Корзина 0 руб.
0

Лента светоотражающая: стать заметным в темноте

8 Сентября 2016

Крупногабаритные транспортные средства являются источником повышенной опасности, особенно при движении в темное время суток. Для повышения безопасности используется контурная маркировка автомобилей с помощью светоотражающих лент — об этих лентах, их типах, особенностях и применении читайте в статье.


Назначение светоотражающей ленты

Крупногабаритные транспортные средства, допущенные к эксплуатации на дорогах общего пользования (грузовые автомобили различных классов, коммунальные машины, дорожно-строительная техника и т.д.), являются источником повышенной опасности. Наибольшую опасность такие ТС представляют в темное время суток — увидеть ночью при низких уровнях освещения остановленный грузовик или прицеп практически невозможно, и это зачастую становится причиной ДТП.

Данная проблема решается с помощью различных средств обозначения габаритов и контуров крупногабаритных ТС. Наиболее просто это сделать с помощью габаритных огней, однако они работают только при включенном зажигании, а на припаркованном автомобиле совершенно бесполезны. Специально для таких случаев уже несколько десятилетий используются светоотражающие (световозвращающие) элементы, обычно выполненные в виде лент.

Светоотражающая лента — ключевой элемент контурной маркировки крупногабаритных транспортных средств, обеспечивающий видимость данных ТС для других участников дорожного движения в темное время суток с выключенными габаритными огнями. Лента за счет своих светоотражающих свойств обеспечивает видимость контуров и габаритов транспортного средства в свете фар других автомобилей. Таким образом, светоотражающая лента решает проблему припаркованных или движущихся фур, грузовиков различного назначения и спецтехники, и снижает риск ДТП с участием данных ТС.

Также светоотражающие ленты могут использоваться для обозначения различных стационарных и подвижных конструкций — парковочных столбиков, отбойников, шлагбаумов, передвижных ограждений и т.д. Поэтому ленты универсальны и помогают решать самый широкий круг задач в различных сферах.


Типы и особенности светоотражающих лент

Светоотражающие ленты имеют несложное устройство. Их основу составляет полимерная пленка, на которой тем или иным образом выполнены световозвращающие элементы. На тыльной стороне ленты нанесен клеевой состав, защищенной пленкой на бумажной основе. Сверху лента может иметь защитный слой, повышающий устойчивость к УФ-излучению солнца, воде, кислотам и т.д.

По способу формирования световозвращающих элементов светоотражающие ленты делятся на две больших группы:

  • Сплошные — на них методом штамповки нанесены микроскопические сферические или плоскопризматические рефлекторы (отражатели);
  • Сотовые (ячеистые) — на них выполнены гексагональные (шестиугольные, сотовые) призмы, имеющие дополнительное покрытие из полимерной пленки.

Сплошные ленты имеют ровную поверхность, на которой можно различить точечную структуру. Такие ленты наиболее просты в производстве, потому дешевы и доступны. Однако они имеют не самый высокий коэффициент отражения света, а главный их недостаток — ограниченный угол отражения света. При освещении сплошной ленты под углом 40-50 градусов она практически не дает отражения, что ухудшает видимость транспортного средства.

Сотовые (ячеистые) ленты имеют заметную невооруженным глазом сотовую структуру. Эти ленты сложнее в производстве, поэтому имеют и более высокую цену. Однако за счет наличия гексагональных рефлекторов ленты обладают лучшей светоотражающей способностью и широкими углами отражения. Ячеистые ленты делают контурную маркировку более заметной и эффективной.

Существует особая разновидность сотовых светоотражающих лент — они называются «алмазными». Такие ленты за счет наличие дополнительного слоя и особенностей структуры имеет самый высокий коэффициент отражения и наиболее широкие углы отражения. Ленты алмазного типа легко узнаваемы по характерному яркому отражению и внешнему виду с блестками.

По способу окраски и внешнему виду светоотражающие ленты бывают:

  • Сплошные (без эффектов, с равномерно окрашенной поверхностью);
  • Одноцветные ленты с декоративными продольными, диагональными иди поперечными полосами (обычно такими выполняются ячеистые ленты);
  • Сегментные — с разделением на одноцветные сегменты одинаковой или разной длины;
  • «Зебры» — двухцветные ленты с диагональными или стреловидными полосами двух контрастных цветов.

Светоотражающие ленты могут иметь различные цвета, однако для маркировки автомобилей используются желтый (и оранжевый), белый и красный. Некоторое распространение получили ленты «зебры» с сочетанием красного и белого или красного и желтого цветов. Для маркировки элементов ограждений на дорогах и парковках, а также для изготовления дорожных знаков используются ленты других цветов — синие, зеленые, серебристые и другие одноцветные, контрастные бело-синие, черно-белые, черно-желтые и другие «зебры».


Правовые вопросы и правила применения светоотражающих лент

Проблема обозначения габаритов грузовиков стоит довольно давно, в нашей стране первый стандарт, регламентирующий использование светоотражающий маркировки, был принят еще в 90-е годы. Впоследствии стандарты несколько раз пересматривались, и с 2015 года вступили в силу изменения в единый Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», которые регулируют все связанные с контурной маркировкой вопросы.

Согласно данному документу, маркировка выполняется из световозвращающих полос и наносится только на боковые и задние поверхности определенных категорий транспортных средств. Цвет лент не указывается, но на практике сбоку используются ленты преимущественно желтого или белого цвета, а сзади могут применяться как ленты желтого/белого, так и красного цвета.

Сам регламент не устанавливает правила оснащения ТС устройствами освещения и световой сигнализации — в документе лишь указано, что данные правила должны соответствовать рекомендациям, прописанным в Правилах ЕЭК ООН №48. Согласно этим правилам, светоотражающие ленты могут использоваться на транспортных средствах категорий N2 (грузовики массой 7,5-12 тонн), N3 (грузовики массой свыше 12 тонн), а также на прицепах категорий O3 (массой 3,5-10 тонн) и O4 (свыше 10 тонн).

При этом контурная маркировка на задней поверхности выполняется на транспортных средствах шириной от 2,1 метра (за исключением тягачей и грузовиков, не имеющих надстроек), а на боковой поверхности — на ТС с полной длиной от 6 метров.

Светоотражающие ленты должны располагаться на определенном уровне над поверхностью дороги и относительно элементов конструкции автомобиля или прицепа:

  • Снизу — не ниже 0,25 м над дорогой, но не выше 1,5 мм над дорогой (если конструкция ТС не позволяет иного расположения, то лента может располагаться на уровне до 2,5 мм над уровнем дороги);
  • Сверху — в пределах 0,4 мм от крайней верхней точки ТС, но желательно как можно ближе к данным точкам.

Общая длина светоотражающих лент на боковой поверхности автомобиля или прицепа должна составлять от 80% длины ТС (для одиночных автомобилей — без учета длины кабины, для тягачей учитывается только длина кабины), однако в качестве исключения возможно сокращение длины лент до 60% или даже до 40% длины ТС. Однако такие изменения должны быть обоснованы, в противном случае возможны санкции в виде штрафа.

Для удовлетворения данных правил светоотражающие ленты могут быть нанесены на следующие поверхности транспортных средств:

  • Лента во всю длину фургона, прицепа, бортовой платформы, цистерны и т.д., по их нижнему краю;
  • Лента во всю длину боковой поверхности кабины;
  • Уголки из двух лент по верхним углам на боковых поверхностях фургонов;
  • Лента по периметру всей задней поверхности фургонов, сегменты по периметру задней поверхности цистерны;
  • Лента по нижней части бортовой платформы или заднего буфера автомобиля.

Нанесение лент выполняется довольно просто:

  1. Вымерять и отметить места наклейки лент;
  2. Отрезать куски лент необходимой длины;
  3. Тщательно очистить и промыть места нанесения лент, на металлических поверхностях имеет смысл использовать обезжириватель;
  4. Отделить защитную подложку с клеевого слоя, приклеить край ленты, и постепенно наносить ее на автомобиль, одновременно снимая подложку. Необходимо выполнять наклейку ровно, избегая образования складок, пузырей и т.д.

Современные светоотражающие ленты имеют высококачественный клеевой слой и изготавливаются из устойчивых к негативным воздействиям окружающей среды материалов, поэтому они надежно служат несколько лет (до 8-ми и более). Ленты не боятся пыли, грязи, воды и моющих средств, хорошо противостоят УФ-излучению и механическим воздействиям. Однако со временем ленты могут отслаиваться или разрываться — в этом случае необходимо произвести их замену.

При правильном выборе светоотражающих лент и их нанесении в соответствии с правилами автомобиль будет отвечать действующим стандартам и сделает дороги более безопасными.

Другие статьи
Ящик для крепежа (органайзер): разложить все по полочкам 16 Февраля Ящик для крепежа (органайзер): разложить все по полочкам

Правильное хранение инструмента и материалов — залог успешной и быстрой работы. В организации хранения крепежа, различных расходных материалов и мелочей помогают специальные ящики-органайзеры. О том, что такое ящик для крепежа, какие преимущества он имеет, и как его выбрать — читайте в этой статье.

Сварочные электроды и проволока: выбор расходников для надежного соединения 9 Февраля Сварочные электроды и проволока: выбор расходников для надежного соединения

Выполнение электросварных соединений требует применения специальных расходных материалов — сварочных электродов и проволоки. О том, что такое сварочные электроды и проволока, об их существующих видах и стандартах, характеристиках и применимости, а также о правильном выборе и читайте в данной статье.

Присадки в дизельное топливо: защита двигателя в сложных ситуациях 2 Февраля Присадки в дизельное топливо: защита двигателя в сложных ситуациях

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

Растворитель: правильная консистенция лакокрасочных материалов 26 Января Растворитель: правильная консистенция лакокрасочных материалов

При проведении покрасочных работ часто возникает необходимость довести лакокрасочные материалы до определенной консистенции — эта задача решается с помощью растворителей и разбавителей. О том, что такое растворители, каких типов они бывают и как правильно их подбирать для работы — читайте в статье.

Обезжириватель: правильная очистка и подготовка поверхности 19 Января Обезжириватель: правильная очистка и подготовка поверхности

Для выполнения склеивания, покраски и другой обработки изделий требуется выполнение предварительного обезжиривания. Эта задача решается с помощью специальных обезжиривающих средств (обезжиривателей). О том, что такое обезжириватель и как верно подобрать средство для обезжиривания — читайте в статье.

Провод АКБ: подача тока без потерь 12 Января Провод АКБ: подача тока без потерь

Подача электрического тока от аккумуляторной батареи к стартеру и потребителям электросистемы автомобиля выполняется аккумуляторными проводами (проводами АКБ). О том, что такое провода АКБ, как они устроены, каких типов бывают и какое место занимают в бортовой электрической сети — читайте в статье.

Смазка WD-40: универсальное решение сотен проблем 5 Января Смазка WD-40: универсальное решение сотен проблем

Легендарная смазка WD-40 пользуется огромной популярностью во всем мире, однако далеко не все знают о реальных возможностях этого средства. О том, что такое смазка WD-40, в чем ее особенность, какими характеристиками она обладает и как в действительности ее нужно применять — читайте в данной статье.