Корзина 0 руб.
0

Рихтовочный набор: решение проблемы вмятин

30 Сентября 2013

Механические деформации деталей кузова — проблема, которая возникает у большинства автомобилей в ДТП. Решить эту проблему можно рихтовкой — выравниванием деформированных деталей кузова с помощью специального инструмента. Наиболее часто используются рихтовочные наборы, о которых пойдет речь в этой статье.

Данная статья продолжает серию публикаций о специальном инструменте.

Пластические деформации — благо и проклятье для металла, из которого изготовлен кузов автомобиля. Проклятье потому, что даже при небольшом ДТП на кузове появляются вмятины, выпуклости, волнистые участки и складки. А благо потому, что все эти деформации можно исправить с помощью рихтовки — операции по возвращению металлу его первоначальной формы.

Для рихтовки используется специальный инструмент, который продается отдельно или в наборах. Мы здесь расскажем о самом удобном и простом решении — рихтовочном наборе для устранения несложных повреждений кузова.



Рихтовка: принципы



Под воздействием нагрузки (ударной или статичной) металлический лист деформируется, что выражается в появлении вмятин, выпуклостей или складок. Однако благодаря пластичности металла все деформации можно устранить — нужно только в правильном месте приложить некоторую силу, имеющую определенное направление. На практике это осуществляется с помощью инструмента для рихтовки.

Самое простое решение — молоток, имеющий специальную форму бойка. Однако, ударяя молотком по листу металла, добиться успеха невозможно, особенно в случае обширных повреждений — здесь уже будет сказываться упругость металла. Поэтому в паре с молотком необходимо использовать что-то вроде небольшой наковальни, которая будет подкладываться с обратной стороны металлического листа, под местом нанесения ударов молотком.

Именно эти два инструмента — молоток и наковальня (ее чаще называют рихтовочной правкой или поддержкой) — чаще всего используются для рихтовки. Однако применение находят и другие инструменты: несколько видов ложек (используются в качестве рычагов для выпрямления деталей кузова в труднодоступных местах и в двойных структурах типа дверей), ударные полотна (для выпрямления деформаций большой площади на больших листах) и другие.


Рихтовочный набор

Так как чаще всего рихтовка производится с помощью молотка и наковальни, то рихтовочные наборы содержат именно эти инструменты. Однако здесь тоже не все так просто, и в одном наборе содержится сразу несколько молотков и наковален.

Наиболее часто применяются следующие типы молотков:

- Молотки для правки, обычно имеют двухсторонние бойки разных форм — круглые и квадратные гладкие, круглые и квадратные выпуклые и т.д.;
- Чеканные молотки — один боек выполнен в виде притупленного конуса, используются на конечном этапе работ или для мелких работ;
- Специальные молотки для гибки фланцев;
- Выравнивающие молотки — имеют рифленый плоский боек квадратной формы, используются для выравнивания поверхностей со слабыми внутренними напряжениями.

Обычно в одном молотке объединяются сразу два: круглый и квадратный с плоскими бойками, круглый и квадратный с выпуклыми бойками, чеканный и выравнивающий, и другие комбинации.

Наковальни более разнообразны:

- «Свисток» — имеет характерную форму свистка, может использоваться для рихтовки листов с самой разной геометрией;
- Простая двухсторонняя выпуклая наковальня — удобно держать в руке и работать;
- «Пресс-папье» — похожа на двухстороннюю наковальню, но имеет меньшие размеры;
- «Каблук» — имеет характерную форму каблука, достаточно массивна и пригодна для рихтовки больших деталей кузова;
- Угловая наковальня — для рихтовки деталей, имеющих углы и острые грани;

Наковальни и молотки в большинстве своем выполнены выпуклыми, и это не зря — они используются, как линейки-лекала. Из набора наковален можно всегда выбрать такую, которая наилучшим образом подходит под геометрию рихтуемой детали кузова и позволит придать этой детали первоначальную форму.

Наковальни изготавливаются из инструментальных сталей, проходят закалку (обычно до 55 HRC), а также полируются и подвергаются хромированию. Рукояти современных молотков могут изготавливаться как из древесины, так и из более технологичных материалов, например, фибергласа, который является хорошим амортизатором и сводит к минимуму отдачу.


Достоинства специального рихтовочного инструмента

При желании выправить вмятину или выпуклость можно самым обычным молотком — во все времена находились такие умельцы. Однако даже в этом случае придется искать что-то вроде наковальни, а обычный молоток не всегда позволяет править детали со сложной геометрией.

Специальный инструмент для рихтовки более удобен, он значительно ускоряет и облегчает процесс выпрямления металла и позволяет добиться лучшего результата. И потратив 1300-2000 рублей на рихтовочный набор, можно получить универсальный специальный инструмент, который поможет в непростых ситуациях.

В данной статье не рассказываем о методах и приемах рихтовки, так как это довольно сложный процесс, имеющий массу нюансов. Проще один раз увидеть, как работает профи, чем сто раз прочесть, как нужно выравнивать одну маленькую вмятину или складку. При желании можно освоить несколько приемов, которые позволят исправлять незначительные деформации деталей кузова, и в этом деле поможет недорогой и удобный рихтовочный набор.

Другие статьи
Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата 21 Сентября Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата

Практически во всех современных двигателях используются электронные системы управления, основным компонентом которых является электронный блок управления (ЭБУ). О том, что такое ЭБУ двигателя, как они устроены и функционируют, а также об их правильном выборе, диагностике и замене — читайте в статье.

Грузик балансировочный: точный баланс колеса 14 Сентября Грузик балансировочный: точный баланс колеса

Колеса большинства транспортных средств не имеют точного баланса — их масса неравномерно распределено по окружности, что приводит к ряду негативных последствий. Эта проблема решается установкой на колеса балансировочных грузиков. Все о данных изделиях, их типах, конструкции и выборе читайте в статье.

Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины 7 Сентября Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины

Почти каждый современный автомобиль оснащается активными системами безопасности, в том числе и антиблокировочной системой. Основным чувствительным элементом этих систем является датчик скорости или датчик АБС — все об этих датчиках, их типах и конструкции, а также выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации 31 Августа Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации

Современные транспортные средства оснащаются световой сигнализацией, предупреждающей других участников дорожного движения о торможении. Основой сигнализации выступает выключатель стоп-сигнала. Все об этом устройстве, его существующих типах, конструкции, а также о выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель заднего хода: основа сигнализации и индикации включения задней передачи 24 Августа Выключатель заднего хода: основа сигнализации и индикации включения задней передачи

При движении задним ходом на автомобиле должен быть включен специальный огонь белого света — за это отвечает установленный на КП выключатель (датчик) заднего хода. О том, что такое выключатель заднего хода, как он устроен и работает, а также о подборе данного прибора и его замене — читайте в статье.

Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка 17 Августа Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка

В строительстве, различных отраслях промышленности, в авторемонтной и других областях широкое применение находят пескоструйные аппараты различных типов. Все об этом оборудовании, его классификации, конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и эксплуатации аппаратов — читайте в статье.

Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение 10 Августа Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение

Несмотря на распространение сварки, классическая технология соединения деталей с помощью заклепок все еще остается актуальной. О главном элементе этого соединения — заклепках, их типах, конструкции, характеристиках и способах установки, а также об их выборе и использовании — читайте в данной статье.