Корзина 0 руб.
0

Современное зеркало — больше, чем зеркало

11 Апреля 2013

Зеркала заднего вида — удобное и очень простое средство «заглянуть» себе за спину, и увидеть, не поворачивая головы, что там происходит. Удобное — несомненно, но простое ли? Еще два-три десятилетия назад можно было бы ответить утвердительно, но сейчас все изменилось, и самые простые боковые зеркала заднего вида стали настолько сложными, что могут потягаться с другими узлами автомобиля.

Но зачем все эти сложности? Все ради одной цели — повышения безопасности вождения. Именно поэтому зеркала «обросли» множеством возможностей и функций:

  • Увеличение обзора без увеличения размеров зеркала;
  • Антибликовые (противоослепляющие) свойства;
  • Дистанционная регулировка положения;
  • Функции складывания (в том числе и автоматического);
  • Обогрев;
  • Контроль «мертвой» (или «слепой») зоны;
  • Установка повторителей указателей поворота.

Нужно ли все это боковым зеркалам заднего вида? Может все это просто излишества? Давайте разбираться вместе.



Обзор зеркала

С зоной обзора зеркала все просто: чем больше зеркало — тем больше в него видно. Но вся проблема в том, что большое зеркало не установишь, а видеть хочется. Что делать?

Эта проблема достаточно просто решается широкоугольными кривыми зеркалами. Правда, не просто кривыми, а сферическими — слегка выгнутые зеркала увеличивают зону обзора, собирая свет с большего пространства, чем плоские (потому они и называются широкоугольными). Однако у таких зеркал есть недостаток — они искажают восприятие, создавая иллюзию увеличения расстояния до объектов. Борьба с этим эффектом заключается лишь в подборе такого искривления, при котором и обзор улучшается, и восприятие не нарушается.

В последние годы самое широкое распространение получили асферические зеркала переменной кривизны. Дальний от водителя край такого зеркала плавно загибается, еще больше увеличивая обзор. На асферических зеркалах линия перехода основной зоны в загиб отмечена вертикальной полосой — это служит напоминанием водителю, что дальний край показывает ситуацию на дороге, но восприятие этой ситуации несколько искажено.


Антибликовые свойства

Зеркало заднего вида отражает все, что попадает в его поле зрения, в том числе и яркий ослепляющий свет фар движущихся сзади автомобилей. Однако современные зеркала предлагают массу средств борьбы с этой неприятностью.

Самое простое из них — тонировка, или, если говорить точнее — спектральная защита. Тонировка меняет спектральный состав отраженного зеркалом света, обеспечивая поглощение яркого света фар. Тонированные зеркала приобретают легкий оттенок — обычно это голубой, зелено-голубой, синий, желтый или золотистый.

Интересно, что традиционные голубые и синие зеркала хорошо подавляют свет фар с обычными лампами накаливания, однако против современных ксеноновых ламп они практически бессильны. Также эти зеркала по-разному «работают» в светлое и темное время суток. Этих недостатков практически лишена золотистая тонировка.

В последние годы стали все чаще использоваться активные антибликовые системы, в которых используется свойство жидких кристаллов или особых электрохромных пленок изменять свою отражательную способность под действием электрического тока. Активные системы с помощью датчиков отслеживают уровень освещенности, и, если в зеркало ударяет свет фар, слой жидких кристаллов или электрохромная пленка становится полупрозрачной, интенсивность отраженного света падает, и водитель не ослепляется.

Нужно сказать, что жидкокристаллические зеркала постоянно потребляют электричество, в то время как зеркала с твердыми электрохромными пленками потребляют ток только в режиме изменения отражательной способности.


Регулировка положения

Настройка зеркал заднего вида — дело важное и тонкое, каждый водитель подстраивает зеркала «под себя», и иногда тратит на это немало времени. Поэтому конструкторы уделяют самое серьезное внимание системам регулировки положения зеркал. Сейчас существует четыре вида механизмов регулировки:

  • Шарнир;
  • Рычаг;
  • Тросовый механизм;
  • Электропривод.

Шарнирный механизм самый простой и на новых автомобилях не используется. Рычажный и тросовый механизмы находят самое широкое применение в недорогих автомобилях: управление такими зеркалами производится выведенными в салон рычагом или джойстиком, который тонкими тросами связан с зеркалом.

Но самый удобный и современный механизм регулировки — электрический. В каждое зеркало встроен электропривод, а на приборной панели установлен джойстик, с помощью которого можно настроить положение зеркал непосредственно с водительского места.

Сейчас многие производители предлагают зеркала с электроприводом для установки на отечественные автомобили, в первую очередь — автомобили ВАЗ начиная с модели 2108. Монтаж такого зеркала потребует некоторых доработок, но все они не слишком сложны.


Функция складывания

Вот это — весьма полезная функция, которая значительно снижает риск поломки зеркал при неудачной парковке. Сейчас «умеют» складываться все зеркала с электрическим приводом — они прижимаются к кузову при нажатии специальной кнопки.

Однако куда более интересна функция автоматического складывания, которую имеют зеркала дорогих автомобилей (выше C-класса). Автоскладывание зеркал происходит в двух случаях:

  • При постановке сигнализации автомобиля на охрану;
  • При механическом воздействии на зеркало.

В первом случае зеркала складываются, как только включается автосигнализация. А во втором складывание происходит при воздействии на зеркало с определенной силой. Такое зеркало сложится при ударе или если за него зацепится проезжающий мимо автомобиль и т.д. Это предохраняет зеркало от поломок, которые часто происходят в городской тесноте.



Обогрев

Обмерзшее зеркало — это настолько же неприятно, как и замерзшие окна, поэтому сейчас все чаще используются зеркала с обогревом. Для обогрева применяются тонкие электрические нагреватели, которые монтируются с обратной стороны зеркала. Оборудовать таким нагревателем можно практически любое зеркало, в том числе и зеркала отечественных автомобилей.


Контроль «мертвой» зоны

Даже самые современные и качественные боковые зеркала имеют «слепые» зоны, все происходящее в которых остается невидимым для водителя. С этим явлением призваны бороться специальные системы мониторинга «мертвых» зон, или, как их еще называют — системы помощи при перестроении.

Принцип действия таких систем достаточно прост: «слепые» зоны отслеживаются радарами или цифровыми видеокамерами, и в случае опасности (при появлении других автомобилей) водитель информируется об опасности. Чаще всего индикаторами опасности служат светодиоды, установленные с внутренней стороны боковых зеркал, некоторые системы дополнены и звуковой сигнализацией.

К сожалению, системы контроля «мертвой» зоны достаточно дороги, что препятствует их широкому распространению.


Установка повторителей указателей поворота

Боковые зеркала издавна служат для установки повторителей указателей поворота, но особой надобности в такой мере нет — это скорее вопрос красоты, который каждый водитель решает для себя сам. Хотя нужно отметить, что многие автомобили сходят с конвейера с боковыми зеркалами, оборудованными повторителями.

Если Вы хотите оборудовать свой автомобиль повторителями, то рынок предлагает множество решений, и установка дополнительных компонентов на боковые зеркала не вызывает больших трудностей.



Зеркала, автомобили и цены

Боковые зеркала — это уже давно не просто зеркала, и поэтому здесь очень заметны «классовые различия». Так, современные недорогие автомобили комплектуются простыми зеркалами (для которых обогрев и электропривод — верх мечтаний), а дорогие — зеркалами сложными и многофункциональными. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что, например, стоимость системы автоматического складывания зеркал может достигать 18-20 тысяч рублей!

Однако технологии развиваются, цены падают, а поэтому сейчас качественные боковые зеркала, оборудованные электроприводом и обогревом, доступны даже на отечественные автомобили. Особенно это оценили владельцы автомобилей ВАЗ моделей 2108 и выше, которые используют все возможности улучшить своих «железных коней».

Но даже самое дорогое и функциональное зеркало все равно остается зеркалом — простым и удобным средством увидеть, что происходит за спиной.

Другие статьи
Провод АКБ: подача тока без потерь 12 Января Провод АКБ: подача тока без потерь

Подача электрического тока от аккумуляторной батареи к стартеру и потребителям электросистемы автомобиля выполняется аккумуляторными проводами (проводами АКБ). О том, что такое провода АКБ, как они устроены, каких типов бывают и какое место занимают в бортовой электрической сети — читайте в статье.

Смазка WD-40: универсальное решение сотен проблем 5 Января Смазка WD-40: универсальное решение сотен проблем

Легендарная смазка WD-40 пользуется огромной популярностью во всем мире, однако далеко не все знают о реальных возможностях этого средства. О том, что такое смазка WD-40, в чем ее особенность, какими характеристиками она обладает и как в действительности ее нужно применять — читайте в данной статье.

Электролит: основа свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов 29 Декабря 2016 Электролит: основа свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов

В качестве стартерных батарей в автотранспорте используются свинцово-кислотные аккумуляторы. Функционирование аккумулятора обеспечивается специальным раствором серной кислоты — электролитом. О том, что такое аккумуляторный электролит, каких типов он бывает, и как его использовать — читайте в статье.

Вилка нагрузочная: простая и быстрая проверка аккумулятора 22 Декабря 2016 Вилка нагрузочная: простая и быстрая проверка аккумулятора

Для быстрой проверки работоспособности аккумуляторной батареи используется специальный измерительный прибор — нагрузочная вилка. Все об этих приборах, их существующих типах, особенностях конструкции, предлагаемых функциях и функционировании, а также о правильном выборе этого прибора читайте в статье.

А может это дворник был? 15 Декабря 2016 А может это дворник был?

Хороший обзор с водительского места очень важен для безопасности и комфорта в дороге. Но чем хуже погода, тем сильнее качество этого обзора зависит от работы щёток дворников на ветровом стекле. Капли, грязь и влажная плёнка перед глазами снижают чёткость восприятия и искажают детали, а в темноте еще и преломляют свет фар встречных машин, усиливая их ослепляющий эффект. В общем, чистота — залог не только здоровья. А потому в ненастный сезон самое время задуматься о новых щётках.

Бумага наждачная водостойкая: шлифовка и полировка в любых условиях 15 Декабря 2016 Бумага наждачная водостойкая: шлифовка и полировка в любых условиях

Зачастую абразивная обработка материалов (очистка, шлифовка, полировка) требует применения воды и других жидкостей. В этих случаях необходимо использовать специальную водостойкую наждачную бумагу (шлифовальную шкурку) — все об этом материале, его особенностях, типах и выборе читайте в данной статье.

ДТП с животными - что делать? 8 Декабря 2016 ДТП с животными - что делать?

Каждый водитель, выезжающий за город, сталкивается с дикой природой, которая может преподнести неприятный сюрприз в виде ДТП с животным. Да и в городе столкновения с животными бывают довольно часто. О том, что делать при ДТП с животными, и какую ответственность несет водитель — читайте в этой статье.