Корзина 0 руб.
0

Путь шипованной покрышки: от болта до алюминия

8 Ноября 2013

Уже первые автомобилисты столкнулись с проблемой безопасного движения зимой, и первые зимние покрышки появились более века назад. За прошедшее время шипованные шины прошли долгий путь развития, но и сегодня идеального решения не существует. Об истории развития зимних покрышек и успехах, достигнутых на этом пути, читайте в этой статье.


Начало пути: шины с болтами

Зимой дорога, покрытая льдом, представляет большую опасность — коэффициент трения резины и льда мал, сцепление покрышки с обледенелой поверхностью дороги плохое и любое маневрирование совершается с большим трудом. С этой проблемой столкнулись первые автомобилисты, и уже тогда появились примитивные решения, позаимствованные у лошадей, точнее, у их подков — для увеличения сцепления с дорогой колесам приделали шипы.

Появление в начале прошлого века «настоящих» покрышек из резины привело к рождению примитивных шипованных шин, имевших простое устройство: в покрышке проделывался ряд отверстий, в которые вкручивались небольшие болты. Решение простое и эффективное, но не лишенное недостатков. Такие покрышки получались тяжелыми, а болты, изготовленные из обычных сортов стали, быстро изнашивались.

Однако сама идея металлических шипов оказалась весьма плодотворной и в последующие годы она получила развитие.



Эволюция: стальные заклепки и штифты

Постепенно стальные болты были заменены стальными заклепками, однако и они не могли обеспечить приемлемых характеристик — сталь быстро подвергалась износу и редко какой комплект шипованных покрышек «доживал» до весны.

Новое решение было предложено на рубеже 50-х – 60-х годов прошлого века (оно родом со Скандинавского полуострова): в покрышку были вделаны стальные заклепки с твердосплавными кернами, изготовленными из вольфрама. Такие шипы служили намного дольше, да и работали лучше обычных стальных.


Пластиковые шипы

Шипованная резина быстро получила распространение в Европе (а особенно в Скандинавских странах, где зимы суровые и долгие), однако вскоре выяснилось, что твердые стальные шипы со штифтами обладают существенным недостатком — они настолько прочные, что быстро портят дорогу. Ведь в европейских странах зимой часто бывает тепло и льда на дорогах нет, но шипы никуда не деваются и царапают асфальт. Причем главная проблема состояла не просто в порче дорожного покрытия, а в том, что бороздки от шипов на асфальте увеличивают так называемый эффект «аквапланирования», который очень опасен на мокрой дороге.

Некоторым компромиссом стало появление покрышек с пластиковыми шипами, которые были весьма прочными, очень легкими и, в то же время, не наносили вреда дорожному покрытию. Правда, век пластиковых шипов был недолог — при всех своих достоинствах они уступали по надежности своим металлическим собратьям, а поэтому и не получили широкого распространения.


Отказ от шипов

Пластиковые шипы не могли исправить ситуацию, поэтому в 1975 году по инициативе практичных немцев в странах Центральной Европы (а затем и в Японии) шипованные покрышки были запрещены. Но проблема обледенелых дорог осталась. Европейцы предложили истинно европейское решение — они просто стали чаще чистить дороги зимой, не допуская их обледенения, а значит, делая ненужным использование шипов!

Решение хорошее, однако, невозможно чистить все дороги, поэтому разработки в области зимних покрышек с высоким сцеплением со льдом пошли по иному пути. В результате появились покрышки с ламелями, а затем и покрышки «липучки», которые имеют особый рисунок протектора, обеспечивающий «прилипание» колеса к дороге с минимальным риском проскальзывания.

Сегодня зимняя резина без шипов остается крайне популярной и находит применение даже в России, однако шипованная резина не собирается сдавать своих позиций, так как лучшего способа обеспечить сцепление колеса с дорогой просто не существует.


Новая жизнь шипов

Сегодняшний тренд шипованной резины — применение шипов из алюминиевых сплавов с титановым покрытием. Алюминий обладает достаточно высокой прочностью, но при этом он имеет малую массу и менее опасен для дорожного покрытия. Хотя, конечно, алюминиевые шипы по долговечности и надежности не могут соперничать со стальными.

Однако современная зимняя резина — не просто шипы. Это высокотехнологическая конструкция, в которой используются специальные сорта резины, особые сплавы для шипов и оптимизированные под разные регионы рисунки протектора. И остается лишь догадываться о том, как в будущем будет развиваться шипованная резина и будет ли она вообще существовать.

Другие статьи
Выключатель обогрева стекла заднего: мороз обзору не помеха 18 Января Выключатель обогрева стекла заднего: мороз обзору не помеха

Многие легковые автомобили комплектуются обогревом заднего стекла, управление которым осуществляется с помощью специального выключателя на приборной панели. О выключателях обогрева заднего стекла, их типах, конструкции и работе, а также о правильном выборе и замене этих устройств — читайте в статье.

Зубило: стальной зуб для сложной работы 4 Января Зубило: стальной зуб для сложной работы

Для выполнения некоторых работ по грубой обработке металлов и камня используется специальный ударно-режущий инструмент — зубило. О том, что такое зубило, каких типов оно бывает и какими конструктивными особенностями обладает, а также о верном выборе и использовании инструмента читайте в этой статье.

Зажим с фиксатором: надежный помощник сварщика, слесаря и строителя 28 Декабря 2017 Зажим с фиксатором: надежный помощник сварщика, слесаря и строителя

Для выполнения многих работ по металлу необходимо кратковременно зафиксировать заготовки. Это легко выполняется с помощью специального инструмента — ручного зажима с фиксатором. Все об этом инструменте, его типах, конструкции и характеристиках, а также о его выборе и использовании — читайте в статье.

Датчик абсолютного давления воздуха: количество воздуха - под контролем 21 Декабря 2017 Датчик абсолютного давления воздуха: количество воздуха - под контролем

Контроль количества поступающего в цилиндры воздуха — одна из основ нормальной работы современного двигателя. Для измерения количества воздуха используются датчики абсолютного давления — все об этих устройствах, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе и замене читайте в данной статье.

Выключатель аварийной сигнализации: надежное управление аварийкой 14 Декабря 2017 Выключатель аварийной сигнализации: надежное управление аварийкой

В каждом транспортном средстве предусмотрена система световой аварийной сигнализации, которая включается с помощью специального выключателя. О том, что такое выключатель аварийной сигнализации, каких типов он бывает и как устроен, а также о верном выборе и замене этого устройства — читайте в статье.

Гайка колеса: прочный монтаж автомобильных колес 7 Декабря 2017 Гайка колеса: прочный монтаж автомобильных колес

На многих современных автомобилях и иных колесных машинах колеса устанавливаются на ступицу или тормозной барабан с помощью шпилек или закладных болтов и гаек. Все о колесных гайках, их типах, конструкциях и применимости, а также о правильном подборе и использовании крепежа рассказано в этой статье.

Болторез: ножницы для стальной арматуры 30 Ноября 2017 Болторез: ножницы для стальной арматуры

При работе с арматурой, проволокой и другими изделиями в форме прутков возникает необходимость получения отрезков различной длины. Резка прутков выполняется специальным инструментом — болторезом или арматурными ножницами. Все об этом инструменте и его правильном выборе — читайте в данном материале.