0

Заклепочник: неразъемное соединение одним движением руки

4 Ноября 2013

Расцвет заклепочного соединения пришёлся на конец XIX – начало XX века, но и сейчас этот крепеж активно применяется и в промышленности, и в быту. Поэтому широкое распространение получили заклепочники — специальный инструмент для установки заклепок. О том, что такое заклепочник, каких он видов бывает и как используется — читайте в этой статье.

Данная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.


Заклепочные соединения и типы заклепок

Заклепочное соединение — одно из самых простых и надежных. Пик популярности заклепки пришелся на начало прошлого века, и считается, что сейчас она практически не применяется. Однако это совсем не так, и ряд конструкций просто невозможно представить без старых добрых заклепок. Например, алюминиевые сплавы очень сложно поддаются сварке и пайке, поэтому фюзеляжи современных авиалайнеров, как и полвека назад, клепаются. Активно заклепочное соединение применяется в производстве электроники, в автомобильной промышленности и других отраслях — там, где сварка (даже точечная), пайка или болтовое соединение оказываются слишком дорогими и сложными.

Все заклепки можно поделить на два типа:



  • Цельнометаллические (классические) заклепки;
  • Трубчатые (пустотелые) заклепки, или пистоны.

Классические заклепки сегодня широко используются только в промышленности и строительстве, так как их установка связана с некоторыми трудностями. Пустотелые заклепки используются и в промышленности, и в быту — все благодаря простоте их установки и доступной стоимости.

Существует несколько видов пустотелых заклепок, однако наиболее часто используются два из них:

  • Вытяжные (тяговые, закладные) заклепки;
  • Гаечные (резьбовые) заклепки.

Вытяжные заклепки представляют собой несложную конструкцию из пистона с одной головкой, в который вставлен пуансон (проволока с шариком на конце) для формирования второй головки. При установке такая заклепка вставляется в отверстие, затем проволока с помощью заклепочника вытягивается, формируя (с помощью того самого шарика на конце) вторую головку, стягивающую детали.

Резьбовые заклепки имеют внутри резьбу (она нарезана примерно до середины длины крепежа), в которую затем может быть вкручен винт или болт. Резьбовые заклепки устанавливаются примерно также как и вытяжные, однако для этого используется заклепочник со специальной резьбовой головкой. Этот вид заклепок широко используется для установки в конструкции из тонкого листового материала, в котором невозможно нарезать резьбу, но необходимо сделать резьбовое соединение.

Резьбовые заклепки могут быть как просто цилиндрическими (у них обычно имеется насечка с внешней стороны для лучшей установки), так и шестигранными — такие заклепки обеспечивают более качественное резьбовое соединение, однако более сложны в установке, так как требуют специального инструмента для пробивки шестигранных отверстий.

Наиболее часто используются заклепки из алюминиевых сплавов и стали, однако последние можно устанавливать только мощными инструментами.


Заклепочники: виды и принцип работы

Современные компактные заклепочники предназначены, в основном, для установки вытяжных и резьбовых заклепок. Этот инструмент имеет несколько классификаций:

  • По приводу рабочего органа: механические, пневматические, пневмогидравлические (причем последние часто питаются от встроенного аккумулятора);
  • По типу устанавливаемых заклепок: для вытяжных заклепок, для резьбовых заклепок и универсальные (отдельно можно выделить инструмент для установки шестигранных заклепок);
  • По назначению: любительские и профессиональные (последние создают большее усилие, позволяют устанавливать заклепки большого диаметра из стали).

Сегодня в быту чаще всего используются доступные по цене и простые в работе механические заклепочники. Этот инструмент также можно поделить на несколько типов:

  • Для работы одной рукой (например, такие предлагает компания JTC — ими можно работать одной рукой, как с щипцами или с пассатижами);
  • Для работы двумя руками (ручки инструмента раздвигаются двумя руками, этим достигается значительное усилие);
  • Типа «гармошка» для работы одной рукой (этот заклепочник сочетает в себе преимущества инструментов первых двух типов).

Принцип работы заклепочников очень прост. В случае вытяжной заклепки конец ее проволоки вставляется и зажимается в головке инструмента, затем заклепка устанавливается в отверстие и при нажатии или разведении ручек (в зависимости от типа инструмента) проволока вытягивается, формируя с обратной стороны заклепки головку. Установку заклепки можно считать завершенной при обрыве проволоки, оставшийся после этого фрагмент проволоки с шариком можно выдавить из заклепки тонким стержнем.

Для установки резьбовой заклепки используется заклепочник со специальной головкой. Сначала в инструмент устанавливается головка соответствующего заклепке диаметра, затем заклепка наворачивается на головку и вся эта конструкция вставляется в отверстие. При сжатии ручек заклепочника с обеих сторон заклепки формируются складки, фиксирующие заклепку в отверстии. После установки головку инструмента необходимо выкрутить из заклепки.

Нужно отметить, что заклепочники в комплекте имеют сменные насадки (вытяжные) или головки (резьбовые), рассчитанные на заклепки разного диаметра. Обычно используется три-четыре диаметра (от 3 до 6 мм, более мощные заклепочники — до 8-10 мм), что достаточно для решения большинства задач.

Другие статьи
Мост диодный: постоянный ток в автомобиле 19 Апреля Мост диодный: постоянный ток в автомобиле

На современных автомобилях используются трехфазные генераторы переменного тока, однако все автомобильные электроприборы работают от постоянного тока. За выпрямление тока в генераторах отвечает диодный мост — об этом узле, его типах, конструкции и работе, а также о выборе и замене, читайте в статье.

Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля 12 Апреля Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля

Среди декоративных элементов для украшения автомобиля особое место занимают дефлекторы двери — гнутые пластиковые детали, положительно влияющие на аэродинамику и внешний вид транспортного средства. Все о дефлекторах дверей, их типах и конструкции, а также об их выборе и монтаже — читайте в статье.

Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика 5 Апреля Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика

Электромонтажные работы требуют выполнения множества вспомогательных операций с проводами, первая из которых — удаление изоляции. Данную работу удобно выполнять с помощью клещей для снятия изоляции или стрипперов — об этом инструменте, его типах, конструкции и правильном применении, читайте в статье.

Лампа переносная: свет там, где он нужен 29 Марта Лампа переносная: свет там, где он нужен

В ремонтной практике и в быту нередко возникает необходимость освещения труднодоступного места — эта задача легко решается с помощью переносных ламп (переносок). О том, что такое переносные ламы, каких типов они бывают и как работают, а также о выборе и работе с переносками — читайте в этой статье.

Жидкость AdBlue. Как работает система SCR (Selective Catalytic Reduction) 22 Марта Жидкость AdBlue. Как работает система SCR (Selective Catalytic Reduction)

Современные автомобили с дизельными двигателями Euro-5 и выше оснащаются системами селективного каталитического восстановления (SCR), для работы которых нужна жидкость AdBlue. О том, что такое SCR и зачем в ней жидкость AdBlue, а также об особенностях обслуживания системы — читайте в данной статье.

Гайковерт пневматический: воздух крутит гайки 15 Марта Гайковерт пневматический: воздух крутит гайки

В современных автомастерских и на многих производствах можно найти инструмент для работы с резьбовыми соединениями — пневматический гайковерт. О том, что такое пневмогайковерт, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о подборе инструмента и его правильном применении — читайте в статье.

Блок управления электропакетом: электрооборудование автомобиля - под контролем 8 Марта Блок управления электропакетом: электрооборудование автомобиля - под контролем

В современных автомобилях все электрическое оборудование объединяется в единую систему, которая называется электропакетом. Управление электропакетом возлагается на специальные электронные блоки — все о данных приборах, их конструкции и функционале, а также о верном выборе и замене читайте в статье.