми непроскальзывающими ремнями, цепями и шестернями.

Однако ремни и цепи с течением времени изнашиваются и требуют замены, а снятие ремня — это гарантированное нарушение фаз ГРМ. Рассогласование вращения валов также возможно при замене шкивов и шестерен, при ремонте и замене насоса и других работах. Однако существует простой и надежный способ сохранить настройки газораспределения — для этого достаточно использовать специальный набор фиксаторов валов и приводов.

Наборы фиксаторов — специальный инструмент, используемый для решения широкого круга задач:

  • Фиксация валов для замены приводного ремня, шкивов и других компонентов привода валов ГРМ;
  • Установка фаз газораспределения;
  • Блокировка валов, шкивов и других элементов при ремонте бензиновых и дизельных двигателей.

Даже самый простой набор фиксаторов сохраняет настройку фаз ГРМ, что помогает избежать утомительной и сложной работы по настройке газораспределения, а значит, экономит силы, время и деньги.


Комплектация наборов фиксаторов

Каждый двигатель обладает своими конструктивными особенностями, наличием, размерами и расположением тех или иных узлов, и спецификой работы — все это накладывает определенные требования и к инструменту для диагностики, обслуживания и ремонта силовых установок. Из-за большого разнообразия моторов на рынке представлено большое количество наборов фиксаторов. Такие наборы предназначены для определенных типов и модельных рядов двигателей, поэтому содержат уникальные фиксаторы, которые невозможно использовать в других моторах.

Однако весь инструмент основан на единых принципах, поэтому наборы, в большинстве своем, состоят из следующих инструментов:

  • Фиксаторы коленчатого вала (в виде штифтов, болтов или шпилек различной длины), в некоторых наборах используются фиксаторы маховика;
  • Фиксаторы распределительных валов (в случае двухвальных двигателей таких фиксаторов может быть два — для каждого распредвала, или один совмещенный, блокирующий сразу оба вала);
  • Фиксаторы привода ТНВД;
  • Блокираторы натяжителя ремня или цепи ГРМ;
  • Головки для прокручивания коленчатого вала для установки двигателя в ВМТ.

Расширенные наборы часто содержат дополнительные инструменты для установки фаз ГРМ и ремонта системы газораспределения, в том числе установочные (монтажные) и регулировочные планки, шаблоны установки ГРМ, специальные ключи, съемники демпфера крутильных колебаний, имитаторы натяжителей, разнообразные адаптеры, переходники, штуцеры, фиксаторы датчиков и т.д.

Необходимо отметить, что помимо специальных наборов инструментов, предназначенных для определенных двигателей, существуют универсальные фиксаторы, которые подходят для большого количества моделей моторов. Обычно такие фиксаторы выполнены в виде зубчатых сегментов, которые входят в зацепление с маховиком или шкивами распредвалов, прикручиваются к двигателю и блокируют валы. Однако такое решение не самое лучшее — оно не всегда обеспечивает надежную блокировку коленчатого и распределительных валов, поэтому лучше использовать специальный инструмент.


Применение фиксаторов валов

Работа с набором фиксаторов зависит от конкретного двигателя, однако общая методика примерно одинакова и сводится она к следующему:

  • Тем или иным способом установить первый цилиндр двигателя в ВМТ (используются головки и ключи для поворота коленвала, если они входят в комплект), установка производится по меткам на шкивах, коленвале и корпусе двигателя;
  • Согласно инструкции установить все необходимые фиксаторы — вкрутить фиксаторы коленчатого вала в предназначенные для этого отверстия, установить фиксаторы шкивов, ТНВД (в дизельном двигателе) и т.д.;
  • Произвести замену приводного ремня или цепи, выполнить другие работы;
  • Извлечь фиксаторы.

Если же ставится задача установки фаз газораспределения, то порядок действий иной и зависит он от конкретного двигателя и набора инструментов. Обычно для проведения данной операции фиксируются определенные валы и с помощью планок или шаблонов производится настройка ГРМ.

Наибольшее применение наборы фиксаторов находят в автомастерских, однако такой инструмент будет очень полезен и тем, кто самостоятельно производит обслуживание своего автомобиля. Затраты на покупку инструмента оправданы, так как на СТО мастера просят намного больше за замену ремня или настройку фаз газораспределения, чем стоит простой набор фиксаторов.


Другие статьи
Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата Сегодня Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата

Практически во всех современных двигателях используются электронные системы управления, основным компонентом которых является электронный блок управления (ЭБУ). О том, что такое ЭБУ двигателя, как они устроены и функционируют, а также об их правильном выборе, диагностике и замене — читайте в статье.

Грузик балансировочный: точный баланс колеса 14 Сентября Грузик балансировочный: точный баланс колеса

Колеса большинства транспортных средств не имеют точного баланса — их масса неравномерно распределено по окружности, что приводит к ряду негативных последствий. Эта проблема решается установкой на колеса балансировочных грузиков. Все о данных изделиях, их типах, конструкции и выборе читайте в статье.

Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины 7 Сентября Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины

Почти каждый современный автомобиль оснащается активными системами безопасности, в том числе и антиблокировочной системой. Основным чувствительным элементом этих систем является датчик скорости или датчик АБС — все об этих датчиках, их типах и конструкции, а также выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации 31 Августа Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации

Современные транспортные средства оснащаются световой сигнализацией, предупреждающей других участников дорожного движения о торможении. Основой сигнализации выступает выключатель стоп-сигнала. Все об этом устройстве, его существующих типах, конструкции, а также о выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель заднего хода: основа сигнализации и индикации включения задней передачи 24 Августа Выключатель заднего хода: основа сигнализации и индикации включения задней передачи

При движении задним ходом на автомобиле должен быть включен специальный огонь белого света — за это отвечает установленный на КП выключатель (датчик) заднего хода. О том, что такое выключатель заднего хода, как он устроен и работает, а также о подборе данного прибора и его замене — читайте в статье.

Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка 17 Августа Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка

В строительстве, различных отраслях промышленности, в авторемонтной и других областях широкое применение находят пескоструйные аппараты различных типов. Все об этом оборудовании, его классификации, конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и эксплуатации аппаратов — читайте в статье.

Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение 10 Августа Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение

Несмотря на распространение сварки, классическая технология соединения деталей с помощью заклепок все еще остается актуальной. О главном элементе этого соединения — заклепках, их типах, конструкции, характеристиках и способах установки, а также об их выборе и использовании — читайте в данной статье.