Корзина 0 руб.
0

Газобаллонное оборудование на авто: быть или не быть?

21 Июля 2013

В то время, как Вы тратите на бензин все больше и больше, Ваши друзья, установившие на свои авто газобаллонное оборудование, экономят и советуют Вам последовать их примеру. Но насколько установка ГБО действительно выгодна? Чем хорош и чем плох перевод авто на газ? Прежде, чем выяснить это, нужно понять, а что же такое ГБО?


Зачем автомобилю газ?

Сейчас на российских дорогах можно встретить достаточно много автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО). В основном это грузовые машины и автобусы, которые красноречиво говорят о любви к газу своими большими красными баллонами. Немало на дорогах и легковых авто с ГБО, хотя заметить их с первого взгляда не всегда бывает просто. Но зачем переводить автомобиль на газ?

Главная причина, которую называют автовладельцы и установщики ГБО — цена. Газ банально дешевле бензина! Однако у газобаллонного оборудования есть не только достоинства, но и недостатки. Но, прежде чем говорить о плюсах и минусах, нужно разобраться в том, что же такое ГБО.


Газобаллонное оборудование, как оно есть



Существует несколько типов ГБО, главное отличие которых заключается в способе подачи газового топлива в цилиндры двигателя. Также отличается оборудование от разных производителей и для разных автомобилей (например, значительные отличия имеют ГБО для карбюраторных и инжекторных двигателей). Но, в общем случае, газобаллонное оборудование имеет достаточно простое устройство.

Самая заметная часть ГБО — баллон для хранения сжиженного газа. В баллоне предусмотрен мультиклапан (через него производится заправка, подача газа в газовую магистраль и аварийный выпуск газа) и датчик уровня газа. Так как газ в баллоне находится под давлением около 16 атмосфер, то он самотеком через мультиклапан поступает в газовую магистраль высокого давления, проходит через газовый клапан с фильтром (где очищается от загрязнений) и поступает в редуктор-испаритель.

Редуктор-испаритель — один из основных компонентов ГБО. Попадая в редуктор, жидкий газ испаряется, а его давление доходит примерно до одной атмосферы. Испаренный газ по газовой магистрали низкого давления поступает в дозатор и далее — в цилиндры двигателя. При фазовом переходе топлива (из жидкого оно становится газообразным) происходит активное поглощение теплоты, поэтому во время работы редуктор-испаритель сильно охлаждается. Для предотвращения обмерзания аппаратуры редуктор-испаритель подключен к штатной системе охлаждения двигателя.

Заправка баллона производится с помощью выносного заправочного устройства, которое устанавливается в удобном месте (часто — в заднем бампере автомобиля). Также в ГБО предусмотрен переключатель вида топлива (бензин-газ), электромагнитный бензиновый клапан или эмулятор форсунок (первый — в карбюраторных двигателях, второй — в инжекторных) и другие компоненты.

Главное отличие разных типов ГБО заключается именно в системе дозирования и подачи газа в цилиндры двигателя.



Типы и поколения газобаллонного оборудования

На сегодняшний день еще не существует официальной классификации ГБО, однако во всем мире принято делить газобаллонное оборудование на шесть поколений.

Первое поколение ГБО. Это наиболее простая система, которую можно устанавливать на бензиновые двигатели, а также на некоторые типы инжекторных. Здесь все просто: газ «самотеком» (под действием разрежения во впускном коллекторе) поступает в смеситель и далее повторяет путь бензина: через карбюратор — в цилиндры двигателя. Дозирование газа производится вручную, регулировкой дозатора. ГБО первого поколения называют эжекторными.

Второе поколение ГБО. В отличие от первого, в ГБО второго поколения дозатор электронный, причем он руководствуется показаниями лямбда-зонда (отслеживающего количество воздуха в топливной смеси). Эти ГБО также относятся к эжекторным.

Третье поколение ГБО. Это совершенно иной тип газобаллонного оборудования, в котором подача газа в двигатель осуществляется с помощью механических форсунок, установленных на впускном коллекторе. Дозирование газа производится дозатором-распределителем, управляемым электронным блоком на основе штатных датчиков двигателя. В настоящее время данное поколение ГБО не применяется.

Четвертое поколение ГБО. Это несколько систем ГБО для карбюраторных и инжекторных двигателей. В данном оборудовании впрыск топлива осуществляется электромагнитными форсунками, установленными на впускном коллекторе двигателя. Управление форсунками производится электронным блоком, который вносит определенные поправки в штатные (бензиновые) топливные карты. ГБО четвертого поколения называются системой распределенного (а также последовательного или фазированного) газового впрыска и на сегодняшний день являются самым распространенными.

Пятое поколение ГБО. Системы пятого поколения пока еще довольно-таки редки и в России не применяются. Главная особенность ГБО пятого поколения заключается в том, что газ не испаряется, а подается в двигатель в жидкой фазе. Это создает определенные сложности с параллельным использованием бензина и газа — пятое поколение ГБО проще использовать самостоятельно, как основную топливную систему. Именно таким путем пошли некоторые автопроизводители, представившие модели авто с газовыми монотопливными двигателями.

Шестое поколение ГБО. В отличие от ГБО пятого поколения, в ГБО шестого поколения газ в жидкой фазе впрыскивается непосредственно в цилиндры через штатные топливные форсунки. На сегодняшний день коммерческих образцов систем этого поколения на рынке практически нет, и перспективы их весьма туманны.

Здесь обязательно нужно сделать одно важное уточнение. Так сложилось, что на отечественном рынке произошла путаница понятий поколений ГБО. Например, из-за потери интереса к ГБО третьего поколения оно совершенно исчезло, а ГБО первого и второго поколений «выросли», став называться вторым и третьим соответственно. Также есть некоторые несогласия с системами четвертого и пятого поколений, но они больше кроются в технических деталях.

Поэтому, когда говорят о распространении газобаллонного оборудования второго поколения, то речь чаще всего идет об эжекторных системах первого поколения, и это необходимо учитывать, чтобы не впасть в заблуждение.


Какой газ использовать?

Автомобили с ГБО можно заправлять двумя видами топлива:

  • Метан (природный газ);
  • Смесь пропан-бутан (или ГСН — газ сжиженный нефтяной).

Наиболее часто применяется именно ГСН, так как такая смесь обеспечивает лучшие характеристики двигателя, а самое главное — оборудование для работы на ГСН проще и легче. ГБО для работы на метане устанавливается, в основном, на больших грузовых автомобилях, для которых несколько лишних центнеров на борту — не проблема.

Наконец, в городах и на трассах газовых заправок, предлагающих пропан-бутан, несравненно больше, чем метановых. Так что для установки на легковой автомобиль выбор очевиден — только ГБО для работы на смеси пропан-бутан.

Другие статьи
Штангенциркуль: точные измерения в любой ситуации 23 Марта Штангенциркуль: точные измерения в любой ситуации

В промышленности, в ремонтной практике и быту широко используется штангенциркуль — точный, удобный в работе, и в то же время очень простой измерительный прибор. О том, что такое штангенциркуль, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о правильном выборе штангенциркуля читайте в статье.

Устройство многофункциональное аварийного питания: помощь в самых сложных ситуациях 16 Марта Устройство многофункциональное аварийного питания: помощь в самых сложных ситуациях

В дороге и на парковке может произойти неприятность — разрядка аккумулятора и отсутствие стороннего источника для питания многочисленных гаджетов. Эта проблема решается многофункциональными устройствами аварийного питания — об их типах, конструкции, возможностях и правильном выборе читайте в статье.

Трос буксировочный: надежная гибкая сцепка для автомобиля 9 Марта Трос буксировочный: надежная гибкая сцепка для автомобиля

В любом автомобиле необходимо иметь буксировочный трос — приспособление, которое окажет помощь для выезда из грязи, буксировки неисправной машины и во многих других ситуациях. О том, что такое буксировочный трос, каких типов он бывает, как его правильно выбрать и использовать — читайте в этой статье.

Стержень клеевой: надежный клей для любых ситуаций 2 Марта Стержень клеевой: надежный клей для любых ситуаций

В быту, в ремонтной практике, в строительстве и промышленности все шире применяются термоклеевые пистолеты, осуществляющие склеивание с помощью термопластичного клея (термоклея или клеевых стержней). О том, что такое термоклей, каких типов он бывает и как правильно его выбрать — читайте в этой статье.

Шпильковерт: простая работа со сложным крепежом 23 Февраля Шпильковерт: простая работа со сложным крепежом

В практике ремонта автотракторной техники возникает необходимость вворачивания и вывертывания шпилек — крепежных изделий без поверхностей под ключ. Для этих целей используется специальный инструмент — шпильковерт или ключ для шпилек. О шпильковертах, их типах, работе и выборе читайте в этой статье.

Ящик для крепежа (органайзер): разложить все по полочкам 16 Февраля Ящик для крепежа (органайзер): разложить все по полочкам

Правильное хранение инструмента и материалов — залог успешной и быстрой работы. В организации хранения крепежа, различных расходных материалов и мелочей помогают специальные ящики-органайзеры. О том, что такое ящик для крепежа, какие преимущества он имеет, и как его выбрать — читайте в этой статье.

Сварочные электроды и проволока: выбор расходников для надежного соединения 9 Февраля Сварочные электроды и проволока: выбор расходников для надежного соединения

Выполнение электросварных соединений требует применения специальных расходных материалов — сварочных электродов и проволоки. О том, что такое сварочные электроды и проволока, об их существующих видах и стандартах, характеристиках и применимости, а также о правильном выборе и читайте в данной статье.