0

Фара-искатель: мощный источник света для сложных ситуаций

6 Апреля 2017

На многих транспортных средствах используются специальные типы внешних световых приборов — фары-искатели и фары-прожекторы. О том, что такое фара-искатель и прожектор, каких типов они бывают и чем отличаются друг от друга, как устроены и работают, а также об их выборе и эксплуатации читайте в статье.


Что такое фара-искатель?

Фара-искатель — дополнительный внешний световой прибор транспортных средств, формирующий узконаправленный световой пучок для освещения пространства вокруг автомобиля в ситуациях, когда ближнего и дальнего света фар недостаточно. Данный прибор является прожектором, он формирует мощный и узконаправленный световой поток, что достигается отсутствием рассеивателя и некоторыми другими конструктивными особенностями.

Под термином «фара-искатель» часто подразумевают два типа световых приборов:

  • Фара-искатель — фара на поворотном механизме, что позволяет направлять световой луч из стороны в сторону;
  • Фара-прожектор — фара с жестким монтажом и направленным в одну сторону лучом.

Таким образом, фара-искатель — это разновидность прожектора, данный световой прибор можно поворачивать, что позволяет освещать обширное пространство вокруг автомобиля. Это качество особенно ценно при движении по бездорожью, во время проведения поисковых или поисково-спасательных работ в темное время суток, и в других ситуациях.


Типы, конструкция и особенности фар-искателей

Представленные на рынке фары-искатели и прожекторы делятся на несколько групп по типу, способу монтажа, применимости и типу источника света.

По способу монтажа данные световые приборы бывают:

  • Стационарными — приборы устанавливаются на специально предусмотренные кронштейны или иным способом с внесением изменений в конструкцию автомобиля;
  • Переносные (ручные) — приборы с рукоятками для удержания в одной руке, не требующие монтажа на авто (но питаемые от его бортовой сети от прикуривателя или иным способом).

В свою очередь, стационарные устройства могут монтироваться на кронштейн на уровне капота (это позволяет водителю не покидать своего места для управления фарой) или на крыше транспортного средства. Во втором случае фара оснащается рукояткой, с помощью которой можно поворачивать ее непосредственно из салона.

По применимости фары искатели и прожекторы бывают:

  • Для легковых и грузовых автомобилей с напряжением бортовой сети 12 В;
  • Для тех же ТС с напряжением бортовой сети 24 В;
  • Для тракторов, с/х-техники, спецтехники и т.д.

По типу источника света:

  • С лампами накаливания;
  • С газоразрядными лампами (галогеновыми);
  • Со светодиодами.

Как уже было сказано, фара-искатель имеет ряд конструктивных отличий от обычных фар головного света. Основу конструкции обычной фары-искателя на лампе накаливания или галогеновой лампе составляет металлический корпус, защищенный от негативных воздействий окружающей среды, ударов и т.д. В корпусе располагается параболический отражатель (рефлектор), в фокусе которого устанавливается источник света. Отражатель спереди закрыт прозрачным стеклом без рифления, либо рассеиватель с незначительным рифлением.

Именно в рассеивателе заключается основное отличие фар-искателей и прожекторов от фар головного света. Рассеиватель в обычных фарах имеет развитое рифление, за счет чего эффективно рассеивает световой поток, обеспечивая освещение максимальной площади дороги и окружающего пространства, а также предотвращая ослепление водителей встречных автомобилей. В фаре-искателе и прожекторе используется обычное гладкое стекло или рефлектор с минимальным рифлением, поэтому формируемый световой луч не рассеивается, имеет высокую мощность и позволяет освещать окружающее пространство на большом расстоянии (десятки, а в некоторых случаях — сотни метров).

Однако сегодня производятся и фары-искатели с рифленым рассеивателем, предназначенные для установки на тракторы, комбайны, сельскохозяйственную, специальную и иную технику. В сущности, это фары дальнего света, которые благодаря конструкции обеспечивают дополнительное освещение пространства при выполнении разнообразных работ.

Светодиодная фара-искатель имеет иную конструкцию: в ней, как правило, используется несколько ярких светодиодов (до 10 штук), расположенных в ряд или в концентрических кругах; каждый светодиод может иметь свой небольшой рефлектор для формирования направленного пучка. Дополнительно в приборе присутствует свой блок питания. Сегодня находят применение и светодиодные приборы с одним мощным светодиодом, помещенным в фокусе параболического рефлектора — конструкция прибора в этом случае аналогична описанной выше.

Фара-искатель и прожектор имеют различную конструкцию крепления. На фаре-искателе предусмотрен поворотный механизм (шаровой или шкворневой шарнир), обеспечивающий ее поворот вправо-влево вручную или с помощью дистанционного привода. На прожекторе предусмотрен кронштейн для жесткого монтажа, он монтируется на кузов автомобиля (обычно на крыше или переплете лобового стекла), дугу или иное приспособление, и формируемый им световой пучок имеет одно постоянное направление.


ГОСТы и требования по эксплуатации фар-искателей

Применение фар-искателей и прожекторов в нашей стране регламентируется несколькими стандартами — ГОСТ 8769-75, ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН №48), ГОСТ Р 51709-2001 и другими, также следует обязательно учитывать и действующие правила дорожного движения.

Согласно ГОСТ 8769-75, фара-искатель и фара-прожектор являются дополнительными внешними световыми приборами, при этом их конструкция и особенности монтажа не регламентируются. Однако есть важный пункт, оговаривающий возможность эксплуатации данных приборов — фары-искатели и прожекторы могут устанавливаться на автомобиль только в том случае, если это предусмотрено проектом. Поэтому самостоятельная установка таких приборов на большинство легковых автомобилей и внедорожников в России незаконна, эксплуатация таких ТС на дорогах общего пользования запрещена.

Но здесь есть ряд исключений. В частности, на большинстве автомобилей УАЗ проектом предусмотрен монтаж фары-искателя, такая возможность существует и на очень многих отечественных грузовиках. Также стандартом оговаривается, что на транспортные средства, снятые с производства, можно устанавливать внешние световые приборы от других ТС. Правда, в этом случае согласование внесенных в конструкцию автомобиля изменений будет непросто согласовать, что влечет за собой и проблемы с прохождением техосмотра.

Определенные ограничения установлены и для эксплуатации фары-искателя и прожектора. Данные световые приборы запрещено включать в населенных пунктах и на дорогах общего пользования в присутствии встречного автотранспорта. Фару-искатель разрешено использовать только для ориентирования в условиях бездорожья в темное время суток. Если же данные световые приборы используются на автомобилях экстренных служб в зоне ЧС, расположенной в непосредственной близости от дороги общего пользования, то необходимо принять меры для предотвращения ослепления водителей автомобилей, движущихся по этой дороге.


Как выбрать фару-искатель?

При выборе фары-искателя или фары-прожектора в первую очередь необходимо определить, возможна ли установка данного светового прибора на вашем автомобиле. Если это возможно, то все просто:

  • Выбрать тип установки — вам нужна подвижная фара-искатель или неподвижный прожектор, либо ручная фара;
  • Выбрать изделие под напряжение бортовой сети автомобиля — 12 или 24 В;
  • Выбрать тип прибора — на обычной лампе накаливания или светодиодный.

Сегодня рынок предлагает большое количество фар-искателей различных типов и конструкций, поэтому покупка будет не слишком сложной.

Если на автомобиле не предусмотрена возможность установки дополнительных внешних световых приборов, то интересным решением может стать применение переносных (ручных) фар-искателей. Такой прибор не требует монтажа на автомобиль, он может храниться в бардачке или багажнике, и использоваться только по необходимости — такая эксплуатация не повлечет за собой штрафных санкций.

При правильном выборе фары-искателя или прожектора вы получите надежный источник света, который выручит в самых сложных ситуациях.

Другие статьи
Дрель пневматическая: сила воздуха - для сверления 24 Мая Дрель пневматическая: сила воздуха - для сверления

В промышленности, в ремонте автомобилей и других сферах используется сверлильный инструмент с пневматическим приводом — пневматические дрели. О том, что такое пневмодрель, каких типов она бывает, как устроена и работает, а также о верном подборе и использовании этого инструмента — читайте в статье.

Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом 17 Мая Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом

На велосипедах, мотоциклах и иной мототехнике используются рули рожкового типа, предназначенные для удерживания двумя руками. В зоне хвата на таких рулях располагаются рукоятки — грипсы. О том, что такое грипсы, какими они бывают и как устроены, а также о выборе и замене грипс читайте в этой статье.

Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе 10 Мая Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе

Для ремонта автомобиля часто требуется его подъем — эта задача решается с помощью домкратов. Широкое распространение получили бутылочные гидравлические домкраты — все об этом подъемном оборудовании, его конструкции, типах и принципе работы, а также правильном выборе и эксплуатации, читайте в статье.

Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы 3 Мая Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы

В практике автомастерских широкое применение находит специальное грузоподъемное оборудование — подкатные домкраты гидравлического или пневматического типа. О том, что такое подкатной домкрат, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о выборе и эксплуатации домкрата — читайте в статье.

Гайкорез: закисшие гайки больше не проблема 26 Апреля Гайкорез: закисшие гайки больше не проблема

В работе сервисных мастерских и любительской практике часто возникают проблемы с закисшими гайками, которые не удается демонтировать ключами. Для решения проблемы используется специальный инструмент — гайкорез. О типах и конструкции гайкорезов, их выборе и правильной эксплуатации — читайте в статье.

Мост диодный: постоянный ток в автомобиле 19 Апреля Мост диодный: постоянный ток в автомобиле

На современных автомобилях используются трехфазные генераторы переменного тока, однако все автомобильные электроприборы работают от постоянного тока. За выпрямление тока в генераторах отвечает диодный мост — об этом узле, его типах, конструкции и работе, а также о выборе и замене, читайте в статье.

Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля 12 Апреля Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля

Среди декоративных элементов для украшения автомобиля особое место занимают дефлекторы двери — гнутые пластиковые детали, положительно влияющие на аэродинамику и внешний вид транспортного средства. Все о дефлекторах дверей, их типах и конструкции, а также об их выборе и монтаже — читайте в статье.