Корзина 0 руб.
0

Радиостанция автомобильная

29 Июня

Дальнобойщики, водители такси и многие автолюбители для быстрой связи друг с другом используют автомобильные радиостанции различной конструкции. О том, что такое автомобильные радиостанции, каких типов они бывают и какими характеристиками обладают, а также об их правильном выборе — читайте в статье.


Что такое автомобильная радиостанция?

Автомобильная радиостанция — бортовая радиостанция личного пользования, устанавливаемая на сухопутное транспортное средство с целью организации двухсторонней радиосвязи с подвижными и неподвижными объектами.

К автомобильным формально относятся радиостанции как гражданского, так и военного назначения, работающие на различных диапазонах. Однако здесь будет идти речь только о радиостанциях для гражданской радиосвязи на специально отведенных для этого частотных диапазонах.


Типы автомобильных радиостанций

К автомобильным радиостанциям относят пять типов устройств:

  • Радиостанции, работающие в диапазоне CB (Citizen’s Band, Си-Би) на частоте 27 МГц (26,960 – 27,410 МГц);
  • Рации, работающие в диапазоне LPD (Low Power Device) на частоте 433 МГц (433,075 – 434,775 МГц);
  • Рации, работающие в диапазоне PMR (Private Mobile Radio) на частоте 446 МГц (446,000 – 446,100 МГц);
  • Радиостанции, работающие в диапазонах LPD/PMR, предназначенные для эксплуатации в транспортных средствах;
  • Радиостанции, работающие в диапазоне VHF (Very high frequency) на частотах 136-174 МГц.

Наибольшее применение на транспортных средствах получили радиостанции 27 МГц, так как они могут работать на более высоких мощностях и дают массу возможностей для радиосвязи. Рации LPD/PMR относятся к носимым, они чаще используются в качестве средств связи в походе, на охоте и рыбалке, в строительной отрасли и в иных сферах.

Универсальные радиостанции LPD/PMR (которые зачастую охватывают и соседние частоты) часто называются просто UHF — по английскому названию диапазона ультравысоких частот (УВЧ) Ultra high frequency. Зачастую такие средства связи могут работать и в менее высокочастотном диапазоне VHF (его часто называют «двойкой», так как этим частотам соответствует волна длиной 2 метра), однако следует иметь в виду, что для осуществления связи в данном диапазоне необходимо иметь специальное разрешение.


Характеристики и особенности автомобильных радиостанций

Примерные расстояния радиосвязи на диапазонах CB, LPD и PMR с различными подвижными и неподвижными объектами
Примерные расстояния радиосвязи на диапазонах CB, LPD и PMR с различными подвижными и неподвижными объектами

Из основных характеристик автомобильных радиостанций можно выделить:

  • Мощность передатчика;
  • Чувствительность;
  • Количество каналов;
  • Шаг сетки (шаг между соседними каналами);
  • Вид модуляции;
  • Напряжение питания.

Мощность излучения передатчика — показывает, электромагнитное излучение какой мощности может передать в эфир передающая часть устройства. Чем выше мощность, тем выше дальность радиосвязи. Для диапазона CB максимально разрешенная мощность зависит от вида модуляции: для амплитудной модуляции — 4 Вт, для однополосной модуляции — 12 Вт. Рации LPD должны иметь мощность до 0,01 Вт, PMR — до 0,5 Вт. Дальность связи данных устройств лежит в районе 5-10 км, для CB на некоторых режимах — до 15-20 км и более.

Чувствительность входного тракта — показывает, какую напряженность должно иметь электромагнитное поле в месте приема, чтобы приемная часть радиостанции уверенно выделило его из фона, измеряется в мкВ/м (микровольтах на метр). Обычно чувствительность радиостанций составляет десятые доли мкВ/м (0,15-0,40). Чем ниже это число, тем выше чувствительность — то есть, радиостанция способна выделить из шума более слабый сигнал.

Количество каналов и шаг сетки. Все диапазоны поделены на каналы, разделенные с тем или иным шагом («окна», «нулевые частоты», «дырки»).

Диапазон CB разделен на 40 каналов с шагом 10 кГц, однако так сложилось, что в мире используется две сетки — одна с началом на частоте 26,965 МГц, она условно называется «Европа» (Е) или «пятерки» (так как частоты каналов заканчиваются на «5»); вторая с началом на частоте 26,960 МГц, она условно называется «Польша» (P) или «нули». Сегодня в нашей стране наиболее часто используется европейская сетка.

Диапазон LPD разделен на 69 каналов с шагом 25 кГц. Диапазон PMR разделен всего на 8 каналов с шагом 12,5 кГц, причем первый и последний каналы отодвинуты от начала и конца диапазона на 6,25 кГц.

Вид модуляции — способ, используемый в средстве радиосвязи для модуляции несущей частоты. Применяются три основных вида модуляции:

  • Амплитудная модуляция (АМ, Amplitude modulation) — наиболее простой вид модуляции, обеспечивает хорошую дальность сигнала на открытых пространствах, однако сигнал в этом режиме передачи наиболее подвержен помехам;
  • Частотная модуляция (ЧМ, FM, frequency modulation) — более сложный вид модуляции, обеспечивает уверенное подавление помех и лучшее качество и дальность связи в городских условиях;
  • Однополосная модуляция (SSB, Single side band) — вид амплитудной модуляции, с помощью которой достигается наибольшая дальность связи, однако она довольно сложна и неудобна для работы. Для уверенной связи на SSB необходимо точно настраиваться на частоту передатчика, и зачастую во время сеанса связи производить подстройку.

Напряжение питания — обычно соответствует напряжению бортовой сети автомобиля, существуют варианты для легковых и грузовых автомобилей.

Следует отметить, что наиболее часто автомобильные радиостанции являются трансиверами (приемопередатчиками) — устройствами, в которых одни и те же узлы работают как в приемном, так и в передающем тракте. Такая схема значительно снижает сложность радиостанции и ее цену, однако делает возможной только симплексную связь — прием и передача в каждый момент времени возможны только в одном направлении. Переключение между режимами работы (прием/передача) осуществляется вручную с помощью кнопки на корпусе рации или тангенте радиостанции.


Государственное регулирование автомобильных радиостанций

Российское законодательство в последние годы стало более лояльным по отношению к средствам гражданской радиосвязи. Однако здесь есть ряд нюансов.

Портативные радиостанции (рации) LPD и PMR с интегрированными антенными устройствами можно эксплуатировать без регистрации.

Передвижные радиостанции CB максимальной мощностью до 10 Вт независимо от типа антенны можно эксплуатировать без регистрации.

Радиостанции VHF допустимо эксплуатировать только при наличии разрешения, полученного в Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ).

Отметим, что сегодня на рынке присутствуют средства связи, реальные характеристики которых выше допустимых для эксплуатации без регистрации — покупка такого устройства впоследствии может обернуться штрафом. Поэтому во избежание проблем в будущем, к выбору радиостанций следует подходить с максимальной ответственностью.


Как выбрать автомобильную радиостанцию?

При выборе радиостанции для автомобиля необходимо определить ее назначение, а отсюда — ее основные характеристики.

Наиболее универсальны и удобны радиостанции CB-диапазона, которые можно свободно эксплуатировать на любых сухопутных транспортных средствах (на водном транспорте используются специализированные средства связи). Кроме того, в данном диапазоне выделены специальные каналы для дальнобойщиков, информационные автомобильные каналы, экстренные каналы (службы спасения) и прочие. Наконец, на многих российских трассах установлены стационарные репитеры, повышающие дальность связи.

Выбирать рации LDP/PMR имеет смысл в тех случаях, когда необходимо иметь средство радиосвязи при покидании автомобиля в одиночку или группами, и для решения других задач. Радиостанции VHF применяются для любительской и профессиональной связи (правоохранительными, экстренными службами и т.д.), большинству автовладельцев они не нужны.

При подборе радиостанции нужно обращать внимание на ее основные характеристики — мощность, чувствительность, количество каналов. Лучше отдавать предпочтение устройствам, мощность которых лежит в установленных законом пределах. Невысокая мощность компенсируется возможностью установки на транспортные средства наружных антенн. Что касается чувствительности, то у большинства устройств одного ценового диапазона этот параметр лежит в одних пределах.

Выбирая CB-радиостанции по числу каналов, можно столкнуться с огромным разнообразием — от 40 до 480 каналов. Однако нужно понимать, что эти средства связи могут иметь одну или две сетки каналов («нули» и «пятерки»), что составляет только 40 или 80 каналов, а остальные каналы — лишь то количество ячеек памяти, которые позволяют устройству запоминать каналы в одной или различных местностях.

Отдельно нужно обратить внимание на виды модуляции, используемые в радиостанции. В большинстве случаев достаточно иметь модуляцию AM и FM, используя эти режимы в зависимости от обстановки (в городе — FM, за городом — АМ). Однако для дальней связи опытным пользователям может пригодиться SSB-модуляция — эту возможность предлагают далеко не все радиостанции, а стоимость их, как правило, более высока.

Наконец, нужно подбирать радиостанцию с подходящим напряжением питания и удобным для монтажа в автомобиле исполнением. При правильном выборе вы получите радиостанцию, которая поможет эффективно решать самый широкий круг задач и не раз выручит на дороге.

Другие статьи
Блок управления освещением: автомобильный свет – под полным контролем 12 Октября Блок управления освещением: автомобильный свет – под полным контролем

Во многих отечественных и зарубежных легковых автомобилях управление светотехникой вынесено на отдельную панель — блок управления освещением. О том, что такое блок управления освещением, какие функции он имеет, как он устроен и работает, а также о его правильном подборе и замене — читайте в статье.

Воздухозаборник: свежий воздух для работы двигателя 5 Октября Воздухозаборник: свежий воздух для работы двигателя

Для работы двигателя внутреннего питания необходим воздух, который отбирается из атмосферы с помощью специального устройства — воздухозаборника. О том, что такое воздухозаборник и для чего он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о правильном выборе и замене этой детали — читайте в статье.

Блок розжига ксенона: основа работы автомобильных ксеноновых ламп 28 Сентября Блок розжига ксенона: основа работы автомобильных ксеноновых ламп

Ксеноновые лампы головного света из-за особенностей конструкции не могут прямо подключаться к бортовой электросети автомобиля. Для их работы нужно специальное устройство — блок розжига ксенона. Все о данных блоках, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе и установке читайте в статье.

Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата 21 Сентября Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата

Практически во всех современных двигателях используются электронные системы управления, основным компонентом которых является электронный блок управления (ЭБУ). О том, что такое ЭБУ двигателя, как они устроены и функционируют, а также об их правильном выборе, диагностике и замене — читайте в статье.

Грузик балансировочный: точный баланс колеса 14 Сентября Грузик балансировочный: точный баланс колеса

Колеса большинства транспортных средств не имеют точного баланса — их масса неравномерно распределено по окружности, что приводит к ряду негативных последствий. Эта проблема решается установкой на колеса балансировочных грузиков. Все о данных изделиях, их типах, конструкции и выборе читайте в статье.

Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины 7 Сентября Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины

Почти каждый современный автомобиль оснащается активными системами безопасности, в том числе и антиблокировочной системой. Основным чувствительным элементом этих систем является датчик скорости или датчик АБС — все об этих датчиках, их типах и конструкции, а также выборе и замене — читайте в статье.

Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации 31 Августа Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации

Современные транспортные средства оснащаются световой сигнализацией, предупреждающей других участников дорожного движения о торможении. Основой сигнализации выступает выключатель стоп-сигнала. Все об этом устройстве, его существующих типах, конструкции, а также о выборе и замене — читайте в статье.