0

Колесные диски: выбираем сердце для колеса

25 Октября 2013

Автомобильное колесо давно перестало быть просто колесом — сегодня это изделие, в котором сочетаются высокие технологии и последние научные достижения. Это в одинаковой степени относится как к шинам, так и к колесным дискам, к которым современные водители проявляют особый интерес. Именно дискам, их типам, устройству и вопросам выбора посвящена эта статья.


Требования к колесным дискам

Главные задачи, которые решает колесный диск — обеспечение правильной формы и жесткой посадки покрышки, а также герметичного прилегания бортов бескамерной шины. Поэтому диск должен быть прочным и иметь достаточную жесткость. С другой стороны, диск должен быть легким, так как колеса — это неподрессоренная масса, которая оказывает значительное влияние на динамику автомобиля (особенно разгон, торможение и маневрирование) и его управляемость.

Прочность и масса диска находятся в постоянном конфликте. Вся история колесных дисков — это постоянное стремление к снижению массы и одновременному повышению прочности.

В результате этой борьбы родилось два основных направления конструирования колесных дисков:

- Изготовление дисков из стали методом штамповки и сварки;
- Изготовление дисков из легких сплавов методом литья или ковки.



По используемым технологиям и материалам можно выделить четыре типа колесных дисков:

- Штампованные;
- Литые;
- Кованые;
- Комбинированные.


Штампованные стальные диски

Штампованные диски — самые простые, доступные (их цена начинается от 400-500 рублей за диск) и распространенные. Представляют собой конструкцию из нескольких сваренных друг с другом стальных штампованных деталей.

Штампованные диски в силу своей простоты имеют массу достоинств: они прочные, при ударе гнутся и могут быть восстановлены, а при износе их не жалко выбросить и купить новые. Но, с другой стороны, такие диски имеют непритязательный дизайн, не слишком качественную балансировку и большую массу, что негативно сказывается на динамике и управляемости.



Литые диски

Литые колесные диски изготавливаются методом литья из легких сплавов — обычно алюминиевых и, в меньшей степени, магниевых. Такой диск — одна большая деталь, которая на 30-40% легче стального собрата (в среднем, разница составляет 1 кг, что при установке четырех дисков эквивалентно снижению массы автомобиля на 60-80 кг), при этом обладает отличной балансировкой и высокой прочностью.

Другое неоспоримое достоинство литых дисков — их привлекательный внешний вид. Многие автовладельцы ставят «литье» только из-за дизайна. Нужно обратить внимание и еще на одно преимущество: высокая прочность позволяет выполнять диски ажурными, практически «прозрачными», а значит — открыть доступ к тормозному диску и колодкам, улучшив их охлаждение.

Но у литых дисков есть один существенный недостаток — хрупкость. При высокой прочности и жесткости литой диск может просто расколоться от удара, и восстановить его будет невозможно. Это связано со структурой металла: при литье и охлаждении алюминиевый или магниевый сплав кристаллизуется с образованием достаточно крупных по размеру зерен, а такая структура плохо сопротивляется ударным нагрузкам.



Кованые диски

Кованые колесные диски — это дальнейшее развитие идеи литых дисков. Они также изготавливаются из легких сплавов алюминия и магния, однако формуются они литьем под высоким давлением. В результате образуется изделие с волокнистой многослойной структурой, обладающее высочайшей прочностью, устойчивостью к ударным нагрузкам и низкой массой — кованый диск на 20-30% легче литого. Кованые диски, в отличие от литых, не боятся ударов и любых динамических нагрузок, при очень сильных ударах могут гнуться без образования трещин, а поэтому подлежат восстановлению.

Однако цена этих достоинств очень высока (в прямом смысле слова) — коваными дисками сегодня комплектуются только дорогие автомобили. Даже самые дешевые диски имеют цену от 3000-4000 рублей, а за качественные образцы придётся заплатить больше в три-пять раз, чем за обычные литые.



Составные диски

Существует особый класс дисков, в которых сочетаются прочностные качества кованых дисков и возможности дизайна литых — комбинированные, или составные диски. Их основу составляет литая конструкция, к которой крепятся кованые ободья. При всех своих достоинствах составные диски имеют высокую стоимость и находят довольно ограниченное применение.


Выбор колесных дисков

При выборе дисков необходимо, в первую очередь, учитывать технические характеристики: диаметр, ширину диска, вылет колеса, тип шин, количество отверстий для болтов и их расположение, а также диаметр ступицы автомобиля. Однако при покупке нужно обращать внимание и на сами диски — на их качество и происхождение. Сегодня рынок заполнен некачественным и контрафактным товаром, поэтому очень высок риск получить совсем не то, что хочется.

Особую внимательность необходимо проявлять при покупке кованых дисков. Интересно, что неспециалисту практически невозможно определить, какой перед ним диск — литой или кованый, поэтому здесь только и остается, что довериться продавцу и цене. Ведь кованый диск не может стоить слишком дешево.

В остальном, выбор и покупка колесных дисков зависит лишь от личных вкусов и готовности автовладельцев потратить ту или иную сумму.

Другие статьи
Мост диодный: постоянный ток в автомобиле 19 Апреля Мост диодный: постоянный ток в автомобиле

На современных автомобилях используются трехфазные генераторы переменного тока, однако все автомобильные электроприборы работают от постоянного тока. За выпрямление тока в генераторах отвечает диодный мост — об этом узле, его типах, конструкции и работе, а также о выборе и замене, читайте в статье.

Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля 12 Апреля Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля

Среди декоративных элементов для украшения автомобиля особое место занимают дефлекторы двери — гнутые пластиковые детали, положительно влияющие на аэродинамику и внешний вид транспортного средства. Все о дефлекторах дверей, их типах и конструкции, а также об их выборе и монтаже — читайте в статье.

Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика 5 Апреля Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика

Электромонтажные работы требуют выполнения множества вспомогательных операций с проводами, первая из которых — удаление изоляции. Данную работу удобно выполнять с помощью клещей для снятия изоляции или стрипперов — об этом инструменте, его типах, конструкции и правильном применении, читайте в статье.

Лампа переносная: свет там, где он нужен 29 Марта Лампа переносная: свет там, где он нужен

В ремонтной практике и в быту нередко возникает необходимость освещения труднодоступного места — эта задача легко решается с помощью переносных ламп (переносок). О том, что такое переносные ламы, каких типов они бывают и как работают, а также о выборе и работе с переносками — читайте в этой статье.

Жидкость AdBlue. Как работает система SCR (Selective Catalytic Reduction) 22 Марта Жидкость AdBlue. Как работает система SCR (Selective Catalytic Reduction)

Современные автомобили с дизельными двигателями Euro-5 и выше оснащаются системами селективного каталитического восстановления (SCR), для работы которых нужна жидкость AdBlue. О том, что такое SCR и зачем в ней жидкость AdBlue, а также об особенностях обслуживания системы — читайте в данной статье.

Гайковерт пневматический: воздух крутит гайки 15 Марта Гайковерт пневматический: воздух крутит гайки

В современных автомастерских и на многих производствах можно найти инструмент для работы с резьбовыми соединениями — пневматический гайковерт. О том, что такое пневмогайковерт, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о подборе инструмента и его правильном применении — читайте в статье.

Блок управления электропакетом: электрооборудование автомобиля - под контролем 8 Марта Блок управления электропакетом: электрооборудование автомобиля - под контролем

В современных автомобилях все электрическое оборудование объединяется в единую систему, которая называется электропакетом. Управление электропакетом возлагается на специальные электронные блоки — все о данных приборах, их конструкции и функционале, а также о верном выборе и замене читайте в статье.