Рядовой автовладелец может самостоятельно производить ремонтные и профилактические работы, а также разнообразные регулировки в своем автомобиле. Для этого ему необходимы некоторые навыки и немного специального инструмента. Как, например, фиксаторы распределительного и коленчатого валов для установки фаз ГРМ. Что это за инструмент такой, для чего он используется и как применяется — в этой статье.
Газораспределительный механизм (ГРМ) — очень простая по своей сути система, всецело определяющая работу двигателя, его показатели расхода топлива, мощности, экологичности и т.д. Однако, несмотря на свою простоту, ГРМ крайне чувствителен к регулировкам, и даже в случае обычной замены ремня или цепи ГРМ существует риск полностью нарушить работу двигателя. Избежать этого можно с помощью специального инструмента, в первую очередь — фиксаторов распределительного и коленчатого валов.
ГРМ: устройство и работа
В настоящее время существует несколько типов газораспределительных механизмов, которые находят применение в современных двигателях. Однако, вне зависимости от типа, в состав ГРМ входят один или два распределительных вала, которые приводятся во вращение от коленчатого вала посредством цепной или ременной передачи. И именно согласованным вращением коленчатого и распределительного валов обеспечиваются фазы ГРМ.
Принцип работы ГРМ прост и понятен. На распределительном валу находятся кулачки, которые при повороте толкают впускные и выпускные клапаны, отвечающие за впуск горючей смеси, обеспечение герметичности цилиндра во время сжатия и рабочего хода и выпуск отработанных газов. Кулачки имеют особую форму и расположены таким образом, чтобы каждый клапан открывался и закрывался в строго определенные моменты. При этом положение распредвала должно быть строго согласовано с положением коленчатого вала, то есть — положение клапанов должно быть согласовано с положением поршней в цилиндрах. В случае рассогласования валов фазы ГРМ сбиваются, впуск и выпуск происходят не вовремя, и двигатель перестает нормально работать.
Поэтому так важно правильно устанавливать фазы ГРМ, обеспечивая согласованную работу клапанов и поршней.
Установка фаз ГРМ
В современных двигателях приняты все меры, чтобы максимально упростить установку фаз газораспределения. Обычно правильным считается такое положение коленчатого и распределительного валов, когда поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке (ВМТ), а оба клапана этого цилиндра закрыты. Кроме того, во многих двигателях на шестернях, звездочках и других деталях имеются особые отметки, которые при правильности фаз ГРМ должны совпадать.
Интересно, что правильная установка фаз газораспределения и их сохранение во времени зависит от одного элемента — ремня или цепи ГРМ. Так как эта деталь подвергается интенсивному износу и от нее зависит работа двигателя, ее рекомендуется заменять каждые 75 тысяч км пробега. И именно при замене ремня (или цепи) необходима установка фаз ГРМ, невозможная без фиксаторов распределительного и коленчатого валов и ряда других инструментов.
Фиксаторы (блокираторы) распределительного и коленчатого валов
Несмотря на свое название, фиксаторы валов имеют ничем не примечательный вид и крайне простое устройство: обычно это короткие цилиндрические стержни, на одном из торцов которых имеются плоские выступы. Верхней части фиксаторов придается удобная для работы форма, а также наносится насечка. Фиксаторы для некоторых двигателей имеют отверстия, с помощью которых они болтами закрепляются на двигателе, обеспечивая неподвижность валов.
Все фиксаторы, независимо от конструкции, имеют одинаковый принцип работы: они вставляются в предусмотренные для этого отверстия (например, вместо вывернутых датчиков положения распределительного и коленчатого валов), выступами попадают в специальные пазы в валах и тем самым блокируют валы от прокручивания. После установки фаз ГРМ фиксаторы просто вынимаются.
Применение фиксаторов при установке фаз ГРМ
Установка фаз ГРМ разных двигателей отличается, однако есть общий порядок работы, который сводится к следующему:
- Снимается ремень или цепь ГРМ;
- Поворотом коленвала по меткам или приборам первый поршень устанавливается в ВМТ;
- С помощью фиксатора коленвал блокируется в найденном положении;
- По меткам или приборам распредвал устанавливается в положении, когда оба клапана первого цилиндра закрыты;
- С помощью фиксатора распредвал блокируется в найденном положении (в случае двухвального ГРМ используется особый фиксатор, блокирующий сразу оба вала);
- Надевается ремень или цепь ГРМ;
- С помощью спецключа и дополнительных инструментов ремню или цепи придается необходимое (установленное производителем двигателя) натяжение;
- Фиксаторы вынимаются, все выкрученные болты и датчики устанавливаются на место.
Как видно, в целом процедура установки фаз газораспределения не слишком сложна, однако необходимо учитывать рекомендации производителя данного конкретного двигателя, а главное — применять фиксаторы и другие инструменты, предназначенные именно для данного конкретного двигателя.
Для получения качественного результата необходимо использовать только качественный инструмент. Фиксаторы валов имеют крайне простое устройство, что подталкивает многих автовладельцев изготавливать инструмент самостоятельно, но это не лучшее решение. Дело в том, что при фиксации коленчатый и распределительный валы не должны иметь люфта — только так можно достичь точной установки фаз ГРМ. Однако при самостоятельном изготовлении инструмента очень трудно добиться высокой точности, что чревато люфтом. Кроме того, при использовании самодельных фиксаторов существует вероятность нанести вред двигателю и валам, что приведет к большим затратам на ремонт.
Поэтому лучшее решение — использование качественных, профессиональных наборов инструментов для установки фаз ГРМ, которые содержат фиксаторы, спецключи для поворота валов и натяжения ремня или цепи, и другой инструмент.