Корзина 0 руб.
0

Болт ступицы колеса: прочный крепеж для надежного колеса

8 Февраля

Современное автомобильное колесо — сложный узел, основой которого выступает ступица, удерживающая тормозные устройства, диск и другие детали. Монтаж тормозного барабана и колесного диска на ступицу осуществляется специальным болтом ступицы колеса — все об этом крепежном изделии рассказано в статье.


Что такое болт ступицы колеса?

Болт ступицы колеса — деталь колес транспортных средств; резьбовое крепежное изделие в виде стержня с резьбой и головкой специальной формы, либо с резьбой с обеих сторон, предназначенное для монтажа на ступицу тормозного барабана/диска и/или колесного диска.

Болт ступицы колеса — один из основных крепежных элементов ступичного узла транспортных средств, с его помощью на ступицу монтируются различные детали:

  • На грузовых автомобилях с бездисковыми колесами (с разборными ободьями) — монтаж обода на ступицу или опорный диск ступицы (реже — и монтаж тормозного барабана);
  • На автомобилях и прицепах с обычными дисковыми колесами — монтаж тормозного барабана/диска и диска колеса на ступицу.

Именно болты ступицы выступают посредниками в передаче моментов сил от ступицы на тормозной барабан/диск и колесный диск, и в обратном направлении, а также они обеспечивают прочность и целостность всего колеса. Поломка или потеря даже одного болта чревата серьезными проблемами, поэтому данный крепеж при любых неисправностях необходимо менять на новый. Но прежде, чем покупать новые ступичные болты, необходимо разобраться в их существующих типах и конструктивных особенностях.



Типы и конструкция болтов ступицы колеса

Рассматриваемый крепеж делится на два конструктивных типа:

  • Болты — изделия с резьбой с одной стороны и головкой той или иной формы с другой стороны;
  • Шпильки — изделия в виде стержня с резьбой с обеих сторон.

Болты пропускаются в ступицу с ее внутренней стороны, их проворачивание при монтаже гайки предотвращается фиксацией головки в специальном углублении или с помощью упора. Шпильки вворачиваются в резьбу, нарезанную непосредственно в ступице. Болты сегодня используются наиболее часто на всех типах транспортных средств, так как они обеспечивают более надежный монтаж, шпильки обычно используются на легковых автомобилях и на легких колесных машинах (хотя их сегодня можно встретить и на колесах передних ведомых осей грузовых транспортных средств).

Шпилька ступицы колеса
Шпилька ступицы колеса

Конструктивно все болты выполнены в виде стержня переменного диаметра, с его одной стороны нарезана резьба, а с другой расположена головка. Часть, свободная от резьбы, может быть гладкой, но чаще всего на нее наносится продольная насечка, обеспечивающая плотную фиксацию крепежного изделия в отверстии ступицы. Шпильки устроены аналогично, их центральная часть между резьбой может быть гладкой или нести продольную насечку, также в центре может выполняться утолщение (бурт) для упора в ступицу.

Болты могут иметь головку различных типов:

  • Стандартная шестигранная головка;
  • Цилиндрическая гладкая головка (также возможны различные вариации в виде плоских шляпок, криволинейных головок и т.д.);
  • Овальная головка — круглая головка с двумя срезанными параллельными гранями (расстояние между гранями обычно чуть больше диаметра стержня болта);
  • Квадратная головка — круглая головка с четырьмя срезанными гранями, образующими квадрат;
  • Болт-костыль — удлиненная головка, выступающая за продольную ось болта, она может иметь овальную, прямоугольную или более сложную форму.

Болты и шпильки ступицы в настоящее время частично стандартизированы по размерам и применяемости. На автотракторной технике используются крепежные изделия с резьбой М16, М18, М22 и М24 (крепеж первых трех размеров имеет резьбу с шагом 1,5 мм, последний — 1,5 или 2 мм), на которые монтируются соответствующие колесные гайки (они также стандартизированы, их размеры, допуски и основные характеристики должны соответствовать стандарту ГОСТ Р 53819-2010). Крепеж изготавливается из конструкционной стали различных марок, болты и шпильки могут подвергаться термической обработке, а также нести на себе антикоррозийное или специальное защитное покрытие.

Болт-костыль ступицы колеса
Болт-костыль ступицы колеса

Болты ступицы колеса изготавливается в соответствии с ГОСТ 11646-82 и некоторыми другими стандартами. Однако многие автопроизводители используют нестандартный крепеж, в частности — болты-костыли с оттянутыми вбок головками. Также на грузовых автомобилях применяются болты, изготовленные по стандарту, регламентирующему конструкцию крепежа для тракторной, сельскохозяйственной и иной техники.


Место и способы установки болтов ступицы колеса

Болты колесных ступиц устроены таким образом, чтобы при их монтаже и демонтаже не нужно было использовать ключ для фиксации с обратной стороны. Это требование обусловлено конструкцией колеса и ступицы — чаще всего к тыльной стороне ступицы просто нет прямого доступа, поэтому там невозможно поместить ключ. Именно поэтому головки болтов имеют овальную, квадратную или иную форму — они либо закладываются в углубления соответствующей формы, где заклиниваются и не проворачиваются при установке/снятии гайки, либо своими плоскими гранями упираются в ребра жесткости, упоры или стенки на обратной стороне ступицы. Шпильки просто вворачиваются в резьбу, нарезанную в соответствующих отверстиях ступицы.

Ступица и колесо легкового автомобиля с барабанными тормозами
Ступица и колесо легкового автомобиля с барабанными тормозами

В легковых и грузовых автомобилях с обычными дисковыми колесами болты устанавливаются с тыльной стороны ступицы на относительно небольшом расстоянии от ее центра (оси колеса). На их выступающую часть монтируется сначала тормозной барабан или диск (обычно он дополнительно удерживается своими болтами), а затем колесный диск, вся эта конструкция прижимается колесными гайками.

На ведущих осях грузовых автомобилей с бездисковыми колесами болты могут располагаться с тыльной стороны на периферии звездчатой ступицы или опорного диска ступицы, который своими болтами монтируется непосредственно к ступице. На данные болты устанавливаются прижимы, которые при затягивании колесных гаек обеспечивают фиксацию съемного обода колеса (вместе с покрышкой и камерой, если она есть). На ступицу также устанавливается и тормозной барабан, но для этого используется отдельный крепеж (болты или винты), монтажные отверстия под данный крепеж располагаются на некотором расстоянии от монтажных отверстий под болты ступицы.

На грузовиках с не ведущей передней осью передние колеса имеют обычную ступицу в виде диска, на который устанавливается тормозной барабан и опорный диск обода — эти детали крепятся продетыми с обратной стороны ступицы болтами. Барабан для лучшей фиксации дополнительно крепится своими винтами, также вворачиваемыми в ступицу, но с наружной стороны.

В целом, сегодня используются различные конструкции, но в них так или иначе встречаются описанные выше способы монтажа колесных дисков, тормозных барабанов и других деталей к ступице.


Как правильно подобрать и заменит болт ступицы колеса

Болты ступицы отвечают за надежность всего колеса и, как следствие — за безопасность и возможность нормальной эксплуатации транспортного средства. Эти детали, постоянно подвергаясь значительным динамическим нагрузкам, могут деформироваться, трескаться и даже разрушаться. Такие болты и шпильки следует менять.

На замену необходимо выбирать те же самые болты и шпильки, что были установлены на колесе ранее. Если же была произведена установка нового колесного диска или тормозного барабана с увеличенной толщиной стенок, то лучше использовать болты увеличенной длины — ее должно быть достаточно для уверенного монтажа гайки. Новые болты и шпильки должны соответствовать по размеру монтажным отверстиям во всех устанавливаемых деталях.

Замена данного крепежа должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту автомобиля. Для выполнения этой работы необходимо демонтировать колесный диск и тормозные механизмы (диск, суппорт, барабан). Затем следует повернуть ступицу в определенное положение (где есть выемка для установки болта) и удалить старый крепеж — для этого может потребоваться специальный инструмент, который позволит выпрессовать болт или удалить сломанную шпильку. Новый болт устанавливается в свое монтажное отверстие и запрессовывается наворачиванием гайки. На легковых и грузовых автомобилях данная операция может отличаться.

При правильном подборе и замене болтов ступицы все колеса автомобиля будут надежно выполнять свои функции, обеспечивая безопасность и комфорт автомобиля.

Другие статьи
Блок подготовки воздуха: чистота воздуха в пневмосистеме Сегодня Блок подготовки воздуха: чистота воздуха в пневмосистеме

Для работы любой пневматической системы — автомобильной, гаражной, промышленной, любительской — необходима подача чистого воздуха под определенным давлением. Это обеспечивается блоком подготовки воздуха — все о данных устройствах, их существующих типах, комплектности и особенностях читайте в статье.

Блок контрольный ксенон: контроль и управление автомобильным ксеноном 15 Февраля Блок контрольный ксенон: контроль и управление автомобильным ксеноном

В последние годы на автомобилях все более широкое распространение получают ксеноновые лампы. Работа этих ламп возможна только благодаря специальным устройствам — контрольным блокам ксенона. Все об этих устройствах, их типах, схемах и функционировании, а также об их подборе и монтаже читайте в статье.

Блок управления отопителем: полный контроль микроклимата салона 1 Февраля Блок управления отопителем: полный контроль микроклимата салона

В большинстве современных автомобилей штатно присутствует система отопления и вентиляции салона, обеспечивающая комфорт водителя и пассажиров. Управляется данная система специальным блоком — все о блоках управления отопителями, их типах и конструкции, а также об их подборе и замене читайте в статье.

Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора 25 Января Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.

Выключатель обогрева стекла заднего: мороз обзору не помеха 18 Января Выключатель обогрева стекла заднего: мороз обзору не помеха

Многие легковые автомобили комплектуются обогревом заднего стекла, управление которым осуществляется с помощью специального выключателя на приборной панели. О выключателях обогрева заднего стекла, их типах, конструкции и работе, а также о правильном выборе и замене этих устройств — читайте в статье.

Зубило: стальной зуб для сложной работы 4 Января Зубило: стальной зуб для сложной работы

Для выполнения некоторых работ по грубой обработке металлов и камня используется специальный ударно-режущий инструмент — зубило. О том, что такое зубило, каких типов оно бывает и какими конструктивными особенностями обладает, а также о верном выборе и использовании инструмента читайте в этой статье.

Зажим с фиксатором: надежный помощник сварщика, слесаря и строителя 28 Декабря 2017 Зажим с фиксатором: надежный помощник сварщика, слесаря и строителя

Для выполнения многих работ по металлу необходимо кратковременно зафиксировать заготовки. Это легко выполняется с помощью специального инструмента — ручного зажима с фиксатором. Все об этом инструменте, его типах, конструкции и характеристиках, а также о его выборе и использовании — читайте в статье.