Корзина 0 руб.
0

Буры: надежный инструмент для работ по бетону

18 Мая

Для проходки отверстий в бетонных (а также кирпичных) конструкциях используется специальный инструмент — бур, приводимый во вращение перфоратором. О том, что такое буры для перфоратора, как они устроены и какими они бывают, а также о выборе буров для выполнения различных работ читайте в этой статье.


Что такое буры для перфоратора?

Бур — режущий или ударно-режущий инструмент, предназначенный для выполнения отверстий в материалах высокой твердости и прочности, включая бетон, кирпич, камень и прочие. При этом бур — не самостоятельный инструмент, а основная оснастка перфораторов.

По конструкции и принципу действия буры близки к обычным сверлам, однако имеют несколько особенностей работы. Как известно, сверло срезает слой материала режущей части и выводит материал из отверстия спиральной частью. Бур, в отличие от сверла, разрушает слой материала ударом с последующим поворотом режущей части. Вследствие этой особенности буры практически не работают при простом вращении (без ударов), и их нельзя использовать для сверления хрупких и тонкостенных материалов.

Для правильного выполнения работы необходимо подобрать подходящий бур, а сделать этот выбор можно только зная, какие буры сегодня существуют, чем они отличаются и для решения каких задач подходят.


Какими бывают буры?

Все буры для бетона, независимо от типа и назначения, состоят из трех основных частей:

  • Рабочая часть;
  • Спиральный стержень (тело бура);
  • Хвостовик.
Рабочая часть бура с режущими кромками
Рабочая часть бура с режущими кромками

Рабочая часть — наконечник бура специальной формы, осуществляющий бурение (дробление и резка) материала. Рабочая часть бура — составная, на ней располагается режущая кромка (напайка) различной формы и размеров, изготовленная из более прочного, чем тело бура, материала. Наиболее часто режущая кромка изготавливается из двух групп материалов:

  • Победит (сплав карбида вольфрама и кобальта) — может быть мягким, средней прочности и высокопрочным;
  • Алмазное напыление.

Победитовые наконечники более дешевые и доступные, они подходят для выполнения самого широкого круга работ, однако при интенсивной эксплуатации изнашиваются и приходят в негодность. Алмазные наконечники более прочные и дорогие, они позволяют работать по самыми твердыми материалам и имеют длительный срок службы даже при активной эксплуатации.

На буре может быть одна или несколько (две, четыре и более) режущих кромок, они могут выполняться полукруглыми, угловыми, иметь центральный шип, один центральный шип и несколько боковых, и т.д. Количество и конфигурация режущих кромок определяют способность бура резать и дробить материал, и, как следствие — скорость и качество прохождения отверстий.

Спиральный стержень (тело) — часть бура, которая передает крутящий момент и ударный импульс от перфоратора на рабочую часть, отводит шлам из высверленного канала, а также обеспечивает ряд рабочих характеристик бура (соблюдение диаметра отверстия и его направления, достижение необходимой глубины бурения и т.д.). Стержень (соответственно, и весь бур) изготавливается из высокопрочных сталей, может дополнительно подвергаться различной обработке (локальной закалке, хромированию/никелированию и т.д.) для повышения прочности инструмента.

Стержень может иметь форму и геометрию трех типов:

  • Шнековый;
  • Спиральный с малым углом наклона витков спирали;
  • Спиральный с большим углом наклона витков спирали.

Шнековый бур имеет конфигурацию, схожую с обычным сверлом — его спираль имеет низкий и широкий профиль, наружная поверхность спирали плоская или имеет дополнительные канавки/спирали для лучшего отвода шлама. Такая конструкция придает буру высокую прочность и высокую скорость отвода шлама, поэтому буры данного типа универсальны, но лучше всего подходят для сверления большого числа отверстий большой глубины в мягких и средних по прочности материалах.

Спиральные буры по бетону
Спиральные буры по бетону

Спиральные буры обоих типов имеют стержень, на котором выполнена спираль с высокими и узкими витками (как у винтов). Чем круче наклон витков спирали относительно продольной оси бура, тем выше скорость отвода шлама и больше глубина, на которую может бурить отверстие данный инструмент. Буры с малым углом наклона спирали (пологие) лучше подходят для проделывания отверстий малой глубины, буры с большим наклоном спирали — для более глубоких отверстий.

Хвостовик — задняя часть бура, которой он фиксируется в патроне перфоратора. В настоящее время основная масса буров изготавливается с хвостовиками типа SDS — системы быстрого крепления оснастки от Bosch (оригинальная немецкая аббревиатура SDS расшифровывается, как Steck – Dreh – Sitzt — «вставил» – «повернул» – «сидит»; в англоязычных странах система расшифровывается, как Special Direct System — «специальная направляющая система»). Наиболее часто встречаются хвостовики SDS шести типов:

  • Стандартный SDS — хвостовик диаметром 10 мм длиной 40 мм с двумя пазами (полностью совместим с SDS-plus);
  • SDS-plus — хвостовик диаметром 10 мм длиной 40 мм с четырьмя пазами. Наиболее распространенный стандарт, используется на оснастке для легких перфораторов;
  • SDS-top — хвостовик диаметром 14 мм длиной 70 мм с четырьмя пазами. Наименее распространенный тип, используется на оснастке для средних перфораторов;
  • SDS-max — хвостовик диаметром 18 мм длиной 90 мм с тремя открытыми и двумя закрытыми пазами. Второй по распространенности тип, используется на оснастке для тяжелых перфораторов;
  • SDS-quick — новый стандарт, в котором вместо пазов выполнены выступы. Пока находит малое применение;
  • SDS-hex — шестигранный хвостовик, используемый только на ударно-режущем инструменте типа долот и пик.
Рычажный плунжерный шприц для двух рук
SDS-plus
Конструкция хвостовика SDS-max
SDS-max

Наиболее популярные типы буров имеют стандартизированные ряды размеров:

Тип хвостовика Ряд диаметров, мм Ряд длин, мм
SDS-plus 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16 (можно встретить вплоть до 32 мм) От 110 до 1000 мм (полный ряд имеют буры диаметром 10 и 12 мм)
SDS-max 12, 14, 20, 25, 28, 32, 35, 40 (также существуют специальные проломные буры диаметром 50 мм и более) От 260 до 920 мм

В завершении следует сказать, что помимо буров существует и другая оснастка для перфораторов, предназначенная для различных работ по бетону и прочим твердым материалам:

Мощный проломный бур
Мощный проломный бур
  • Буровые коронки — инструмент в виде широкой головки с несколькими режущими кромками, используется для проделывания отверстий большого диаметра (под розетки, выключатели, монтажные коробки и т.д.);
  • Долота — инструмент в виде плоской заточенной лопатки, используется для откалывания бетона, штробления, проделывания различных углублений и отверстий;
  • Пики — заостренный инструмент, используемый для разрушения бетонных конструкций.

Данный инструмент также может иметь хвостовики типа SDS, он может использоваться совместно с различными типами перфораторов.


Как правильно выбрать буры для перфоратора?

При подборе буров следует учитывать:

  • Типа работ;
  • Тип материала;
  • Тип перфоратора.

Тип работ может быть различным — проделка отверстий (глухих или сквозных), разрушение бетонных конструкций, проходка каналов и т.д. Для отверстий до 40 мм используются буры различных типов, свыше 40 мм — коронки; для проделки каналов и локального разрушения конструкций — долота, для разрушения конструкций — пики. Также есть и специализированная оснастка для выполнения определенных типов работ.

Буровая коронка
Буровая коронка

Диаметр буров подбирается в соответствии с назначением отверстия. Для домашнего ремонта в большинстве случаев достаточно иметь буры диаметром до 10 мм — с их помощью можно высверлить отверстия для монтажа полок и мебели, конструкций из гипсокартона, обрешетки, штукатурных маяков и т.д. Для монтажа тяжелых конструкций могут потребоваться буры диаметром до 20 мм, этот же инструмент широко применяется и в строительной отрасли. Для прокладки трубопроводов можно использовать буры диаметром 26-40 мм, однако такой инструмент подходит для мощных перфораторов, которые могут быть далеко не у всех. В этом случае решением может стать буровая коронка с хвостовиком SDS или SDS-plus.

Исходя из типа материала, нужно выбирать буры с режущими кромками из мягкого, среднего или высокопрочного победита (для различных марок бетона, камня и кирпича), для высокопрочного железобетона может быть оправданным применение бура с режущей кромкой с алмазным напылением. Однако для большинства работ в быту и строительстве обычных победитовых буров более чем достаточно.

Наконец, следует брать буры с тем типом хвостовика, который подходит для патрона имеющегося в наличии перфоратора. Большинство типов буров несовместимы друг с другом (за исключением SDS, который можно устанавливать в патрон SDS-plus), что обязательно следует учитывать.

Для нормального выполнения работ необходимо использовать качественные буры, которые, как правило, имеют высокую стоимость. При этом, чем больше диаметр и длина бура, тем он дороже. Эти затраты окупаются продолжительной эксплуатацией инструмента и достижением запланированного результата. Не следует брать большие, но дешевые буры — в 100% случаев это некачественный товар, такой инструмент затупится, погнется или сломается на первых же сантиметрах отверстия, и придется покупать новый.

При правильном подборе бура вы выполните работу быстро и качественно, а главное — обезопасите себя от лишних трат на покупку новой оснастки и исправление ошибок.

Другие статьи
Группа контактная замка зажигания: основной элемент коммутации бортовой электросистемы 19 Октября Группа контактная замка зажигания: основной элемент коммутации бортовой электросистемы

Практически каждый современный автомобиль запускается поворотом ключа в замке зажигания, основой которого является контактная группа. О том, что такое контактная группа замка зажигания, как она устроена и какие функции выполняет, а также о правильном выборе и замене этого устройства читайте в статье.

Блок управления освещением: автомобильный свет – под полным контролем 12 Октября Блок управления освещением: автомобильный свет – под полным контролем

Во многих отечественных и зарубежных легковых автомобилях управление светотехникой вынесено на отдельную панель — блок управления освещением. О том, что такое блок управления освещением, какие функции он имеет, как он устроен и работает, а также о его правильном подборе и замене — читайте в статье.

Воздухозаборник: свежий воздух для работы двигателя 5 Октября Воздухозаборник: свежий воздух для работы двигателя

Для работы двигателя внутреннего питания необходим воздух, который отбирается из атмосферы с помощью специального устройства — воздухозаборника. О том, что такое воздухозаборник и для чего он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о правильном выборе и замене этой детали — читайте в статье.

Блок розжига ксенона: основа работы автомобильных ксеноновых ламп 28 Сентября Блок розжига ксенона: основа работы автомобильных ксеноновых ламп

Ксеноновые лампы головного света из-за особенностей конструкции не могут прямо подключаться к бортовой электросети автомобиля. Для их работы нужно специальное устройство — блок розжига ксенона. Все о данных блоках, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе и установке читайте в статье.

Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата 21 Сентября Блок управления двигателем: сердце современного силового агрегата

Практически во всех современных двигателях используются электронные системы управления, основным компонентом которых является электронный блок управления (ЭБУ). О том, что такое ЭБУ двигателя, как они устроены и функционируют, а также об их правильном выборе, диагностике и замене — читайте в статье.

Грузик балансировочный: точный баланс колеса 14 Сентября Грузик балансировочный: точный баланс колеса

Колеса большинства транспортных средств не имеют точного баланса — их масса неравномерно распределено по окружности, что приводит к ряду негативных последствий. Эта проблема решается установкой на колеса балансировочных грузиков. Все о данных изделиях, их типах, конструкции и выборе читайте в статье.

Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины 7 Сентября Датчик АБС: на страже безопасности и комфорта вашей машины

Почти каждый современный автомобиль оснащается активными системами безопасности, в том числе и антиблокировочной системой. Основным чувствительным элементом этих систем является датчик скорости или датчик АБС — все об этих датчиках, их типах и конструкции, а также выборе и замене — читайте в статье.