Корзина 0 руб.
0

Газобаллонное оборудование на авто: быть или не быть?

21 Июля 2013

В то время, как Вы тратите на бензин все больше и больше, Ваши друзья, установившие на свои авто газобаллонное оборудование, экономят и советуют Вам последовать их примеру. Но насколько установка ГБО действительно выгодна? Чем хорош и чем плох перевод авто на газ? Прежде, чем выяснить это, нужно понять, а что же такое ГБО?


Зачем автомобилю газ?

Сейчас на российских дорогах можно встретить достаточно много автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО). В основном это грузовые машины и автобусы, которые красноречиво говорят о любви к газу своими большими красными баллонами. Немало на дорогах и легковых авто с ГБО, хотя заметить их с первого взгляда не всегда бывает просто. Но зачем переводить автомобиль на газ?

Главная причина, которую называют автовладельцы и установщики ГБО — цена. Газ банально дешевле бензина! Однако у газобаллонного оборудования есть не только достоинства, но и недостатки. Но, прежде чем говорить о плюсах и минусах, нужно разобраться в том, что же такое ГБО.


Газобаллонное оборудование, как оно есть



Существует несколько типов ГБО, главное отличие которых заключается в способе подачи газового топлива в цилиндры двигателя. Также отличается оборудование от разных производителей и для разных автомобилей (например, значительные отличия имеют ГБО для карбюраторных и инжекторных двигателей). Но, в общем случае, газобаллонное оборудование имеет достаточно простое устройство.

Самая заметная часть ГБО — баллон для хранения сжиженного газа. В баллоне предусмотрен мультиклапан (через него производится заправка, подача газа в газовую магистраль и аварийный выпуск газа) и датчик уровня газа. Так как газ в баллоне находится под давлением около 16 атмосфер, то он самотеком через мультиклапан поступает в газовую магистраль высокого давления, проходит через газовый клапан с фильтром (где очищается от загрязнений) и поступает в редуктор-испаритель.

Редуктор-испаритель — один из основных компонентов ГБО. Попадая в редуктор, жидкий газ испаряется, а его давление доходит примерно до одной атмосферы. Испаренный газ по газовой магистрали низкого давления поступает в дозатор и далее — в цилиндры двигателя. При фазовом переходе топлива (из жидкого оно становится газообразным) происходит активное поглощение теплоты, поэтому во время работы редуктор-испаритель сильно охлаждается. Для предотвращения обмерзания аппаратуры редуктор-испаритель подключен к штатной системе охлаждения двигателя.

Заправка баллона производится с помощью выносного заправочного устройства, которое устанавливается в удобном месте (часто — в заднем бампере автомобиля). Также в ГБО предусмотрен переключатель вида топлива (бензин-газ), электромагнитный бензиновый клапан или эмулятор форсунок (первый — в карбюраторных двигателях, второй — в инжекторных) и другие компоненты.

Главное отличие разных типов ГБО заключается именно в системе дозирования и подачи газа в цилиндры двигателя.



Типы и поколения газобаллонного оборудования

На сегодняшний день еще не существует официальной классификации ГБО, однако во всем мире принято делить газобаллонное оборудование на шесть поколений.

Первое поколение ГБО. Это наиболее простая система, которую можно устанавливать на бензиновые двигатели, а также на некоторые типы инжекторных. Здесь все просто: газ «самотеком» (под действием разрежения во впускном коллекторе) поступает в смеситель и далее повторяет путь бензина: через карбюратор — в цилиндры двигателя. Дозирование газа производится вручную, регулировкой дозатора. ГБО первого поколения называют эжекторными.

Второе поколение ГБО. В отличие от первого, в ГБО второго поколения дозатор электронный, причем он руководствуется показаниями лямбда-зонда (отслеживающего количество воздуха в топливной смеси). Эти ГБО также относятся к эжекторным.

Третье поколение ГБО. Это совершенно иной тип газобаллонного оборудования, в котором подача газа в двигатель осуществляется с помощью механических форсунок, установленных на впускном коллекторе. Дозирование газа производится дозатором-распределителем, управляемым электронным блоком на основе штатных датчиков двигателя. В настоящее время данное поколение ГБО не применяется.

Четвертое поколение ГБО. Это несколько систем ГБО для карбюраторных и инжекторных двигателей. В данном оборудовании впрыск топлива осуществляется электромагнитными форсунками, установленными на впускном коллекторе двигателя. Управление форсунками производится электронным блоком, который вносит определенные поправки в штатные (бензиновые) топливные карты. ГБО четвертого поколения называются системой распределенного (а также последовательного или фазированного) газового впрыска и на сегодняшний день являются самым распространенными.

Пятое поколение ГБО. Системы пятого поколения пока еще довольно-таки редки и в России не применяются. Главная особенность ГБО пятого поколения заключается в том, что газ не испаряется, а подается в двигатель в жидкой фазе. Это создает определенные сложности с параллельным использованием бензина и газа — пятое поколение ГБО проще использовать самостоятельно, как основную топливную систему. Именно таким путем пошли некоторые автопроизводители, представившие модели авто с газовыми монотопливными двигателями.

Шестое поколение ГБО. В отличие от ГБО пятого поколения, в ГБО шестого поколения газ в жидкой фазе впрыскивается непосредственно в цилиндры через штатные топливные форсунки. На сегодняшний день коммерческих образцов систем этого поколения на рынке практически нет, и перспективы их весьма туманны.

Здесь обязательно нужно сделать одно важное уточнение. Так сложилось, что на отечественном рынке произошла путаница понятий поколений ГБО. Например, из-за потери интереса к ГБО третьего поколения оно совершенно исчезло, а ГБО первого и второго поколений «выросли», став называться вторым и третьим соответственно. Также есть некоторые несогласия с системами четвертого и пятого поколений, но они больше кроются в технических деталях.

Поэтому, когда говорят о распространении газобаллонного оборудования второго поколения, то речь чаще всего идет об эжекторных системах первого поколения, и это необходимо учитывать, чтобы не впасть в заблуждение.


Какой газ использовать?

Автомобили с ГБО можно заправлять двумя видами топлива:

  • Метан (природный газ);
  • Смесь пропан-бутан (или ГСН — газ сжиженный нефтяной).

Наиболее часто применяется именно ГСН, так как такая смесь обеспечивает лучшие характеристики двигателя, а самое главное — оборудование для работы на ГСН проще и легче. ГБО для работы на метане устанавливается, в основном, на больших грузовых автомобилях, для которых несколько лишних центнеров на борту — не проблема.

Наконец, в городах и на трассах газовых заправок, предлагающих пропан-бутан, несравненно больше, чем метановых. Так что для установки на легковой автомобиль выбор очевиден — только ГБО для работы на смеси пропан-бутан.

Другие статьи
Провод АКБ: подача тока без потерь 12 Января Провод АКБ: подача тока без потерь

Подача электрического тока от аккумуляторной батареи к стартеру и потребителям электросистемы автомобиля выполняется аккумуляторными проводами (проводами АКБ). О том, что такое провода АКБ, как они устроены, каких типов бывают и какое место занимают в бортовой электрической сети — читайте в статье.

Смазка WD-40: универсальное решение сотен проблем 5 Января Смазка WD-40: универсальное решение сотен проблем

Легендарная смазка WD-40 пользуется огромной популярностью во всем мире, однако далеко не все знают о реальных возможностях этого средства. О том, что такое смазка WD-40, в чем ее особенность, какими характеристиками она обладает и как в действительности ее нужно применять — читайте в данной статье.

Электролит: основа свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов 29 Декабря 2016 Электролит: основа свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов

В качестве стартерных батарей в автотранспорте используются свинцово-кислотные аккумуляторы. Функционирование аккумулятора обеспечивается специальным раствором серной кислоты — электролитом. О том, что такое аккумуляторный электролит, каких типов он бывает, и как его использовать — читайте в статье.

Вилка нагрузочная: простая и быстрая проверка аккумулятора 22 Декабря 2016 Вилка нагрузочная: простая и быстрая проверка аккумулятора

Для быстрой проверки работоспособности аккумуляторной батареи используется специальный измерительный прибор — нагрузочная вилка. Все об этих приборах, их существующих типах, особенностях конструкции, предлагаемых функциях и функционировании, а также о правильном выборе этого прибора читайте в статье.

А может это дворник был? 15 Декабря 2016 А может это дворник был?

Хороший обзор с водительского места очень важен для безопасности и комфорта в дороге. Но чем хуже погода, тем сильнее качество этого обзора зависит от работы щёток дворников на ветровом стекле. Капли, грязь и влажная плёнка перед глазами снижают чёткость восприятия и искажают детали, а в темноте еще и преломляют свет фар встречных машин, усиливая их ослепляющий эффект. В общем, чистота — залог не только здоровья. А потому в ненастный сезон самое время задуматься о новых щётках.

Бумага наждачная водостойкая: шлифовка и полировка в любых условиях 15 Декабря 2016 Бумага наждачная водостойкая: шлифовка и полировка в любых условиях

Зачастую абразивная обработка материалов (очистка, шлифовка, полировка) требует применения воды и других жидкостей. В этих случаях необходимо использовать специальную водостойкую наждачную бумагу (шлифовальную шкурку) — все об этом материале, его особенностях, типах и выборе читайте в данной статье.

ДТП с животными - что делать? 8 Декабря 2016 ДТП с животными - что делать?

Каждый водитель, выезжающий за город, сталкивается с дикой природой, которая может преподнести неприятный сюрприз в виде ДТП с животным. Да и в городе столкновения с животными бывают довольно часто. О том, что делать при ДТП с животными, и какую ответственность несет водитель — читайте в этой статье.