Корзина 0 руб.
0

Путь шипованной покрышки: от болта до алюминия

8 Ноября 2013

Уже первые автомобилисты столкнулись с проблемой безопасного движения зимой, и первые зимние покрышки появились более века назад. За прошедшее время шипованные шины прошли долгий путь развития, но и сегодня идеального решения не существует. Об истории развития зимних покрышек и успехах, достигнутых на этом пути, читайте в этой статье.


Начало пути: шины с болтами

Зимой дорога, покрытая льдом, представляет большую опасность — коэффициент трения резины и льда мал, сцепление покрышки с обледенелой поверхностью дороги плохое и любое маневрирование совершается с большим трудом. С этой проблемой столкнулись первые автомобилисты, и уже тогда появились примитивные решения, позаимствованные у лошадей, точнее, у их подков — для увеличения сцепления с дорогой колесам приделали шипы.

Появление в начале прошлого века «настоящих» покрышек из резины привело к рождению примитивных шипованных шин, имевших простое устройство: в покрышке проделывался ряд отверстий, в которые вкручивались небольшие болты. Решение простое и эффективное, но не лишенное недостатков. Такие покрышки получались тяжелыми, а болты, изготовленные из обычных сортов стали, быстро изнашивались.

Однако сама идея металлических шипов оказалась весьма плодотворной и в последующие годы она получила развитие.



Эволюция: стальные заклепки и штифты

Постепенно стальные болты были заменены стальными заклепками, однако и они не могли обеспечить приемлемых характеристик — сталь быстро подвергалась износу и редко какой комплект шипованных покрышек «доживал» до весны.

Новое решение было предложено на рубеже 50-х – 60-х годов прошлого века (оно родом со Скандинавского полуострова): в покрышку были вделаны стальные заклепки с твердосплавными кернами, изготовленными из вольфрама. Такие шипы служили намного дольше, да и работали лучше обычных стальных.


Пластиковые шипы

Шипованная резина быстро получила распространение в Европе (а особенно в Скандинавских странах, где зимы суровые и долгие), однако вскоре выяснилось, что твердые стальные шипы со штифтами обладают существенным недостатком — они настолько прочные, что быстро портят дорогу. Ведь в европейских странах зимой часто бывает тепло и льда на дорогах нет, но шипы никуда не деваются и царапают асфальт. Причем главная проблема состояла не просто в порче дорожного покрытия, а в том, что бороздки от шипов на асфальте увеличивают так называемый эффект «аквапланирования», который очень опасен на мокрой дороге.

Некоторым компромиссом стало появление покрышек с пластиковыми шипами, которые были весьма прочными, очень легкими и, в то же время, не наносили вреда дорожному покрытию. Правда, век пластиковых шипов был недолог — при всех своих достоинствах они уступали по надежности своим металлическим собратьям, а поэтому и не получили широкого распространения.


Отказ от шипов

Пластиковые шипы не могли исправить ситуацию, поэтому в 1975 году по инициативе практичных немцев в странах Центральной Европы (а затем и в Японии) шипованные покрышки были запрещены. Но проблема обледенелых дорог осталась. Европейцы предложили истинно европейское решение — они просто стали чаще чистить дороги зимой, не допуская их обледенения, а значит, делая ненужным использование шипов!

Решение хорошее, однако, невозможно чистить все дороги, поэтому разработки в области зимних покрышек с высоким сцеплением со льдом пошли по иному пути. В результате появились покрышки с ламелями, а затем и покрышки «липучки», которые имеют особый рисунок протектора, обеспечивающий «прилипание» колеса к дороге с минимальным риском проскальзывания.

Сегодня зимняя резина без шипов остается крайне популярной и находит применение даже в России, однако шипованная резина не собирается сдавать своих позиций, так как лучшего способа обеспечить сцепление колеса с дорогой просто не существует.


Новая жизнь шипов

Сегодняшний тренд шипованной резины — применение шипов из алюминиевых сплавов с титановым покрытием. Алюминий обладает достаточно высокой прочностью, но при этом он имеет малую массу и менее опасен для дорожного покрытия. Хотя, конечно, алюминиевые шипы по долговечности и надежности не могут соперничать со стальными.

Однако современная зимняя резина — не просто шипы. Это высокотехнологическая конструкция, в которой используются специальные сорта резины, особые сплавы для шипов и оптимизированные под разные регионы рисунки протектора. И остается лишь догадываться о том, как в будущем будет развиваться шипованная резина и будет ли она вообще существовать.

Другие статьи
ДТП с животными - что делать? Сегодня ДТП с животными - что делать?

Каждый водитель, выезжающий за город, сталкивается с дикой природой, которая может преподнести неприятный сюрприз в виде ДТП с животным. Да и в городе столкновения с животными бывают довольно часто. О том, что делать при ДТП с животными, и какую ответственность несет водитель — читайте в этой статье.

Масло промывочное 1 Декабря Масло промывочное

Современный рынок предлагает (а реклама зачастую навязывает) специальные средства для очистки системы смазки двигателя — промывочные масла и жидкости. О том, что такое промывочное масло, действительно ли его стоит применять, и как правильно выбирать промывочные масла и жидкости — читайте в этой статье.

Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге 24 Ноября Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге

Каждый водитель сталкивался с аквапланированием — неприятной ситуацией, когда на мокрой дороге колеса теряли сцепление с дорогой, и машина на короткий миг становилась практически неуправляемой. О том, как бороться с аквапланированием в различных ситуациях и уберечься от аварий — читайте в этой статье.

Нужна ли лопата в автомобиле? 22 Ноября Нужна ли лопата в автомобиле?

Нужно ли возить с собой лопату? Если да, то какую? Обидно, когда ответ на первый вопрос становиться очевидным, после того как машина застрянет по-настоящему. Хотя у современных автомобилистов приключения на бездорожье случаются редко, перепачканные люди, утопившие в грязи телефон и совершившие марш-бросок за подмогой, запоминают их надолго. Меж тем лопата в багажнике занимает совсем немного места. Попробуем выяснить, как правильно копать и какую лопату выбрать.

Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев 10 Ноября Рецепты экономии топлива: правильные решения для рачительных автовладельцев

Каждый автолюбитель вынужден ежегодно тратить многозначные суммы на покупку топлива, и с этим стоит только смириться. Но опытные водители и инженеры утверждают, что мириться с таким положением дел не стоит, ведь есть простые и эффективные рецепты экономии топлива — именно о них рассказано в этой статье.

Замена шаровых опор на Калине: безопасность и комфорт без лишних затрат 3 Ноября Замена шаровых опор на Калине: безопасность и комфорт без лишних затрат

Со временем каждый владелец автомобиля Lada Kalina сталкивается с необходимостью менять шаровые опоры. Эта операция вполне доступна для самостоятельного выполнения. О том, в каких случаях необходимо менять шаровые, и как выполняется замена шаровых опор на автомобилях Лада Калина — читайте в этой статье.

Как выехать из грязи: советы и практические приемы 27 Октября Как выехать из грязи: советы и практические приемы

Что делать, если автомобиль застрял в грязи, а под рукой нет трактора? В этой ситуации можно предпринять попытку самостоятельно освободиться из грязевого плена. А о способах, как выехать из грязи с помощью подручных средств, читайте в этой статье.