Корзина 0 руб.
0

Путь шипованной покрышки: от болта до алюминия

8 Ноября 2013

Уже первые автомобилисты столкнулись с проблемой безопасного движения зимой, и первые зимние покрышки появились более века назад. За прошедшее время шипованные шины прошли долгий путь развития, но и сегодня идеального решения не существует. Об истории развития зимних покрышек и успехах, достигнутых на этом пути, читайте в этой статье.


Начало пути: шины с болтами

Зимой дорога, покрытая льдом, представляет большую опасность — коэффициент трения резины и льда мал, сцепление покрышки с обледенелой поверхностью дороги плохое и любое маневрирование совершается с большим трудом. С этой проблемой столкнулись первые автомобилисты, и уже тогда появились примитивные решения, позаимствованные у лошадей, точнее, у их подков — для увеличения сцепления с дорогой колесам приделали шипы.

Появление в начале прошлого века «настоящих» покрышек из резины привело к рождению примитивных шипованных шин, имевших простое устройство: в покрышке проделывался ряд отверстий, в которые вкручивались небольшие болты. Решение простое и эффективное, но не лишенное недостатков. Такие покрышки получались тяжелыми, а болты, изготовленные из обычных сортов стали, быстро изнашивались.

Однако сама идея металлических шипов оказалась весьма плодотворной и в последующие годы она получила развитие.



Эволюция: стальные заклепки и штифты

Постепенно стальные болты были заменены стальными заклепками, однако и они не могли обеспечить приемлемых характеристик — сталь быстро подвергалась износу и редко какой комплект шипованных покрышек «доживал» до весны.

Новое решение было предложено на рубеже 50-х – 60-х годов прошлого века (оно родом со Скандинавского полуострова): в покрышку были вделаны стальные заклепки с твердосплавными кернами, изготовленными из вольфрама. Такие шипы служили намного дольше, да и работали лучше обычных стальных.


Пластиковые шипы

Шипованная резина быстро получила распространение в Европе (а особенно в Скандинавских странах, где зимы суровые и долгие), однако вскоре выяснилось, что твердые стальные шипы со штифтами обладают существенным недостатком — они настолько прочные, что быстро портят дорогу. Ведь в европейских странах зимой часто бывает тепло и льда на дорогах нет, но шипы никуда не деваются и царапают асфальт. Причем главная проблема состояла не просто в порче дорожного покрытия, а в том, что бороздки от шипов на асфальте увеличивают так называемый эффект «аквапланирования», который очень опасен на мокрой дороге.

Некоторым компромиссом стало появление покрышек с пластиковыми шипами, которые были весьма прочными, очень легкими и, в то же время, не наносили вреда дорожному покрытию. Правда, век пластиковых шипов был недолог — при всех своих достоинствах они уступали по надежности своим металлическим собратьям, а поэтому и не получили широкого распространения.


Отказ от шипов

Пластиковые шипы не могли исправить ситуацию, поэтому в 1975 году по инициативе практичных немцев в странах Центральной Европы (а затем и в Японии) шипованные покрышки были запрещены. Но проблема обледенелых дорог осталась. Европейцы предложили истинно европейское решение — они просто стали чаще чистить дороги зимой, не допуская их обледенения, а значит, делая ненужным использование шипов!

Решение хорошее, однако, невозможно чистить все дороги, поэтому разработки в области зимних покрышек с высоким сцеплением со льдом пошли по иному пути. В результате появились покрышки с ламелями, а затем и покрышки «липучки», которые имеют особый рисунок протектора, обеспечивающий «прилипание» колеса к дороге с минимальным риском проскальзывания.

Сегодня зимняя резина без шипов остается крайне популярной и находит применение даже в России, однако шипованная резина не собирается сдавать своих позиций, так как лучшего способа обеспечить сцепление колеса с дорогой просто не существует.


Новая жизнь шипов

Сегодняшний тренд шипованной резины — применение шипов из алюминиевых сплавов с титановым покрытием. Алюминий обладает достаточно высокой прочностью, но при этом он имеет малую массу и менее опасен для дорожного покрытия. Хотя, конечно, алюминиевые шипы по долговечности и надежности не могут соперничать со стальными.

Однако современная зимняя резина — не просто шипы. Это высокотехнологическая конструкция, в которой используются специальные сорта резины, особые сплавы для шипов и оптимизированные под разные регионы рисунки протектора. И остается лишь догадываться о том, как в будущем будет развиваться шипованная резина и будет ли она вообще существовать.

Другие статьи
Штангенциркуль: точные измерения в любой ситуации Сегодня Штангенциркуль: точные измерения в любой ситуации

В промышленности, в ремонтной практике и быту широко используется штангенциркуль — точный, удобный в работе, и в то же время очень простой измерительный прибор. О том, что такое штангенциркуль, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о правильном выборе штангенциркуля читайте в статье.

Устройство многофункциональное аварийного питания: помощь в самых сложных ситуациях 16 Марта Устройство многофункциональное аварийного питания: помощь в самых сложных ситуациях

В дороге и на парковке может произойти неприятность — разрядка аккумулятора и отсутствие стороннего источника для питания многочисленных гаджетов. Эта проблема решается многофункциональными устройствами аварийного питания — об их типах, конструкции, возможностях и правильном выборе читайте в статье.

Трос буксировочный: надежная гибкая сцепка для автомобиля 9 Марта Трос буксировочный: надежная гибкая сцепка для автомобиля

В любом автомобиле необходимо иметь буксировочный трос — приспособление, которое окажет помощь для выезда из грязи, буксировки неисправной машины и во многих других ситуациях. О том, что такое буксировочный трос, каких типов он бывает, как его правильно выбрать и использовать — читайте в этой статье.

Стержень клеевой: надежный клей для любых ситуаций 2 Марта Стержень клеевой: надежный клей для любых ситуаций

В быту, в ремонтной практике, в строительстве и промышленности все шире применяются термоклеевые пистолеты, осуществляющие склеивание с помощью термопластичного клея (термоклея или клеевых стержней). О том, что такое термоклей, каких типов он бывает и как правильно его выбрать — читайте в этой статье.

Шпильковерт: простая работа со сложным крепежом 23 Февраля Шпильковерт: простая работа со сложным крепежом

В практике ремонта автотракторной техники возникает необходимость вворачивания и вывертывания шпилек — крепежных изделий без поверхностей под ключ. Для этих целей используется специальный инструмент — шпильковерт или ключ для шпилек. О шпильковертах, их типах, работе и выборе читайте в этой статье.

Ящик для крепежа (органайзер): разложить все по полочкам 16 Февраля Ящик для крепежа (органайзер): разложить все по полочкам

Правильное хранение инструмента и материалов — залог успешной и быстрой работы. В организации хранения крепежа, различных расходных материалов и мелочей помогают специальные ящики-органайзеры. О том, что такое ящик для крепежа, какие преимущества он имеет, и как его выбрать — читайте в этой статье.

Сварочные электроды и проволока: выбор расходников для надежного соединения 9 Февраля Сварочные электроды и проволока: выбор расходников для надежного соединения

Выполнение электросварных соединений требует применения специальных расходных материалов — сварочных электродов и проволоки. О том, что такое сварочные электроды и проволока, об их существующих видах и стандартах, характеристиках и применимости, а также о правильном выборе и читайте в данной статье.