Корзина 0 руб.
0

Индикатор качества смеси ИКС-1

20 Января 2014

Качество горючей смеси в карбюраторных двигателях устанавливается вручную при настройке карбюратора, и очень часто этот процесс проводится «на глазок». Однако лучшим решением станет использование специального прибора — индикатора качества смеси.


Что такое индикатор качества смеси

В современных инжекторных двигателях за качество смеси (ее состав и соотношение топлива и воздуха) отвечает электроника, поэтому водитель не беспокоится о режиме работы двигателя, его токсичности и расходе топлива. Но все иначе с карбюраторными моторами — в них предусмотрена возможность регулировки качества смеси, которая производится с помощью винта качества карбюратора на холостом ходу.

От качества горючей смеси, то есть от соотношения топлива и воздуха, зависят основные характеристики двигателя: мощность и расход топлива, а также стабильность работы и токсичность выхлопных газов (в первую очередь — содержание угарного газа). Обычно отношение топлива и воздуха в горючей смеси составляет 1:15 (при пуске холодного двигателя — 1:10), однако для каждого конкретного двигателя эта цифра может отличаться, поэтому и возникает необходимость проводить настройки карбюратора.

В простейшем случае настройка качества горючей смеси производится до достижения стабильной работы двигателя на холостом ходу при определенных оборотах, однако такой подход далеко не всегда позволяет достичь успеха, поэтому лучше использовать специальное устройство — индикатор качества смеси (ИКС).

ИКС имеет очень простое устройство, но при этом он эффективен и может использоваться даже неопытными автовладельцами. Интересно, что наиболее популярный в нашей стране индикатор — ИКС-1 — выпускается не первый десяток лет, но все еще очень востребован и популярен. Это лучше всех слов говорит о полезности прибора.


Устройство индикатора

Индикатор имеет очень простое устройство. Его основу составляет специальная свеча зажигания со встроенным стеклянным световодом, на корпусе свечи надета черная трубка со стеклом в торце и отклоняющимся зеркальцем, образующим что-то вроде перископа. К свече подведен высоковольтный провод со шпилькой, повторяющей форму контактной головки свечи (в приборе ИКС-1 наконечник провода позволяет подключать «подсвечники» различных типов).

Также в комплект индикатора входит уплотнительное кольцо для свечи, с помощью которого обеспечивается герметичность камеры сгорания при установке качества смеси.

В приборе ИКС-1 используется свеча зажигания с резьбой М14×1,25 с максимальной длиной резьбовой части 12 мм — этого достаточно для настройки большинства карбюраторных двигателей отечественных автомобилей.


Принцип работы индикатора

Как определить качество горючей смеси? Можно взять несколько датчиков, измеряющих основные параметры двигателя, и с помощью электронного блока отрегулировать подачу топлива и воздуха — такое решение сегодня используется в инжекторных двигателях. Однако множество датчиков и блок управления — это дорого и не всегда удобно. Оказывается, что для настройки карбюраторного двигателя можно использовать куда более простой и доступный «прибор» — наш глаз.

На самом деле ничего удивительного здесь нет: топливно-воздушная смесь, сгорающая в камере сгорания, образует пламя определенного цвета, который в значительной степени зависит от ее состава и соотношения количества топлива и воздуха. Горючая смесь оптимального состава образует пламя ярко-голубого цвета, а отличие цвета свидетельствует о необходимости регулировки качества смеси.

Можно сказать, что индикатор качества смеси — это окно для камеры сгорания, которое позволяет наблюдать цвет образуемого пламени, и тут же производить настройку карбюратора.


Настройка карбюратора с помощью индикатора качества смеси

Процесс работы с ИКС сводится к следующему:

  1. Запустить и прогреть двигатель;
  2. Заглушить двигатель, вывернуть свечу второго или третьего цилиндра, вкрутить вместо нее свечу ИКС;
  3. Установить на свечу трубку;
  4. Запустить двигатель, повернуть зеркальце с таким расчетом, чтобы из удобного положения видеть цвет пламени в камере сгорания;
  5. Винтом количества установить минимально устойчивые обороты двигателя;
  6. Винтом качества найти такое положение, при котором пламя в камере сгорания приобретает ярко-оранжевый цвет (это свидетельствует о переобогащении смеси, обычно достигается при выворачивании винта);
  7. Вворачивая винт качества, добиться появления ярко-голубого пламени;
  8. Еще немного ввернуть винт качества (не более чем на половину оборота);
  9. Заглушить двигатель, вывернуть ИКС и вернуть свечу зажигания.

Как видите, настройка качества горючей смеси с помощью ИКС очень проста и требует минимум времени, однако нужно обратить внимание на несколько важных моментов:

  • Настройку лучше производить в затемненном месте — свет от сгорающей смеси в немалой степени задерживается стеклянным световодом в свечи, поэтому наблюдаемый в зеркальце цвет пламени не виден при ярком внешнем освещении;
  • Ни в коем случае нельзя наблюдать цвет пламени непосредственно через стекло — для безопасности предусмотрено отклоняющееся зеркало;
  • Свеча зажигания в ИКС не предназначена для длительной работы на высоких оборотах, поэтому частота вращения коленвала при настройке двигателя не должна превышать 1200 об/мин.

В остальном индикатор качества смеси — это очень простое и удобное в использовании средство, которое, к тому же, имеет доступную стоимость. Поэтому иметь его стоит всем, кто эксплуатирует автомобиль с карбюраторным двигателем. Это поможет и обеспечить лучшую работу мотора, и сэкономить топливо, и снизить негативное влияние на окружающую среду.


Другие статьи
Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата 21 Сентября Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата

Практически во всех современных двигателях используются электронные системы управления, основным компонентом которых является электронный блок управления (ЭБУ). О том, что такое ЭБУ двигателя, как они устроены и функционируют, а также об их правильном выборе, диагностике и замене — читайте в статье.

Грузик балансировочный: точный баланс колеса 14 Сентября Грузик балансировочный: точный баланс колеса

Колеса большинства транспортных средств не имеют точного баланса — их масса неравномерно распределено по окружности, что приводит к ряду негативных последствий. Эта проблема решается установкой на колеса балансировочных грузиков. Все о данных изделиях, их типах, конструкции и выборе читайте в статье.

Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины 7 Сентября Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины

Почти каждый современный автомобиль оснащается активными системами безопасности, в том числе и антиблокировочной системой. Основным чувствительным элементом этих систем является датчик скорости или датчик АБС — все об этих датчиках, их типах и конструкции, а также выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации 31 Августа Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации

Современные транспортные средства оснащаются световой сигнализацией, предупреждающей других участников дорожного движения о торможении. Основой сигнализации выступает выключатель стоп-сигнала. Все об этом устройстве, его существующих типах, конструкции, а также о выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель заднего хода: основа сигнализации и индикации включения задней передачи 24 Августа Выключатель заднего хода: основа сигнализации и индикации включения задней передачи

При движении задним ходом на автомобиле должен быть включен специальный огонь белого света — за это отвечает установленный на КП выключатель (датчик) заднего хода. О том, что такое выключатель заднего хода, как он устроен и работает, а также о подборе данного прибора и его замене — читайте в статье.

Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка 17 Августа Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка

В строительстве, различных отраслях промышленности, в авторемонтной и других областях широкое применение находят пескоструйные аппараты различных типов. Все об этом оборудовании, его классификации, конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и эксплуатации аппаратов — читайте в статье.

Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение 10 Августа Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение

Несмотря на распространение сварки, классическая технология соединения деталей с помощью заклепок все еще остается актуальной. О главном элементе этого соединения — заклепках, их типах, конструкции, характеристиках и способах установки, а также об их выборе и использовании — читайте в данной статье.