0

Набор инструментов для ремонта автоэлектропроводки: грамотная и быстрая разборка разъемов

14 Апреля 2014

В современных автомобилях почти нет паяных или иных постоянных соединений проводов — в большинстве случаев используются разного рода разъемы. При ремонте электропроводки встает задача разборки разъемов, что часто оборачивается их повреждением и увеличением объема работ. Решает эти проблемы специальный набор инструментов, о котором подробно рассказано в данной статье.

Статья продолжает серию публикаций об автомобильном специнструменте.


Назначение набора инструментов

В электрической системе автомобиля широко используются разъемы (или коннекторы) — они позволяют легко решить вопрос соединения проводов и различных компонентов, позволяя избегать пайки, скрутки и других способов постоянных соединений. Благодаря разъемам можно легко произвести замену любого компонента: будь то фара, автомагнитола, привод «дворников», компоненты автосигнализации и другие.

Однако у разъемов есть и недостатки, которые иногда могут затруднять проведение ремонта. В частности, разъем трудно поддается разборке и извлечению проводов, поэтому иногда автовладельцы вынуждены ломать разъем для демонтажа жгута проводов, а в дальнейшем либо использовать скрутку, либо обращаться за помощью к специалистам.

Для решения этих проблем давно используется эффективный, но крайне простой инструмент — набор для извлечения проводов и контактов. Часто эти инструменты называются экстракторами или деблокираторами, что также отражает их назначение.


Устройство инструмента для разборки разъемов

В автомобильной электропроводке, как и в других электрических устройствах, используются два основных типа разъемов — штекеры («папа», вилка, по-английски — male, контакты выступают наружу) и розетки («мама», гнездо, по-английски — female, контакты утоплены в корпусе). В автомобилях на концах проводов обычно всего устанавливаются гнезда, а штекеры находятся на корпусах электроприборов, и именно «мамы» чаще всего нуждаются в ремонте или замене.

Существует большое количество типов разъемов, которые могут отличаться размерами, геометрией (прямоугольные, круглые), количеством и расположением контактов, формой контактов и т.д. Однако все они имеют одну общую конструктивную особенность: каждый контакт (речь идет о гнездах) помещен в отдельной ячейке, удерживаясь в ней за счет сил трения или с помощью фиксатора (небольшого выступа, который упирается в ячейку изнутри).

Поэтому для извлечения контактов проще всего их выдавить из своих ячеек — именно на таком принципе и основан специнструемнт для разборки разъемов. В зависимости от типа разъема, инструмент (экстрактор или деблокиратор) имеет форму штыря прямоугольного сечения, разрезанной трубки или вилки — штырьки вставляются в ячейку и выдавливают контакт. Некоторые наконечники на торце имеют углубление особой формы, которое предотвращает соскальзывание инструмента с контакта при выдавливании.

Так как даже в одном автомобиле используется большое количество типов разъемов (а про разные марки машин и говорить не стоит — сейчас почти каждый производитель использует разъемы собственной конструкции), то специнструмент для разборки разъемов представляет собой набор экстракторов с разными наконечниками. Также в набор могут входить инструменты в виде тонких плоских лопаток (похожих на отвертки) — они необходимы для разборки корпусов некоторых разъемов.

Для удобства работы наконечники могут быть вставлены в рукоятки, наподобие отверточных, либо в рукоятки с поворотной рамкой, защищающей наконечник при хранении или переноске инструмента.


Приемы работы с инструментом

Использование инструмента не представляет сложности, и обычно сводится к трем простым шагам:

  • Если разъем разборный или на нем предусмотрен фиксатор — разобрать его или снять фиксатор;
  • Подобрать инструмент с наконечником, который подходит по типу и размеру к контактам разъема (для круглых одиночных контактов — круглый наконечник, для плоских контактов — наконечники прямоугольного сечения или в форме вилки, для контактов сложной формы, вставленных в крестообразные или иной формы ячейки — вилочные наконечники, и т.д.);
  • Вставить инструмент в ячейку (на лицевой стороне разъема) и легким нажатием выдавить контакт.

Если инструмент подобран правильно, то разборка разъема пройдет быстро и без лишних повреждений электропроводки. Применение такого инструмента позволяет сохранить разъемы и контакты, и потратить меньше средств на ремонт электропроводки автомобиля.


Другие статьи
Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом 17 Мая Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом

На велосипедах, мотоциклах и иной мототехнике используются рули рожкового типа, предназначенные для удерживания двумя руками. В зоне хвата на таких рулях располагаются рукоятки — грипсы. О том, что такое грипсы, какими они бывают и как устроены, а также о выборе и замене грипс читайте в этой статье.

Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе 10 Мая Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе

Для ремонта автомобиля часто требуется его подъем — эта задача решается с помощью домкратов. Широкое распространение получили бутылочные гидравлические домкраты — все об этом подъемном оборудовании, его конструкции, типах и принципе работы, а также правильном выборе и эксплуатации, читайте в статье.

Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы 3 Мая Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы

В практике автомастерских широкое применение находит специальное грузоподъемное оборудование — подкатные домкраты гидравлического или пневматического типа. О том, что такое подкатной домкрат, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о выборе и эксплуатации домкрата — читайте в статье.

Гайкорез: закисшие гайки больше не проблема 26 Апреля Гайкорез: закисшие гайки больше не проблема

В работе сервисных мастерских и любительской практике часто возникают проблемы с закисшими гайками, которые не удается демонтировать ключами. Для решения проблемы используется специальный инструмент — гайкорез. О типах и конструкции гайкорезов, их выборе и правильной эксплуатации — читайте в статье.

Мост диодный: постоянный ток в автомобиле 19 Апреля Мост диодный: постоянный ток в автомобиле

На современных автомобилях используются трехфазные генераторы переменного тока, однако все автомобильные электроприборы работают от постоянного тока. За выпрямление тока в генераторах отвечает диодный мост — об этом узле, его типах, конструкции и работе, а также о выборе и замене, читайте в статье.

Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля 12 Апреля Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля

Среди декоративных элементов для украшения автомобиля особое место занимают дефлекторы двери — гнутые пластиковые детали, положительно влияющие на аэродинамику и внешний вид транспортного средства. Все о дефлекторах дверей, их типах и конструкции, а также об их выборе и монтаже — читайте в статье.

Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика 5 Апреля Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика

Электромонтажные работы требуют выполнения множества вспомогательных операций с проводами, первая из которых — удаление изоляции. Данную работу удобно выполнять с помощью клещей для снятия изоляции или стрипперов — об этом инструменте, его типах, конструкции и правильном применении, читайте в статье.