Корзина 0 руб.
0

Блок управления освещением: автомобильный свет – под полным контролем

12 Октября

Во многих отечественных и зарубежных легковых автомобилях управление светотехникой вынесено на отдельную панель — блок управления освещением. О том, что такое блок управления освещением, какие функции он имеет, как он устроен и работает, а также о его правильном подборе и замене — читайте в статье.


Что такое блок управления освещением?

Блок управления освещением (модуль управления светотехникой, модуль управления светом, МУС) — компонент электросистемы транспортных средств; коммутационный комбинированный прибор для управления наружными и внутренними светотехническими устройствами автомобиля.

Модули управления светотехникой имеют несколько функций:

  • Включение и отключение фар головного света;
  • Выбор режима фар головного света — ближний и дальний свет;
  • Управление углами наклона светового луча фар головного света (управление корректором фар);
  • Включение и отключение передних противотуманных фар;
  • Включение и отключение задних противотуманных фонарей;
  • Включение и отключение габаритных огней;
  • Включение и выключение, а также управление уровнем освещения внутрисалонного освещения и подсветки приборов.

Также на блок управления светом возложены функции включения и выключения обязательных осветительных приборов — дневных ходовых огней (ДХО) и подсветки номерного знака. Однако водитель не может управлять этими огнями, так как они автоматически включаются и отключаются при включении и отключении фар головного света или зажигания. То есть, МУС для этих осветительных приборов выступает только в качестве коммутационного прибора.

МУС устанавливается непосредственно на приборной панели автомобиля, он применяется на новых отечественных автомобилях Lada («Калина», «Гранта», «Приора»), УАЗ «Патриот», ГАЗель («Бизнес», Next) и ряде моделей зарубежных авто. Этот прибор отвечает за управление всей светотехникой, поэтому он очень важен для нормальной эксплуатации транспортного средства. Неисправный блок следует как можно скорее отремонтировать или заменить, но прежде, чем выбирать новый модуль, следует разобраться в его конструкции, существующих типах и функционале.



Типы, конструкция и функционал блоков управления освещением

Блок управления светом с расширенным функционалом
Блок с расширенным функционалом
Блок управления светом со стандартным функционалом
Блок со стандартным функционалом

Конструктивно МУС выполнен в отдельном пластиковом блоке, который устанавливается в соответствующее место на приборной панели автомобиля — обычно по левую руку от водителя. На блоке расположены органы управления освещением в виде поворотных многопозиционных переключателей, кнопок и регуляторов. Для подключения блока используются стандартные электрические разъемы или одна стандартная колодка с ножевыми контактами.

Блоки управления светом можно условно разделить на две группы по функционалу:

  • Со стандартным функционалом;
  • С расширенным функционалом.

Различие в функционале этих МУС заключается, как правило, в дополнительных регулировках — управлением углом наклона фар и уровнем освещения комбинации приборов (приборной панели). Отличия МУС различных типов сведены в таблице:

Функционал МУС со стандартным функционалом МУС с расширенным функционалом
Выключатель управления фар головного света (наружного освещения)Трех-, четырех- или пятипозиционный
Выключатель передних противотуманных фарОпционально, при наличии — устанавливается с левой стороны блока (может иметь световую индикацию включения)
Выключатель задних противотуманных фонарей (фонаря)Обязательно присутствует (возможно со световой индикацией включения), устанавливается с правой стороны блока
Регулятор уровня освещения комбинации приборовОтсутствуетПрисутствует
Регулятор корректора фар головного светаОтсутствуетПрисутствует

Обычно МУС первого типа имеют вертикальную компоновку — кнопки выключения противотуманных фар и фонарей располагаются под выключателем наружного освещения. А блоки второго типа выполняются с горизонтальной компоновкой — регуляторы освещения приборной панели и корректора фар, а также кнопки противотуманных фар и фонарей располагаются справа от выключателя головного света.

Как указано в таблице выше, блоки управления светотехникой могут оснащаться различными по функционалу выключателями наружного освещения — трех-, четырех- и пятипозиционными. Подробная информация о функционале выключателей представлена в таблице:

Положения выключателя 3-позиционный
выключатель
4-позиционный
выключатель
5-позиционный
выключатель
Освещение выключено+++
Включены только габаритные огни+++
Включен головной свет (и ДХО)+++
Автоматический режим (в момент включения зажигания включается ближний свет фар, габаритные огни, подсветка приборной панели и подсветка номерного знака)-++
Режим «Парковка» (P, при выключенном зажигании остаются включенными подсветка номерного знака и габаритные огни)--+

Отдельно следует сказать о регуляторе корректора фар. Он предполагает плавную регулировку угла наклона фар головного света, однако имеет ступенчатую маркировку в условных единицах от 0 до 3 — данная маркировка позволяет ориентировочно выставлять угол наклона в зависимости от степени нагруженности автомобиля. Например, в положении «0» фары имеют правильный угол наклона при наличии в салоне только водителя или водителя и пассажира; в положении «1» — при полной заполненности салона; в положении «2» — при наличии пассажиров и груза в багажнике; в положении «3» — при загруженности багажника. Также можно выбирать и промежуточные положения в зависимости от реальных условий загрузки автомобиля.

Все положения органов управления МУС имеют стандартные пиктограммы, показывающие назначение кнопок/выключателей/регуляторов и режимы работы осветительных приборов.


Вопросы выбора и замены блока управления освещением

Модуль управления светотехникой ВАЗ-2170
Модуль управления светотехникой

Модуль управления светотехникой — это не просто блок выключателей, а сложное коммутационное и регулирующее устройство, которое по различным причинам может выйти из строя. При поломке сначала следует выполнить диагностику МУС по предложенному производителем автомобиля алгоритму — для этого может потребоваться демонтаж блока, его включение/выключение на различных режимах и общий визуальный осмотр. Если обнаружена серьезная поломка, то МУС проще и дешевле заменить в сборе.

На замену следует выбирать блок того же типа и модели, что был установлен на автомобиле ранее — только в этом случае есть гарантия, что он точно встанет на свое место и будет выполнять все функции. В ряде случаев возможна замена блоков на их модификации с несколько иным функционалом. Например, на Lada «Гранта» штатно ставится МУС модели 50.3769, однако его можно заменить на МУС моделей 50.3769-01 и 50.3769-02, в которых предусмотрена кнопка управления передними противотуманными фарами. Естественно, при такой замене необходимо, чтобы на автомобиле было установлено соответствующее оборудование, иначе покупка блока с расширенным функционалом будет простой тратой денег.

Замена блока управления освещением, как правило, не имеет трудностей и доступна каждому автовладельцу (но если авто еще на гарантии, то эту работу следует выполнять в сервисном центре). Для этого сначала необходимо демонтировать старый блок — выкрутить один или два винта и вытащить блок из приборной панели (он удерживается с помощью пластиковых защелок) — и отключить его от электрического разъема. Затем подключить разъем к новому блоку и выполнить установку в обратном порядке.

При самостоятельном монтаже нештатного модуля управления светом (с целью доработки не оборудованных этим прибором транспортных средств) следует правильно выполнять его подключение к электрической сети. Обычно МУС сопровождается инструкцией с указанием назначения выводов его электрического разъема, что значительно облегчает работу. При монтаже нужно обеспечить корректную работу осветительных приборов, в первую очередь — включение дневных ходовых огней при включении фар головного света, а также подсветки номера при включении зажигания. Если этого не сделать, то дальнейшая эксплуатация автомобиля может привести к штрафам.

При правильном подключении и монтаже МУС сразу же начнет работать, обеспечивая надежную работу внутреннего и наружного освещения автомобиля.

Другие статьи
Воздухозаборник: свежий воздух для работы двигателя 5 Октября Воздухозаборник: свежий воздух для работы двигателя

Для работы двигателя внутреннего питания необходим воздух, который отбирается из атмосферы с помощью специального устройства — воздухозаборника. О том, что такое воздухозаборник и для чего он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о правильном выборе и замене этой детали — читайте в статье.

Блок розжига ксенона: основа работы автомобильных ксеноновых ламп 28 Сентября Блок розжига ксенона: основа работы автомобильных ксеноновых ламп

Ксеноновые лампы головного света из-за особенностей конструкции не могут прямо подключаться к бортовой электросети автомобиля. Для их работы нужно специальное устройство — блок розжига ксенона. Все о данных блоках, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе и установке читайте в статье.

Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата 21 Сентября Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата

Практически во всех современных двигателях используются электронные системы управления, основным компонентом которых является электронный блок управления (ЭБУ). О том, что такое ЭБУ двигателя, как они устроены и функционируют, а также об их правильном выборе, диагностике и замене — читайте в статье.

Грузик балансировочный: точный баланс колеса 14 Сентября Грузик балансировочный: точный баланс колеса

Колеса большинства транспортных средств не имеют точного баланса — их масса неравномерно распределено по окружности, что приводит к ряду негативных последствий. Эта проблема решается установкой на колеса балансировочных грузиков. Все о данных изделиях, их типах, конструкции и выборе читайте в статье.

Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины 7 Сентября Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины

Почти каждый современный автомобиль оснащается активными системами безопасности, в том числе и антиблокировочной системой. Основным чувствительным элементом этих систем является датчик скорости или датчик АБС — все об этих датчиках, их типах и конструкции, а также выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации 31 Августа Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации

Современные транспортные средства оснащаются световой сигнализацией, предупреждающей других участников дорожного движения о торможении. Основой сигнализации выступает выключатель стоп-сигнала. Все об этом устройстве, его существующих типах, конструкции, а также о выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель заднего хода: основа сигнализации и индикации включения задней передачи 24 Августа Выключатель заднего хода: основа сигнализации и индикации включения задней передачи

При движении задним ходом на автомобиле должен быть включен специальный огонь белого света — за это отвечает установленный на КП выключатель (датчик) заднего хода. О том, что такое выключатель заднего хода, как он устроен и работает, а также о подборе данного прибора и его замене — читайте в статье.