Корзина 0 руб.
0

Двое из ларца. Часть 2

26 Августа

Инструменты «Rock Force» и «Force» — что у них общего? Сравниваем две эти марки в условиях жестокого ремонта.

Продолжение статьи "Двое из ларца" про наборы инструментов Rock Force 4821R-5 и Force 41021. С первой частью частью можно ознакомиться на странице "Двое из ларца. Часть 1".

Секреты трещоток

При первом знакомстве инструменты обеих марок производят одинаково приятное впечатление. Качественная обработка поверхностей, внушающий доверие дизайн, никакого «китайского» запаха от пластика ручек... Как же они похожи! Но всё же разница между однотипными предметами есть. Самая заметная — между трещотками. Большая и малая трещотки каждой фирмы устроены совершенно одинаково и различаются только размером. А вот между конкурентами разница принципиальная. У них только цвет общий. Чтобы это увидеть, надо открыть корпус храпового механизма, что в обоих случаях довольно просто.

       
Трещотки 1/2" и 1/4" Force CR-V 80243 и Rock Force 80243 CR-V
   
Храповики трещоток Force CR-V 80243 и Rock Force 80243 CR-V

Трещотки «Force» более уязвимы в отношении поломок, грязи и коррозии, чем изделия конкурента. В их механизме три силовые детали и две опорные пружинки, не считая переключателя. Для безотказной работы такой системы важна геометрическая точность кинематики, которая может нарушиться со временем вследствие естественного износа. К тому же механизм полностью выйдет из строя, если хотя бы одна из пружинок лопнет, например, от попадания воды внутрь и развития коррозии. Песчинки и другая твёрдая грязь в механизме тоже может испортить инструмент, если плотно набьётся внутри у основания упоров, не давая им полностью входить в зацепление или, наоборот, выходить из него. С учётом двух сквозных отверстий в корпусе по сторонам от переключателя, шансы на попадание лишних субстанций в механизм довольно высоки. Рискну предположить, что задумывали их для смазки, но где вы видели механика-любителя, лезущего с маслёнкой в трещотку?

   
Разобранный храповый механизм трещоток

В храповом механизме «Rock Force» ломаться нечему: конструкция проще и конструктивно прочнее. В её основе — двусторонняя собачка сложной формы, практически неподверженная поломкам из-за грязи и отсутствия ухода. Пружинка здесь всего одна, с шариком наверху и полностью утопленная в специальном отверстии. Даже если она сломается напополам, то всё равно худо-бедно сохранит упругость и работоспособность. К тому же в зацеплении при рабочем ходе механизма тут находятся не один как у конкурента, а сразу три зуба главного колеса. Так что если качество металла одинаковое, такая трещотка предназначена для приложения большего момента, несмотря на более мелкий модуль зубьев.

       
Трещотки в работе

По результатам испытаний лаборатории Кобринского инструментального завода «СИТОМО», точность которых позже косвенно подтвердило выборочное исследование инструментов «Rock Force» в московской лаборатории Ростеста, твёрдость металла и прочность обеих больших трещоток выдерживают требования действующего по сей день советского ГОСТа. Они обе способны передать обязательные по нему 390 Н·м момента. Это действительно очень много: 40 килограмм на метровом рычаге. В легковых автомобилях гаек с таким моментом затяжки нет, да и чрезвычайно редкий мастер сможет развить его, не прибегая к удлинителю: при длине рукояток от оси вращения храповика немногим более 20 см, к ним придётся прикладывать под два центнера силы. А уж если дело идёт к тому, что бы откручивать прикипевшее соединение трубой, то для этого в обоих комплектах есть силовые воротки.

За счёт более компактного корпуса и в два раза большего числа зубьев главной шестерни (48 против 24) трещотки «Rock Force» несколько удобнее при работе в ограниченном пространстве: у них вполовину меньше перехват и их проще подсунуть в тесную щель. Справедливости ради скажем, что в ассортименте «Force» есть несколько разновидностей трещоток с разной формой корпуса и бОльшим — вплоть до 72 — числом зубьев. Но в наборы, похоже, идут только такие. Поэтому будем говорить о них.


Как сыр в масле

  
Испытание трещоток соляркой

Единственное, в чём у трещоток «Force» некоторое преимущество перед конкурентом — рукоятки. Они менее гранёные и сделаны из приятного мягкого, на ощупь похожего на резину, пластика. Голой рукой при большом усилии работать трещоткой «Force» лучше. К тому же на этом материале вмятины и неглубокие царапины вскоре исчезают сами собой, тогда как на более жёсткой пластмассе «Rock Force» вдавленные следы остаются навсегда.

Чтобы проверить, насколько со временем замасленные руки и прочие нефтеносные предметы, в обилии встречающиеся в гаражах, причинят вред пластиковым рукояткам, решено было устроить экспресс-тест — и обе трещотки замочили на двое суток в солярке. А заодно в ту же банку окунули ручки отвёрток для сменных бит, сделанные из другого, намного более жёсткого пластика.

Когда утопленников вынули и протёрли, оказалось, что отвёрткам не сделалось ровным счётом ничего, лишь у изделия «Rock Force» окончательно смылась фирменная эмблема, сделанная краской и начавшая пропадать еще во время тестовых работ. А вот рукоятки ключей несколько разбухли. Особенно у «Force» — её как будто чем-то слегка надули изнутри. Пластик «Rock Force» от купания в дизтопливе стал чуть более мягким, но деформировался меньше.

   
Трещотки после солярки

Несмотря на все описанные различия, во время настоящего ремонта автомобиля разница между трещотками «Force» и «Rock Force» оказалась не столь велика. Зато у них, у всех четырёх, спустя некоторое время я совершенно отчётливо определил один общий крупный недостаток — излишне большое усилие на храповике при перехвате, из-за чего не затянутые гайки, свободно идущие по резьбе, начинали крутиться туда-сюда на рабочем и обратном ходе ключа вместо того, чтобы постепенно откручиваться или накручиваться. Приходилось придерживать головку рукой, что, во-первых, не везде удобно, а во-вторых, на втором десятке подобных гаек уже порядком надоедает.

Исправить ситуацию можно, лишь самостоятельно ослабив пружины, что и пришлось проделать в качестве эксперимента с большой трещоткой «Rock Force», которая была самой тугой на обратном ходе. После удаления на глазок полутора витков пружинки под шариком, выступающей из своего отверстия, усилие при перехвате удалось несколько снизить и крутить ослабленные гайки стало проще. А вот в конструкции «Force» подобное обрезание, если и проводить, то надо делать гораздо аккуратнее, симметрично и постепенно в несколько приёмов. Иначе, не рассчитав, можно полностью вывести механизм из строя и идти искать ему новые пружины. Мы на такую операцию не отважились.

Еще один общий, хотя и менее существенный, недостаток обеих больших трещоток — лишний вес. Каждая — больше полкило. С одной стороны, чем больше железа — тем должно быть крепче, но почему тогда среди профессионального инструмента именитых марок сплошь и рядом встречаются аналоги на 100-150 грамм легче? В общем-то не такая разница, если считать по отдельности. Но когда собираешь в экспедицию большой инструментальный ящик, то в сумме набегают уже килограммы.


Ударная работа головой. И удлинителями

Удлинители, головки, воротки и карданы к трещоткам обеих марок, что на 1/2", что на 1/4" тоже выглядят внушительно и прочно. Но при этом остаются по массе и размерам в рамках приличий и стандартов. Судя по данным уже упомянутой белорусской лаборатории, испытавшей по советским гостам часть образцов инструмента обеих марок, среди интересующих нас предметов несоответствия по механической прочности обнаружились только у кардана и головки на 17 под 1/2" из ассортимента «Force». Первый не дотянул каких-то 10 Н·м до обязательной нормы в 270 Н·м, а вот вторая сдалась при 377 Н·м вместо положенных 425. Аналоги от «Rock Force» нормативы выполнили. Увы, определённо сказать, что это — единичный случай брака или общая тенденция — о головках «Force» мы не можем.

В официальном документе, подписанном начальником испытательной лаборатории и главным инженером Кобринского завода, сведений о других головках на 1/2" нет. Правда, в более крупной весовой категории обнаружилась обратная ситуация: головка на 32 под квадрат 3/4" у «Force» благополучно выдержала положенные 888 Н·м нагрузки, тогда как такое же изделие «Rock Force» получило минус без уточняющих цифр в соответствующей графе.

Испытанные белорусами воротки, удлинители и головки на 1/2" обеих марок по твёрдости оказались чуть ниже единых для всех этих изделий гостовских требований 46,5-51,5 HRC, показав от 41,5 HRC у длинного удлинителя и головки на 17 «Force» до 46,5 HRC у кардана той же марки. При этом разброс по твёрдости у «Rock Force» меньше и все лабораторные образцы показали 43-46 НRC.

       
Испытания на ударостойкость

Впрочем, такая нехватка твёрдости для инструментов оказалась не критична. Это даже неплохо, потому что в походных условиях позволяет применять удлинители, воротки и головки в качестве «выколоток из мягкого металла» за неимением таковых специальных. Мы тоже попробовали их в этой роли — для извлечения обойм подшипников, разъёма притёртых конусных соединений и других подобных ударных работ. Следы от них, разумеется, на инструментах остались, но сильно их торцы не расплющило, геометрия соединений не нарушилась и функционал полностью сохранился. При этом следы ударов на деталях автомобиля оказались минимальными, а подшипникам так и вовсе ничего не сделалось. В общем, на поверку твёрдость оказалась оптимальной. Вот только слой хромового покрытия на торцах от ударов начал слегка облезать.

       
Результаты испытания на ударостойкость

Кручу-верчу


Гибкие удлинители Force, Rock Force

В работе по прямому назначению торцовые головки и другие прилагающиеся к трещоткам составные элементы обоих наборов оказались вполне удобны. Если судить по всей строгости, то у обеих марок шарики на 1/2" квадратах удлинителей чересчур жёстко подпружинены, из-за чего соединения собираются-разбираются с довольно большим усилием, а в замасленных руках при этом удлинители даже проскальзывают. Зато всё держится плотно. Размеры сочленений абсолютно стандартны, так что оба комплекта легко комбинируются в произвольном порядке вперемежку. Элементы набора на 1/4" комбинируются так же просто, но надеваются легче.


Гибкие удлинители в работе

Обычно в четвертьдюймовых наборах гибкий удлинитель — один из самых полезных и востребованных аксессуаров. Совершенно не силовой инструмент, тем не менее, он помогает быстро разбирать уже стронутые с мёртвой точки соединения в особенно неудобных местах. Здесь же два гибких удлинителя как будто взяты из одной коробки, и оба плохи: слишком жёсткие и короткие.

Если приглядеться, то они всё же немного разные и различаются по длине на пару миллиметров. Но суть одна. При 14-сантиметровой длине надетый на трещотку «Force» мне удалось согнуть чуть более чем на 90°, приложив всю силу рук. Но работать при таком изгибе оказалось практически невозможно.

В тех же условиях «Rock Force» не дотянул даже до прямого угла, а после снятия нагрузки на нём сохранилась лёгкая остаточная деформация. Если бы такая жёсткость еще хоть как-то восполнялась способностью передавать большой момент! Но нет. Даже на уже стронутых, но туго идущих болтах оба гибких удлинителя выгибало и корёжило, тогда как обычный удлинитель с карданным шарниром отлично справлялся с тем же самым делом.

Удлинители на 1/2" двух традиционных размеров у «Force» немного массивнее, а главное — длиннее, отчего в сумме набегает пара лишних сантиметров — 36 против 34 см у «Rock Force». Для удлинителя «больше» — как правило, значит «лучше», но не всегда. Это зависит от конкретной гайки, до которой надо добраться, и окружающих её деталей. Иной раз бывает нужен совсем коротенький удлинитель.

       
Удлинители для трещоток

Впрочем, в комплекте «Force» есть и такой! Очень редкая, при том исключительно полезная в некоторых стеснённых условиях, вещь: удлинитель длиной всего 5 см с округлыми сторонами соединительного квадрата, что позволяет его использовать как силовой шарнир с небольшой степенью радиальной свободы. С другой стороны, в наборе «Rock Force» есть внушительный держатель для крупных бит под трещотку 1/2". Тоже не часто встречающийся, но очень ценный предмет, если в машине много больших внутренних шестигранников и торксов с высоким моментом затяжки.

           
Биты Rock Force

Для подобных фигурных шлицев на маленьких винтах в обоих комплектах есть сменные биты под 1/4", дополненные удобной отвёрткой-держателем. Очень полезная вещь, когда крутить трещоткой или воротком неудобно. В разных наборах они как будто близнецы, отличаются только цветом. Обе хорошо лежат в руке, не выскальзывают, когда замаслены, и могут быть использованы как дополнительный удлинитель благодаря внутреннему четвертьдюймовому квадрату в заднем торце.

Но вот сменные насадки в двух чемоданах принципиально разные. У «Force» есть отдельный переходник с квадрата 1/4" на шестигранник под стандартные биты, а у «Rock Force» каждая бита намертво вставлена в собственную оправку под квадрат и меняется сразу вместе с ней. Что удобнее — дело личных предпочтений каждого мастера. Двойное соединение «Force» держится плотно, практически без люфта, так что к нему не придраться. Правда, если потерять маленький универсальный переходничок, весь комплект бит станет вмиг бесполезным. Зато восполнить потерю и пополнить сменные насадки какой-нибудь нужной редкостью, которой еще пока не хватает, проще и дешевле, чем при конструкции, используемой конкурентом.

   
Биты малые

Что же до главного, то шестигранные торцовые головки для обычных гаек в обоих наборах удивительно похожи и в целом очень удобны. Мелкозубчатый поясок на них препятствует тому, чтобы они выскальзывали из замасленных рук, зазор при посадке на гайки и болты оптимален — они надеваются свободно и держатся без люфта. Правда, не очень понятно, почему в данном конкретном наборе вместо обычных хром-ванадиевых головок на 17 и 19 оказались ударные хром-молибденовые под пневмоинструмент. Они, конечно же, крепче, но при работе ручными трещотками и воротками особых преимуществ у них нет. При этом они толще и тяжелее.


Воротки большие и маленькие


Вороток Rock Force в работе

Из такого же «ударного» материала сделан в комплекте «Rock Force» подвижный элемент с соединительным квадратом, превращающий обычный удлинитель в силовой вороток и по совместительству способный служить переходником с трещотки 3/8" на головки 1/2". Но тут хотя бы какой-то резон есть: тонкие стенки этой важной части воротка, надетой на железный прут рукояти, испытывают очень приличные нагрузки, когда приходится разбирать тугие приржавевшие резьбовые соединения большого диаметра и обращаться за помощью к большой трубе в качестве рычага.


Вороток Rock Force

Среди того, что нам пришлось разбирать на автомобиле, самые тугие гайки (M20 под головку на 32) были на хвостовиках редукторов ведущих мостов. Их давно никто не разбирал, так что при штатной заводской затяжке чуть менее 250 Н·м момент срыва показался мне значительно большим. Впрочем, инструмент благополучно выдержал. На заднем мосту мы применили уже упомянутый вороток «Rock Force», сделанный из длинного удлинителя. Поэтому увеличить рычаг оказалось просто: к нему просто присоединили еще один такой же удлинитель конкурентов. А когда это не помогло, еще дополнительно надели полуметровую трубу — и сдвинули дело с мёртвой точки.

На переднем мосту с аналогичной задачей справлялся вороток «Force». В этом комплекте он присутствует в качестве отдельной неразборной детали. Это отчасти удобно, так как позволяет применять его вместе с большим удлинителем, но на практике такое сочетание требуется довольно редко. К тому же здесь, чтобы надставить рычаг, удастся надеть другой удлинитель на ручку только через головку на 14. А лучше сразу доставать трубу, потому что головка держится не так плотно как квадратное соединение и не так глубоко как труба. Под большой нагрузкой вороток заметно гнётся и головка может просто соскочить с рукоятки, что у нас и приключилось во время первой попытки рассправиться с непослушной гайкой.

   
Воротки Force и Rock Force

От маленьких воротков на 1/4" особых сверхспособностей никто не ждёт. Однако в комплекте «Rock Force» под этот квадрат сделаны все головки до 14 включительно, тогда как под большой — только лишь 14 и выше. А меж тем в японских автомобилях встречается довольно много прочных калёных болтов с резьбой М8 под ключ на 12 и с неслабым моментом затяжки. А ещё если их давно никто не трогал!

Шкворневые подшипники переднего моста оказались далеко не единственными такими местами. Мускульного усилия на маленьком рычаге трещотки на 1/4" не хватило. Пришлось брать вороток и сначала для удобства надставлять его свечным ключом, а затем и вставленным в него большим удлинителем на 1/2". После нагрева болты поддались. В процессе работы ручка воротка изгибалась дугой, но деформация оказалась упругой. После этого мы еще несколько раз специально попробовали её способности в других местах на таких же болтах, но везде картина была одинаковой и упражнения на гибкость в итоге на воротке никак не сказались. А вот аналог от «Force» из-за кольцевой выемки на концах ручки с теми же задачами справился не без последствий. Края отверстия, в котором ходит рукоять, расплющило, так что её стало перекашивать и сильно подклинивать в крайних положениях. Напомним, что точно так же устроенный вороток «Force» на 1/2" отлично и без всякого для себя вреда справился с большей в разы нагрузкой.


Найти десять отличий

В обоих наборах комбинированные ключи начинаются c 8 и заканчиваются на 22 у «Rock Force» и 24 у «Force». Такая разница в один большой размер для кого-то может оказаться принципиальной: на многих «японцах» под этот размер сделаны заливные пробки коробок передач, расположенные иной раз в очень неудобных для трещотки местах. С другой стороны, в двух чемоданах есть маловостребованные ключи на 15, а у «Force» еще и на 16, и все они к тому же дублируются соответствующими торцевыми головками. А вот необходимых для борьбы со всякой мелочёвкой и хомутами ключей на 6 и 7 нет. Видимо, предполагается, что все такие соединения окажутся доступными для головок и не потребуют придерживать гайку с обратной стороны. Впрочем, это мы опять завели разговор о комплектации.

Сами ключи из обоих наборов по своим размерам и прочности полностью отвечают действующему по сей день советскому ГОСТу. Они удобно лежат в руке, и кажутся совсем одинаковыми, пока их не положишь рядом и не начнешь пристально рассматривать. И только тогда отличия одно за одним медленно начнут открываться взору. Станет видно, что в сравнении с конкурентом кольцо накидного зева у «Rock Force» сделано более широким и сильнее наклонено по отношению к плоскости ключа, рожковая часть находится под чуть большим углом относительно оси рукоятки, а заходы к зевам сделаны более широкими.

Интересный факт: ключи малых размеров у обеих фирм почти одинаковы по массе, а вот от 17 и выше «Rock Force» становится тяжелее конкурента на 10-30 грамм. Впрочем, все различия между марками в работе оказались совсем незначительными и оба комплекта произвели впечатление в равной степени удобных.

               
Ключи Force и Rock Force

Не ко всем тугим гайкам можно подлезть с воротком с длинной рукоятью, и чтобы их стронуть, приходится использовать накидной ключ и тяжёлый молоток. Несколько точных резких ударов — и дальше можно нормально крутить. Таким способом при помощи ключей на 14 из обоих наборов мы тоже отвернули некоторое количество давно не разбиравшихся соединений. На обоих ключах появились минимальные следы наклёпа в местах удара молотком, причём у «Rock Force» — сильнее.

  
Испытание ключей на удары

Но так как по-настоящему сильных ударов в ходе работ с машиной было не так много, чтобы вывести однозначную статистику, было решено провести эксперимент с молотом и наковальней. Поставив ключи ребром на кусок рельса, мы «отстучали» их всё тем же 800-граммовым молотком, которым отворачивали тугие гайки на машине.

Первое впечатление подтвердилось: наклёп у «Rock Force» проявляется сильнее и с каждым ударом разница с «Force» всё больше. Но при этом рабочая часть зева не деформировалась, трещин не образовалось и ключ полностью сохранил работоспособность, как и его конкурент, получивший те же пять сильных ударов.



Выводы и итоги

Как мы и предполагали, тест расставил всё по своим местам. Единственное, что сейчас по его результатам сложно предположить — это как долго смогли бы прослужить ключи при интенсивной ежедневной эксплуатации в режиме автосервиса. В остальном же инструменты обеих марок стойко перенесли шквал выпавших на их долю невзгод и лишений. Потери в ходе работ и экспериментов оказались минимальны: ни один из опробованных предметов не смог полностью выйти из строя.

«Force» достойно подтвердил свой уровень качества, а «Rock Force» неожиданно порадовал, что стало для нас важным открытием. Честно говоря, перед началом у нас было скрытое опасение, что эта марка окажется чем-то вроде пресловутых китайских кроссовок Abibas. Но оно оказалось напрасным. Более того! Как показал тест, новичок даже слегка обошел своего именитого конкурента за счёт таких важных моментов как более удачная конструкция трещотки или лучшая прочность воротка на 1/4". Так же, судя по результатам уже упоминавшихся замеров белорусской лаборатории, качество стали у испытанных там образцов «Rock Force» оказалось более однородным, а хромовое покрытие почти всегда заметно толще. По крайней мере, гостовские 9 мкм у этого бренда выдержаны везде, тогда как «Force» в большинстве случаев показал от 5 до 8 мкм.

В непосредственной работе, если судить с точки зрения удобства и прочности, «Rock Force» тоже оказался, как минимум, не хуже, а если в чём-то где-то и уступил, то в самых незначительных мелочах. Что забавно, крупные недостатки у инструментов обеих марок оказались тоже общими: большое усилие перехвата в механизме трещоток, откровенно неудачные гибкие удлинители... что там еще было? В любом случае, явных промахов не много. Особенно для продукции любительского ценового уровня. Но их хватило, чтобы всё-таки малость не дотянуть до профессионального класса, гордо заявленного надписями на кейсах. Впрочем, если искать инструмент в автомобиль на случай внезапного полевого ремонта в экспедициях, или медитативного копания в железках в собственном гараже под настроение — обе марки прекрасно подходят. Остаётся лишь подобрать подходящий комплект. Так что зачёт по профпригодности ключи из обоих ларцов получили, показав в целом весьма приличное качество и потребительские свойства, оказавшиеся столь же близкими, как и дизайн.

При выборе между этими двумя брендами сейчас я бы ориентировался в каждом конкретном случае на наличие нужного инструмента или набора и его цену, отдавая предпочтение «Rock Force» при прочих равных. Правда, остаётся ещё вопрос, как долго новая марка сможет и захочет держать заданную планку. Просто вспоминается целая плеяда брендов из самых разных отраслей, пронёсшихся метеорами по рыночному небосводу, которые очень хорошо начали, но быстро сгорели или уронили качество на несколько лестничных пролётов вниз. Когда «Force» только появился в России, к нему был тот же самый вопрос. Но он выдержал и свой уровень подтвердил. Будет ли «Rock Force» похож на него и в этом — покажет только время.