0

Трос буксировочный: надежная гибкая сцепка для автомобиля

9 Марта 2017

В любом автомобиле необходимо иметь буксировочный трос — приспособление, которое окажет помощь для выезда из грязи, буксировки неисправной машины и во многих других ситуациях. О том, что такое буксировочный трос, каких типов он бывает, как его правильно выбрать и использовать — читайте в этой статье.


Что такое буксировочный трос?

Трос буксировочный — приспособление для буксировки транспортных средств на гибкой сцепке. С помощью троса осуществляется буксировка автомобилей в случае их поломки, он используется для выезда из грязи, для крепления некоторых типов грузов и т.д.

Следует отметить, что Правила дорожного движения РФ не предусматривают обязательного наличия в механических транспортных средствах буксировочных тросов. Поэтому покупка данного приспособления — это частная инициатива автовладельца. И чтобы сделать верную покупку, которая в будущем не обернется еще большими проблемами, необходимо разобраться в типах, особенностях и характеристиках буксировочных тросов.


Типы и особенности буксировочных тросов

В настоящее время существует огромное разнообразие буксировочных автомобильных тросов, что объясняется отсутствием на них единого государственного стандарта. Да, есть тросы, которые соответствуют ГОСТ, однако о том, что это такое на самом деле, будет сказано ниже. Если разобраться в этом многообразии изделий, то их можно классифицировать по конструкции, материалу изготовления и типу исполнения концевых элементов (захватов).

Стальные буксировочные тросы с крюками и карабинами
Стальные буксировочные тросы с крюками и карабинами

По материалу тросы разделяются на несколько групп:

  • Стальные тросы;
  • Из натуральных волокон — сизаль или пенька;
  • Из синтетических материалов — полиамид (капрон), полипропилен, полиэстер (полиэфиры);
  • Комбинированные — из материалов различных типов.

По конструкции буксировочные тросы разделяются на следующие типы:

  • Крученый тросовой свивки — трос свивается из отдельных прядей (волокон), закрученных в одном направлении. Такой трос может быть трех-, четырех- и шестипрядным, то есть, свиваться из трех, четыре или шести отдельных прядей;
  • Крученый кабельтовой свивки — трос свивается из прядей, в качестве которых используются канаты тросовой свивки;
  • Плетеный — трос изготавливается плетением прядей друг с другом;
  • Альпинистский трос — крученый или плетеный трос в упрочняющей оплетке;
  • Текстильный — трос изготавливается из плоской текстильной ленты;
  • Комбинированный — текстильный трос трубчатой конструкции (рукав), внутри которого располагается канат или резиновые нити.

Первые четыре типа тросов — круглые, текстильные тросы — всегда плоские, комбинированные тросы — плоские или круглые в зависимости от конструкции.

В качестве автомобильных буксировочных тросов чаще всего используются крученые канаты (как тросовой, так и кабельтовой свивки) из стали (часто — с пластиковым защитным чехлом) и синтетических материалов (полипропилен, полиамид/капрон и полиэстер/полиэфиры), а также текстильные ленты из этих же синтетических материалов. Можно встретить тросы комбинированной конструкции из синтетических волокон с вплетенными резиновыми жгутами.

Все тросы, независимо от вида и конструкции, могут иметь концевые элементы (захваты) трех типов:

Буксировочный трос - текстильная лента с мягкими петлями
Текстильная лента с мягкими петлями

Буксировочный трос - текстильная лента с крюками
Текстильная лента с крюками
  • Петля — мягкая у синтетических канатов и лент, и жесткая у стальных тросов;
  • Крюк — различные типы металлических крюков, в том числе литых, кованых, штампованных, крюки с карабинами, просто карабины и т.д.;
  • Свободный конец — в данном случае трос не имеет захватов.

При этом захваты могут изготавливаться или крепиться на тросе различными способами. На текстильных лентах обычно изготавливаются мягкие петли — конец троса перегибается и пришивается. На тросах формирование петли может осуществляться тремя способами:

  • Заплеткой — конец каната распускается и вплетается в пряди каната с формированием петли;
  • Опрессовка — конец каната перегибается и формируется петля, приложенный к канату конец опрессовывается металлической трубкой;
  • Обмотка проволокой или нитью — конец каната перегибается и формируется петля, приложенный к канату конец обвивается проволокой или нитью, дополнительно это место фиксируется пластиковой втулкой или манжетой.

В петли стальных тросов могут вставляться дополнительные элементы — коуши, которые предотвращают износ каната и повышают прочность петли. В петли тросов всех типов могут вставляться крюки, карабины или иные захваты.

Буксировочные тросы могут поставляться без упаковки, в специальном чехле или сумке и т.д. В последние годы приобрели определенную популярность тросы-рулетки (или самосматывающиеся тросы) — ленточные тросы, помещенные в корпус с пружиной, которая обеспечивает автоматическое сматывание троса и его компактное хранение.


Характеристики буксировочных тросов

К основным характеристикам тросов следует отнести длину и прочность на разрыв, которая может отличаться для статических и динамических нагрузок. Длина тросов лежит в очень широких пределах — от 2 до 10 и более метров. Прочность на разрыв — от 1 до 10 и более тонн, при этом прочность на разрыв под динамическими нагрузками (в случае толчков и ударов) значительно меньше прочности под статическими нагрузками.


Что такое «трос по ГОСТ»?

Отдельно нужно сказать про тросы, производители которых указывают о соответствии ГОСТ. Как уже было сказано выше, никаких стандартов на буксировочные тросы для механических транспортных средств в нашей стране не существует. Так о каких ГОСТ идет речь в данном случае?

Все очень просто: производители используют стандарты, регламентирующие характеристики схожих изделий — грузовых канатов и строп. В сущности, эти изделия решают те же задачи, что и буксировочные тросы, поэтому логично изготавливать их по одинаковым стандартам. Чаще всего используются стандарты ГОСТ 30055-93 (на синтетические и комбинированные тросы) и ГОСТ 25573-82 (стальные тросы), а также руководящий документ РД 24-СЗК-01-01 (текстильные ленточные тросы). К сожалению, данные нормативные документы используются очень небольшим числом производителей, поэтому сегодня на рынке можно встретить много низкокачественных тросов с сомнительными характеристиками.


Требования ПДД к буксировочным тросам

Как уже было сказано, ПДД РФ не предусматривают наличия в автомобиле буксировочного троса, поэтому его отсутствие (в отличие от аптечки или огнетушителя) никак не может сказаться на прохождении техосмотра. Однако пункт 20.3 Правил четко оговаривает, что буксировка транспортных средств на гибкой сцепке должна осуществляться на тросе длиной от 4 до 6 метров. При этом на самой гибкой сцепке должно быть не менее двух предупредительных устройств — флажков/щитков размером 200×200 мм с чередующимися красными и белыми полосами шириной 50 мм, имеющими поверхность со светоотражающими свойствами.

Это обязательно нужно учитывать при подборе троса в ваш автомобиль.


Выбор и эксплуатация буксировочных тросов

При подборе буксировочного троса следует исходить из массы автомобиля и конструкции его буксировочных устройств. Для большинства легковых автомобилей следует покупать тросы с нагрузкой на разрыв не менее 2 тонн (2000 кгс), для коммерческих грузовиков нужны тросы с нагрузкой не менее 5 тонн, а для грузовых автомобилей — ещё больше. Однако трос необходимо брать с запасом, лучше с двойным или даже тройным — он лучше справится с вытаскиванием автомобиля из грязи и выдержит большие динамические нагрузки. При этом обращайте внимание на фактическую толщину и материал троса, и информацию от производителя — если трос тонкий и «хлипкий», а на нем указана нагрузка 5 тонн, то от такой покупки лучше отказаться, этот трос порвется при первом же рывке.

Что касается буксировочных устройств, то здесь есть несколько вариантов. У большинства легковых автомобилей предусмотрены буксировочные петли, поэтому для них лучше подходят тросы с крюками или карабинами. Если же на машине тоже крюки, то подойдут и более дешевые тросы с петлями. В любом случае, изделия с крюками или карабинами более универсальны и безопасны.

Отдельно нужно учитывать и те условия, в которых будет эксплуатироваться буксировочный трос. Для вытаскивания авто из грязи лучше всего подходят полипропиленовые и прочие синтетические изделия, в том числе и с резиновыми вставками. Они могут растягиваться в некоторых пределах, поэтому выступают в качестве накопителя энергии, помогают создать мощный рывок и одновременно служат амортизаторами. А во время буксировки эластичный трос обеспечит комфортные условия и предотвратит повреждения буксировочных устройств.

Наиболее надежное решение для коммерческого транспорта и грузовиков — стальной буксировочный трос. Он способен выдержать значительные нагрузки, однако комфортно вытаскивать из грязи и буксировать автомобиль с его помощью практически невозможно — вследствие жесткости всегда будут возникать толчки и удары. Так что выбирайте такой трос только в том случае, если ему нет альтернативы среди синтетических изделий.

При выборе троса обращайте внимание на наличие предупредительных устройств — флажков или просто красных вставок. Если их нет, то при буксировке автомобиля следует изготовить их самостоятельно.

Правильно подобрав буксировочный трос для автомобиля, вы получите простое, надежное и эффективное средство для борьбы с бездорожьем, буксировки машины в случае поломок, и для решения многих других задач на дороге.

Другие статьи
Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом 17 Мая Грипсы: основа надежного и уверенного управления велосипедом

На велосипедах, мотоциклах и иной мототехнике используются рули рожкового типа, предназначенные для удерживания двумя руками. В зоне хвата на таких рулях располагаются рукоятки — грипсы. О том, что такое грипсы, какими они бывают и как устроены, а также о выборе и замене грипс читайте в этой статье.

Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе 10 Мая Домкрат бутылочный: большое усилие в компактном корпусе

Для ремонта автомобиля часто требуется его подъем — эта задача решается с помощью домкратов. Широкое распространение получили бутылочные гидравлические домкраты — все об этом подъемном оборудовании, его конструкции, типах и принципе работы, а также правильном выборе и эксплуатации, читайте в статье.

Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы 3 Мая Домкрат подкатной: надежный механизм для безопасной работы

В практике автомастерских широкое применение находит специальное грузоподъемное оборудование — подкатные домкраты гидравлического или пневматического типа. О том, что такое подкатной домкрат, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о выборе и эксплуатации домкрата — читайте в статье.

Гайкорез: закисшие гайки больше не проблема 26 Апреля Гайкорез: закисшие гайки больше не проблема

В работе сервисных мастерских и любительской практике часто возникают проблемы с закисшими гайками, которые не удается демонтировать ключами. Для решения проблемы используется специальный инструмент — гайкорез. О типах и конструкции гайкорезов, их выборе и правильной эксплуатации — читайте в статье.

Мост диодный: постоянный ток в автомобиле 19 Апреля Мост диодный: постоянный ток в автомобиле

На современных автомобилях используются трехфазные генераторы переменного тока, однако все автомобильные электроприборы работают от постоянного тока. За выпрямление тока в генераторах отвечает диодный мост — об этом узле, его типах, конструкции и работе, а также о выборе и замене, читайте в статье.

Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля 12 Апреля Дефлектор двери: защита от дождя, комфорт и привлекательность автомобиля

Среди декоративных элементов для украшения автомобиля особое место занимают дефлекторы двери — гнутые пластиковые детали, положительно влияющие на аэродинамику и внешний вид транспортного средства. Все о дефлекторах дверей, их типах и конструкции, а также об их выборе и монтаже — читайте в статье.

Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика 5 Апреля Клещи для снятия изоляции: верный помощник электрика

Электромонтажные работы требуют выполнения множества вспомогательных операций с проводами, первая из которых — удаление изоляции. Данную работу удобно выполнять с помощью клещей для снятия изоляции или стрипперов — об этом инструменте, его типах, конструкции и правильном применении, читайте в статье.