Корзина 0 руб.
0

Маркировка шин

27 Октября 2012
  1. Общие понятия о маркировке шин
  2. А что это за цветные точки и полоски?

1. Общепринятые обозначения

Независимо от назначения, типа шины и того, кто изготовил шину, на ее боковине должна быть четко обозначена следующая маркировка в соответствии с нормативной документацией и Правилами №30 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.30-99) для легковых и легких грузовых шин (см. рис. 5).

Маркировка на покрышках
Рис. 5. Обязательная маркировка легковых и легких грузовых шин


9 — обозначение шины в соответствии с нормативным документом, например, 175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15, где 175, 195, 155, 225 — ширина профиля шины в миллиметрах, а 6,45 и 6,15 — в дюймах; 13, 14, 14,5 и 15 — посадочный диаметр шины или наружный диаметр обода в дюймах; 70, 60 — серия шины (отношение Н/В); если черты и цифры за обозначением ширины профиля ней нет (195R15), то это значит, что серия шины более 80; R обозначает радиальную шину, для диагональных шин буква "D" не ставится (6,45-13);

— Буква "С" (поз. 11) идентифицирует шину легкую грузовую, выпускаемую изготовителями стран СНГ, а LT (Light Truck) — то же, но изготовителями остального мира;

— наименование или товарный знак изготовителя, например, "ОМСКШИНА"("OMSKSHINA"), "АМТЕЛ-СИБИРЬ", "GOODYEAR", "NOKIAN" и т.д. и (или) соответствующий логотип (поз. 21 — товарный знак Ярославского шинного завода);

4 — страна-изготовитель, например, "Made in Russia", "Made in Japan";

12 — индекс несущей способности (ИНС), условное цифровое обозначение максимальной нагрузки, на которую рассчитана шина, например, 96, 82, а вообще это могут быть числа от 0 до 279:

Индексы нагрузки шин

13 — категория скорости (КС), условное обозначение заглавными латинскими буквами максимальной скорости, на которую рассчитана шина (это все буквы латинского алфавита за исключением букв I, О, X, которые можно спутать с цифрами);

Индекс скорости J K L M N P Q R S T U H V VR W Y ZR
Максимальная скорость
(км/ч)
100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200 210 240 >210 270 300 >240

Как правило, ИНС и КС на шине маркируют рядом, например, 96 Т (поз. 13);

- модель шины, торговое (коммерческое, фирменное) наименование, например, М-234 "Таганка", К-183 "Баргузин", С-135 "Малахит", Я-559 (поз. 22) "MEDVED" (поз. 8). Модель шины — это условное словесное, цифровое, буквенное или комбинированное обозначение шины, относящееся к одной шине или к группе шин, объединенных общими конструктивными признаками.

- для шин, производимых в странах СНГ, — обозначение нормативного документа — ГОСТ (поз. 6) или ТУ предприятия-изготовителя (поз. 20). Легковые шины должны соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 4754-97 (на шинах год утверждения стандарта не маркируется).

Пример обозначения технических условий: ТУ2521-036-00148984-98. Здесь 2521 — код шины по Общероссийскому классификатору промышленной продукции, 036 — порядковый номер разработки, 00148984 — код предприятия-разработчика (по Общероссийскому классификатору предприятий), 98 — последние две цифры года утверждения.

На шинах зарубежного производства обозначение нормативных документов не маркируют.

- "Radial" (факультативно) на радиальных шинах (поз. 7);

- "Reinforсed" — на так называемых "усиленных" шинах или на шинах с повышенной несущей способностью (поз. 18);

- "Regroovable" — на шинах, у которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой;

- "Tubeless" — обозначение бескамерной шины (поз. 19); для шин, производимых изготовителями стран СНГ, может не быть такого обозначения (его зашероховывают), а вместо него наносят штамп несмываемой водой краской "КАМЕРНАЯ", если по условиям производства бескамерную шину отнесли к камерной;

- "Tube tyрe" — обозначение камерной шины (редко);

- M+S, M.S, M&S — ("Mud+Snow" — грязь и снег) на зимней шине (поз. 17);

- "All season" — на всесезонной шине (поз. 3);

- "Steel" или "Steel belted" — на шинах с металлокордом в брекере (поз. 14);

- "PSI" (по первым буквам "Pounds per Square Inch" — фунты на квадратный дюйм) на шинах с индексом "С" и "LT" в обозначении — индекс испытательного давления при проведении испытаний на нагрузку и скорость;

- "Outside (side facing outwards)" или "Inside (side facing inwards)" — на шинах с асимметричным рисунком протектора (поз. 16). Эти надписи говорят о том, какая боковина шины должна быть снаружи, а какая — изнутри по отношению к автомобилю. Иногда при этом на шине изображают стрелку (поз. 15) или маркировку "<<", показывающие направление вращения шины при движении автомобиля вперед, маркируют и слова "Rotation" (направление вращения). Не надо путать подобные стрелки с логотипом известного производителя шин — фирмы "Dunlop", выполненного в виде стилизованной стрелы.

- "TWI" (поз. 5), или "бибендум" на шинах фирмы "Michelin". Должно быть не менее 6 таких обозначений с каждой стороны покрышки в верхней части плечевой зоны протектора. Аббревиатуры TWI (Tread Wear Indication) — буквально "индикатор износа протектора" — указывают места расположения индикаторов износа на дне канавок протектора. Индикаторы выполнены в виде выступов величиной, соответствующей остаточной глубине рисунка протектора для разных типов шин, при достижении которой эксплуатация их должна быть прекращена (см. "Правила дорожного движения"). Фирма "NOKIAN TYRES" применяет следующий способ определения остаточной глубины рисунка протектора (см. рис. 6)

Маркировка на покрышках
Рис. 6

- дата изготовления, состоящая из трех (для шин, выпущенных до 2001 года) или четырех цифр, из которых первые две указывают неделю, а следующие — последнюю или две последние цифры года изготовления, например: 108, 1001, где 10 — неделя, а 8 и 01 соответственно 1998 и 2001 год

- на шинах производителей стран СНГ — заводской (порядковый) номер покрышки;

- национальный знак соответствия (поз. 1) при обязательной сертификации, например, Российский НХ15, где НХ15 — Код органа по сертификации;

Маркировка на покрышках

Допускается не наносить этот знак непосредственно на шины, а только на сопроводительную документацию.

- Знак официального утверждения типа шины в соответствии с Правилами №30 ЕЭК ООН (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для легковых автомобилей и их прицепов), где цифра в круге — код страны, предоставившей официальное утверждение, а цифры вне круга — номер официального утверждения (поз. 2), например, Маркировка на покрышках 020333

- Балансировочная метка — круг желтого цвета диаметром 5-10 мм, обозначающий легкое место при определении статического дисбаланса покрышки. При вкладывании в покрышку камеры вентиль камеры должен быть совмещен с легким местом покрышки.

Если та или иная шина, независимо от места производства, предназначается для североамериканского рынка (США и Канада), то на ней кроме обязательной маркировки, предусмотренной выше, должна быть нанесена дополнительная маркировка следующего содержания:  максимальная нагрузка (в фунтах и кгс) и максимальное давление в шине (в фунтах на квадратный дюйм), например, MAX. LOAD 515 kg (1135 lbs) 300 kpa (44 psi) MAX. PRESS

- Применяемые материалы и количество слоев из них в брекере и каркасе, например, TREAD: 4 PLIES (2 PLIES RAYON+2 PLIES STEEL) SIDEWALL: 2 PLIES RAYON

- Обозначение "TUBE TYPE" для камерных шин

- Обозначение "DOT" (U.S. Department of Transportation), состоящее из буквенного или буквенно-цифрового кода, присвоенного департаментом транспорта США конкретному производителю шин, закодированного адреса производителя и его главного офиса, кода размера шины и подтверждения того, что данная шина испытана, сертифицирована на соответствие требованиям федерального стандарта безопасности PMVSS-109, например, DOT МКR4 AJOR.

Кроме того, должны быть указаны индексы: износостойкости, сцепления и температуры, например, TREADWEAR 260, TRACTION А, TEMPERATURE А.

Обозначения шин и колес и их характеристики для каждой конкретной марки, а иногда и модификации автомобиля, указаны в "Руководстве" по его эксплуатации, изданном предприятием-изготовителем автомобиля, и отступать от этих норм не следует, так как в них заложены номинальные показатели устойчивости, управляемости, проходимости автомобиля во всем диапазоне его скоростей. Не оговаривается только рисунок протектора шин, который каждый владелец выбирает самостоятельно (кроме комплектования на автозаводе), исходя из конкретных условий эксплуатации, сезона, стиля вождения, а также своих финансовых возможностей. Однако в любом случае применяемые шины должны строго соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам: геометрическим размерам, нагрузке, максимальной скорости и давлению в шине.

Здесь следует отметить, что маркируемый на боковине шины индекс несущей способности означает максимальную нагрузку на шину. Нормируется же для легковых шин нагрузка экономичная, т.е. та нагрузка и соответствующие ей максимальная скорость и давление в шине, при которых обеспечивается наибольшая комфортабельность езды. Эта нагрузка, как правило, меньше максимальной на 10%.



2. А что это за цветные точки и полоски?

В последнее время многие покупатели интересуются назначением цветных маркировок шин, как точек на боковинах, так и полосок на самом протекторе.

Как оказалось, довольно большое количество автолюбителей уверены в том, что это какие-то обозначения качества шин. Как это было в СССР: первый сорт, второй сорт, особый...

Итак... Интересующимся — рассказываем!


Красная точка/Красный треугольник
Указывает на точку максимума отклонения радиальной силы (RFV), самое жесткое место стенки боковины шины. Эта точка должна быть совмещена с отметкой "L" (т.е. низшей отметкой) на легкосплавном колесе при монтаже.


Белая точка/Белый круг
В случае с некоторыми шинами первой комплектации эта белая маркировка указывает на точку минимума отклонения радиальной силы (RFV), самое гибкое место стенки боковины шины. В этом случае белая маркировка должна быть совмещена с "верхней" отметкой на колесе, или на 180° от отметки "L".


Желтая точка /Желтый треугольник
Если нет различимой маркировки "L", или в случае монтажа на стальные диски, шину следует монтировать так, чтобы желтая маркировка совмещалась с золотником колеса. Эта желтая маркировка обозначает самую легкую точку шины, определенную путем статической балансировки.
Примечание: Точка "L" на дисках у разных производителей может помечаться по-разному: как синим, зеленым, так и другими цветами.


Также, Вам будет интересно почитать официальное письмо от Bridgeston:

Официальное письмо от Bridgeston

Другие статьи
Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка 17 Августа Аппарат пескоструйный: быстрая и эффективная абразивная обработка

В строительстве, различных отраслях промышленности, в авторемонтной и других областях широкое применение находят пескоструйные аппараты различных типов. Все об этом оборудовании, его классификации, конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и эксплуатации аппаратов — читайте в статье.

Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение 10 Августа Заклепки: простое и надежное неразъемное соединение

Несмотря на распространение сварки, классическая технология соединения деталей с помощью заклепок все еще остается актуальной. О главном элементе этого соединения — заклепках, их типах, конструкции, характеристиках и способах установки, а также об их выборе и использовании — читайте в данной статье.

Жилет сигнальный: безопасность людей в любое время суток 3 Августа Жилет сигнальный: безопасность людей в любое время суток

Для выполнения многих работ требуется обеспечить повышенную видимость людей в светлое и темное время суток — это достигается использованием сигнальных жилетов. О том, что такое сигнальный жилет, какую конструкцию он имеет и каким требованиям должен отвечать, а также о его выборе — читайте в статье.

Багажник-поперечины для рейлингов: современное решение для перевозки багажа 27 Июля Багажник-поперечины для рейлингов: современное решение для перевозки багажа

На многих легковых автомобилях предусмотрены системы для перевозки багажа в виде установленных на крыше продольных рейлингов и поперечных балок. О том, что такое багажники-поперечины, каких типов они бывают и как устроены, а также об их правильном выборе и безопасной эксплуатации — читайте в статье.

Автомат-прерыватель: надежная защита сильноточного оборудования 20 Июля Автомат-прерыватель: надежная защита сильноточного оборудования

На автомобилях может устанавливаться оборудование с высоким энергопотреблением — аудиосистемы, обогревательные устройства и т.д. Защита таких устройств ложится на плечи автоматов-прерывателей — все об этих приборах, их типах, конструкции и работе, а также об их подборе и применении читайте в статье.

Датчик уровня пневмоподвески: максимальный контроль современной подвески 13 Июля Датчик уровня пневмоподвески: максимальный контроль современной подвески

Все больше легковых и грузовых автомобилей сегодня оснащается регулируемой пневматической подвеской. Важную роль в пневмоподвеске играют датчики уровня (дорожного просвета) — все об этих устройствах, их типах, конструкции и работе, а также о правильном выборе и замене читайте в представленной статье.

Вытеснитель влаги из системы зажигания и электропроводки: быстрая сушка и защита проводки и приборов 6 Июля Вытеснитель влаги из системы зажигания и электропроводки: быстрая сушка и защита проводки и приборов

Как известно, вода негативно влияет на работу электрических приборов и систем автомобилей. Для решения этой проблемы созданы специальные составы — вытеснители влаги из систем зажигания и проводки. Все об этих средствах, их типах и составе, а также о правильном подборе и применении — читайте в статье.