Корзина 0 руб.
0

Грузик балансировочный: точный баланс колеса

14 Сентября

Колеса большинства транспортных средств не имеют точного баланса — их масса неравномерно распределено по окружности, что приводит к ряду негативных последствий. Эта проблема решается установкой на колеса балансировочных грузиков. Все о данных изделиях, их типах, конструкции и выборе читайте в статье.


Что такое балансировочный грузик?

Балансировочный грузик — груз специальной формы, навешиваемый на диск (обод) пневматического колеса для устранения (или уменьшения до приемлемого уровня) его дисбаланса.

Колесные диски и колеса транспортных средств вследствие конструктивных особенностей и несовершенства технологических процессов их производства обладают некоторой неравномерностью распределения массы по окружности и вдоль оси. Неравномерность распределения массы может составлять единицы и десятки грамм (в крайних случаях — до нескольких сотен грамм у массивных колес большого диаметра), однако при вращении колеса за счет центробежных сил это приводит к возникновению биений и повышенным вибрациям. Дисбаланс всего в 10 г на скорости в 50 км/ч приводит к возникновению на колесе неуравновешенных сил в 400 г, а на скорости в 100 км/ч — уже в 1,7 кг! Понятно, что это крайне негативно сказывается на подвеске автомобиля и сокращает срок службы ее компонентов, а также негативно сказывается на управляемости.

Для снижения дисбаланса колеса до приемлемых (а точнее — безопасных) значений используются специальные устройства — балансировочные грузики. Это небольшие металлические грузики, которые монтируются на диск, обеспечивая балансировку колеса. Применение грузиков при балансировке обеспечивает несколько положительных эффектов:

  • Снижение радиальных и осевых биений колеса;
  • Снижение интенсивности вибраций и вибрационных нагрузок на элементы подвески;
  • Продлевает ресурс колеса и элементов подвески;
  • Улучшает управляемость транспортного средства;
  • Повышает комфорт.

Сегодня рынок предлагает огромное разнообразие балансировочных грузиков, поэтому перед покупкой следует ознакомиться с этими изделиями поближе.



Типы, конструкция и особенности балансировочных грузиков

Используемые сегодня балансировочные грузики делятся на три типа по способу монтажа на колесный диск:

  • Набивные;
  • Адгезивные (самоклеящиеся);
  • Обжимные.

Также грузики делятся на несколько групп по применимости:

  • Набивные для стальных штампованных и литых (легкосплавных) дисков;
  • Адгезивные для литых и кованых дисков;
  • Адгезивные универсальные;
  • Обжимные для колес мототехники.

Изделия каждого типа имеют свои конструктивные особенности и характеристики, которые регламентируются стандартом ГОСТ Р 53818-2010.


Набивные балансировочные грузики

Это изделия классической конструкции, которые широко применяется для балансировки всех типов колес. Свое название грузы получили по технологии монтажа на колесный диск: они устанавливаются на закраину диска ударом молотка, скоба охватывает диск, надежно удерживая на нем грузик за счет своей упругости. Грузы бывают двух исполнений:

  • Разъемные — в одном варианте для неразборных колесных дисков до 16 дюймов, и в двух вариантах для разборных дисков от 15 до 22,5 дюймов (с одной и двумя пружинами);
  • Неразъемные — различные варианты для дисков от 12 до 16 дюймов, и разборных дисков от 15 до 22,5 дюймов.
Набивной балансировочный грузик
Набивной балансировочный грузик
Размещение набивного балансировочного грузика на стальном диске
Размещение набивного балансировочного грузика на стальном диске
Конструкция разъемного балансировочного грузика
Конструкция разъемного балансировочного грузика

Основу грузов всех типов составляет металлическая отливка или выштамповка определенной формы и веса. На неразъемном грузе жестко закреплена одна или две скобы (пружины), а в разъемном грузе предусмотрено широкое отверстие для фиксации съемной скобы.

Грузик может изготавливаться из различных металлов:

  • Твердый свинец;
  • Цинк;
  • Сталь с цинковым покрытием.

Наиболее часто применяется свинец, обладающий большим удельным весом — при одинаковых размерах свинцовый грузик весит больше цинкового и стального. Однако свинец интенсивно корродирует, что с течением времени может приводить к снижению массы грузика и его утере. В этом плане цинковые грузики более устойчивы, они отлично противостоят негативным воздействиям окружающей среды и долго служат. Стальные грузики обладают малым весом, для защиты имеют цинковое или иное антикоррозийное покрытие.

Набивным балансировочным грузикам придается дугообразная форма, повторяющая форму закраины колесного диска. Наилучшая прочность монтажа грузика обеспечивается при его плотном прилегании к плоскости и закраине диска, а так как сегодня выпускаются диски различного диаметра, то и грузики имеют различный радиус дуги.

На грузе тем или иным способом (вплавлением в тело грузика, клепкой или пистоном, либо вставкой в отверстие) монтируется скоба из пружинящей углеродистой стали. Форма скобы обеспечивает ее плотный монтаж на закраине колесного диска. На скобе может быть предусмотрено отверстие диаметром более 3 мм для демонтажа грузика — с помощью отверстия грузик поддевается специальным инструментом и стягивается с диска.


Адгезивные (самоклеящиеся) грузики

Самоклеящиеся (адгезивные) балансировочные грузики
Самоклеящиеся (адгезивные) балансировочные грузики

Это относительно новое решение для балансировки колес. Такой грузик представляет собой плоскую квадратную или прямоугольную отливку из тяжелого металла, на заднюю поверхность которой нанесен прочный двухсторонний скотч или специальный клеевой состав. Изделия данного типа получили свое название вследствие технологии их монтажа — грузики просто приклеиваются на колесный диск, удерживаясь на нем клеевым составом.

Обычно адгезивные грузики изготавливаются целыми лентами — несколько пластин разной массы размещаются на общей подложке. Обычно для производства самоклеящихся грузиков используется свинец, но здесь так же возможны варианты из цинка и оцинкованной стали. При этом по конструкции грузики могут быть стандартными — относительно большой толщины, и тонкими — с уменьшенной толщиной. Для приклеивания применяются определенные типы двухстороннего скотча, обычно на базе полиуретановой ленты и клеевых составов с высокой адгезией.


Обжимные балансировочные грузики

Балансировочный грузик для мототехники - монтаж на спицу (один из вариантов исполнения)
Балансировочный грузик для мототехники

Это грузики, используемые для балансировки колес мототехники — мотоциклов, мопедов и т.д. Они могут иметь различную конструкцию и место установки:

  • Разрезные цилиндрические грузики для монтажа на спицу;
  • Грузики на скобе для монтажа на обод колеса.

Наиболее просто устроены грузики первого типа: это свинцовые втулки с разрезанной стенкой. Для монтажа грузик надевается на спицу и обжимается с помощью клещей или специального инструмента.

Грузики на скобе устроены иначе: это скоба симметричной формы из пружинящей углеродистой стали, на концах которой расположены свинцовые отливки. Такой грузик устанавливается на обод колеса и фиксируется на нем за счет упругости скобы, либо дополнительно обжимается специальным инструментом.


Характеристики и маркировка балансировочных грузиков

Грузики для балансировки колес имеют три основных параметра:

  • Масса;
  • Диаметр диска;
  • Материал изготовления.

Главная характеристика грузиков — их вес. Сегодня набивные грузики выпускаются массой от 5 до 500 г, при этом изделия для колес легковых автомобилей имеют массу от 5 до 60 г с шагом 5 г, и от 60 до 100 г с шагом 10 г, а для грузовых автомобилей — с шагом 50 и 100 г.

Диаметр колеса актуален только для набивных грузиков, которые изготавливаются в виде дуг. Сегодня выпускаются грузики для дисков диаметром до 18 дюймов и более. Однако изделия для грузовых дисков чаще выполняются в виде прямых брусков, форма которых может подгоняться непосредственно по месту установки.

Основные характеристики грузика отштампованы или отлиты на его наружной поверхности. Обязательно указывается масса в граммах, а остальные параметры наносятся по желанию производителя. Так, многие компании указывают материал изготовления грузика (свинец — Pb, цинк — Zn) и диаметр дисков для набивных грузиков (в дюймах). Также может наноситься и логотип компании-изготовителя. Маркировка значительно облегчает подбор грузиков, необходимых для выполнения балансировки колес.


Вопросы выбора и использования балансировочных грузиков

Подбор балансировочных грузов выполняется исходя из типа колесного диска и условий эксплуатации автомобиля. Для стальных штампованных дисков наилучшим вариантом были и остаются набивные грузики, которые без труда монтируются и надежно удерживаются на их закраине. Такие же грузики применимы и для некоторых типов литых дисков, однако для них, а также и для кованых дисков, чаще выбираются адгезивные грузики — они могут крепиться в любом месте и не портят внешнего вида колеса. Для мотоциклетных колес следует использовать соответствующие по конструкции втулочные или зажимные грузики.

Монтаж грузиков должен выполняться в соответствии с типом диска и его особенностями. Набивные грузы крепятся специальными клещами и молотком, а адгезивные — наклеиваются на заблаговременно очищенную и обезжиренную сухую поверхность диска. При этом набивные грузики можно устанавливать в любое время года, а самоклеящиеся — в теплое время года и в сухую погоду (хотя современные адгезивные грузики уверенно держатся в любых климатических условиях). Наилучший результат достигается при монтаже грузика на наружной стороне диска, но при необходимости они могут размещаться и на внутренней стороне.

При правильной балансировке колесо перестанет быть источником вибраций, улучшая работу подвески и экономя деньги автовладельца.

Другие статьи
Выключатель аварийной сигнализации: надежное управление аварийкой 14 Декабря Выключатель аварийной сигнализации: надежное управление аварийкой

В каждом транспортном средстве предусмотрена система световой аварийной сигнализации, которая включается с помощью специального выключателя. О том, что такое выключатель аварийной сигнализации, каких типов он бывает и как устроен, а также о верном выборе и замене этого устройства — читайте в статье.

Гайка колеса: прочный монтаж автомобильных колес 7 Декабря Гайка колеса: прочный монтаж автомобильных колес

На многих современных автомобилях и иных колесных машинах колеса устанавливаются на ступицу или тормозной барабан с помощью шпилек или закладных болтов и гаек. Все о колесных гайках, их типах, конструкциях и применимости, а также о правильном подборе и использовании крепежа рассказано в этой статье.

Болторез: ножницы для стальной арматуры 30 Ноября Болторез: ножницы для стальной арматуры

При работе с арматурой, проволокой и другими изделиями в форме прутков возникает необходимость получения отрезков различной длины. Резка прутков выполняется специальным инструментом — болторезом или арматурными ножницами. Все об этом инструменте и его правильном выборе — читайте в данном материале.

Гайковерт механический: открутит любые гайки 23 Ноября Гайковерт механический: открутит любые гайки

Для замены колес на грузовых автомобилях, тракторах и другой технике часто используется специальный инструмент — механический гайковерт или усилитель крутящего момента. Об этом инструменте, его устройстве, принципе работе и основных характеристиках, а также о выборе и работе с ним — читайте в статье.

Замок навесной: универсальная защита от взлома и кражи 16 Ноября Замок навесной: универсальная защита от взлома и кражи

Надежное запирание дверей, окон, створок или крышек — гарантия сохранности имущества в доме, гараже, на даче и даже в почтовом ящике. Одно из наиболее распространенных средств запирания — навесной замок, о конструкции и типах которого, а также о правильном выборе и применении читайте в данной статье.

Бинокль: зоркий глаз на службе человека 9 Ноября Бинокль: зоркий глаз на службе человека

Для ориентирования на местности, помощи в рыбалке и на охоте, для астрономических и иных наблюдений широко используются специальные оптические приборы — бинокли. Все о биноклях, их типах, конструкции, особенностях и основных характеристиках, а также об их правильном подборе — узнайте в этой статье.

Бандаж наждачный со штифтом: простая и качественная абразивная обработка 2 Ноября Бандаж наждачный со штифтом: простая и качественная абразивная обработка

Механизированная абразивная обработка различных поверхностей дрелью или гравировальной машинкой выполняется с помощью сменных наждачных бандажей. Все об этих расходных материалах, их существующих типах, устройстве и характеристиках, а также о правильном подборе и применении абразива читайте в статье.