Корзина 0 руб.
0

Шило на мыло, или взаимозаменяемость деталей Автор: Евгений Константинов

Делать всю машину целиком на одном заводе, начиная от кузовных панелей и заканчивая болтами с гайками, было принято во времена советской плановой экономики. Все остальные ведущие мировые автопроизводители, жившие в мире капитала, меж тем с давних пор пришли к выводу, что гораздо разумнее и выгоднее распределять заказы на отдельные группы запчастей по множеству профильных предприятий. В такой ситуации собственно у автозавода остаётся главная функция — сборка всего этого разнообразия в целый автомобиль.


Как устроен автопром

У крупной автомобильной фирмы таких заводов может быть сразу много, причём одновременно на всех сторонах земного шара. Разнообразие модельного ряда, объёмы выпуска и специфические особенности важных для автопроизводителя региональных рынков сбыта, в том числе местное законодательство, в зависимости от ситуации заставляют постоянно перераспределять производство.

Поэтому бывает по-всякому. Есть заводы, выпускающие всего одну модель автомобиля, тогда как другие собирают чуть ли не всю производственную гамму компании, третьи специализируются на определённых комплектациях, четвёртые вообще выпускают несколько почти одинаковых машин для разных марок... Из-за этого одну и ту же модель могут параллельно выпускать сразу в нескольких местах. При этом одинаковые изделия разных заводов могут как точно повторять друг друга, так и довольно здорово различаться в деталях. Взять, к примеру, европейскую и американскую версии Jeep Wrangler... Но речь сейчас не об этом.

Все эти сборочные конвейеры требуют для своей работы регулярной поставки огромного количества запчастей, производством которых занимаются, как мы уже знаем, другие предприятия. Вы спросите, какие? Обычно кузовные детали, двигатели, трансмиссионные агрегаты и рычаги подвески выпускают на специализированных заводах, принадлежащих той же фирме. Да и производство разнообразной мелочёвки порой размещают на мощностях, находящихся под родным крылом автомобилестроительной корпорации. Но всё это вовсе не обязательно. Потому что в случае необходимости свой заказ на любые комплектующие автомобильная фирма может разместить где-то совсем на стороне или вообще у глобальных конкурентов, если это соответствует здравому смыслу и финансовому расчёту.

В современной автоиндустрии все взаимоотношения настолько перепутаны, что выходящий с конвейера готовый четырёхколёсный продукт может легко оказаться детищем всех пяти обитаемых континентов и нескольких известных автомобильных брендов одновременно. А любой специализированный завод, выпускающий, скажем, амортизаторы, шаровые опоры или электронику управления двигателем, как правило, поставляет свои компоненты сразу на многие автомобильные конвейеры.

Кстати, более мелкие составные детали своих деталей такие предприятия тоже нередко заказывают еще у кого-то. В результате обилие поставщиков иной раз порождает ситуацию, при которой одну и ту же деталь для одной и той же модели автомобиля выпускают сразу несколько разных предприятий. А еще бывает, что со временем поставщики меняются. В итоге вокруг почти любого автомобиля образуется обилие одинаковых запчастей с разными каталожными номерами. Правда, иной раз у них обнаруживаются некоторые различия, но далеко не всегда они мешают взаимозаменяемости.

Заводы-производители автомобильных деталей поставляют свою продукцию, разумеется, не только на конвейеры: часть сразу идёт на склады и в магазины запчастей. Более того, к выпуску деталей практически на любую модель машины со временем подключаются и совершенно посторонние производители, не имеющие к её конвейерной сборке ни малейшего отношения. Результат — широкий выбор от самых разных фирм по самым разным ценам. И самого разного качества.


Богатство выбора

Впрочем, для владельца нового авто первые пару лет или даже больше, в зависимости от срока гарантии, широта этого выбора никакого интереса не представляет: поиск запчастей пока ещё не его головная боль. Всё это время на техобслуживание и ремонт он ездит к официальному дилеру, где ему обязаны ставить только оригинальные запчасти. Правда, порой возникают задержки с поставками, из-за чего отдавший своего железного коня в гарантийный ремонт автомобилист может надолго вновь остаться пешеходом, но это уже издержки обслуживания.

Позже, когда машина выйдет из гарантийного возраста, сроки ремонта можно будет здорово подсократить, особенно если заниматься поиском запчастей самостоятельно и заблаговременно. И вот тогда-то всё богатство выбора предстанет во всей своей красе.

Ставить оригинальные запчасти, соответствующие году выпуска, комплектации и месту сборки — не только признак хорошего тона, но и самый бесхлопотный способ обслуживания автомобиля. Вероятность, что из-за новой детали придётся полмашины после дорабатывать напильником, здесь практически нулевая. Правда, добыть оригинальные детали не такая простая задача, как может показаться. Главные ограничители тут, как водится — время и деньги. Особенно, когда дело доходит до редких машин, которые никогда официально не продавались в нашей стране. Во-первых, срок поставки какой-нибудь железной загогулины может растянуться на долгие недели, а во-вторых, ценник на неё может дотянуться до Луны.

Впрочем, порой неоригинал ставят... чтобы улучшить заводскую конструкцию. У некоторых марок это вообще распространённая практика. Почему бы и нет, если какие-то их узлы и агрегаты стали притчей во языцех благодаря своей легендарной ненадёжности?! Да и индустрия тюнинга, ставящая себе задачу доработку серийных конструкций под конкретные задачи, тоже не зря старается...

Когда же внезапно требуется срочный полевой ремонт машины где-нибудь на краю цивилизации, вопрос запчастей становится еще более острым. В условиях ограниченных ресурсов подходящим будет любой вариант, позволяющий быстро продолжить движение. В это время как раз обычно и случаются внезапные технические озарения. Тем более что поводы для них есть и скрыты они в уже изложенной выше схеме организации мировой автомобильной промышленности.


Стандартные элементы

Несмотря не все различия, автомобили самых разных моделей, марок, стран и эпох содержат в себе куда большее число одинаковых деталей, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что среди запчастей довольно много стандартизированных элементов.

Прежде всего, это подшипники. Подшипниковые заводы выпускают свою продукцию колоссальными тиражами по международным стандартам, причём не только для автопрома. Поэтому, помимо номера фирменной запчасти определённой марки, у любого подшипника есть свой собственный сквозной номер, который зависит лишь от его типа, размеров и материалов.

Этот номер един для всех фирм-изготовителей. Конструкторы, разрабатывая очередной новый агрегат, ориентируются на эти стандарты и отталкиваются от уже готовых типоразмеров и характеристик. Поэтому нет ничего удивительного в, казалось бы, невероятном, но достоверном факте, что у «Волги» и Land Cruiser можно встретить абсолютно одинаковые подшипники, пусть и от разных производителей.

В сущности, любой подшипник можно подобрать, зная его тип, внешний и внутренний диаметры, ширину и расположение канавок под стопорные кольца, если таковые есть. Иногда подбор не прост: некоторые типоразмеры встречаются действительно редко, но всё же большая их часть в автомобильной промышленности исправно кочует по маркам, странам и поколениям. С конусными подшипниками есть еще одна маленькая хитрость: при одинаковых посадочных размерах обойм они могут различаться углом наклона рабочего конуса — и по номенклатуре это будут совершенно разные изделия. Но на практике для их взаимной замены никаких ограничений нет. Главное после установки не забыть их правильно их отрегулировать.

Сальники тоже относятся к стандартным деталям. Но, в отличие от подшипников, на них распространяются не международные стандарты, а только отраслевые. Это немного осложняет подбор, но совершенно не мешает находить идентичные резинотехнические изделия, к примеру, в мотоцикле Jawa и малолитражке Suzuki Alto.

Так что, как и в случае с подшипниками, на безрыбье обычно удаётся подобрать подходящий сальник по его размерам. При этом важно помнить, что у многих из них рабочая кромка сделана специально под правое или левое вращение — и лучше не путать их местами, иначе при неправильной установке уплотнение может потечь. Есть и универсальные сальники, для которых нет разницы, куда крутится вал.

Найти подходящую замену с другим каталожным номером среди резинотехнических изделий помогает то, что, во-первых, идентичные по размерам сальники могут различаться количеством рабочих кромок и наличием защитного пыльника. А во-вторых, толщина в данном случае наименее важный из размеров и почти всегда ею можно поступиться, особенно если замена тоньше оригинала. Главное — помнить, что дополнительные кромки и защиты, если они есть в оригинале, зачем-то всё-таки нужны, и жизнь «запасного игрока» упрощённой конструкции может оказаться яркой, но короткой. Впрочем, на то, чтобы добраться до дома его с большой вероятностью хватит.

Карданные крестовины тоже можно отнести в разряд универсальных стандартизованных деталей. У них главный определяющий размер — диаметр чашек крестовины. Вторая важная цифра — расстояние между запорными кольцами в вилке карданного шарнира. В современных автомобилях крестовины трансмиссионных валов, за редчайшим исключением, после запрессовки чашек центруются и крепятся на своих посадочных местах при помощи пружинных разрезных колец в специальных пазах.

Такое крепление может быть двух типов. В одном случае, каждый паз проточен на внутренней поверхности посадочного колодца вилки, и в него нужно ставить внутренне распорное кольцо. В другом — паз находится на чашке крестовины снаружи, и кольцо требуется, соответственно, наружное, которое при установке разжимается.

Второй вариант, где сидящее на чашке кольцо упирается во внутреннюю плоскость вилки, удобнее для монтажа-демонтажа, да и держит надёжнее, так как в процессе замены крестовины такой «замок» испортить практически невозможно. Первый вариант более требователен к аккуратности работ, так как запорные кольца могут не полностью разжаться из-за грязи или заусенцев в пазах, да и повредить эти пазы можно при запрессовке.

Зато тут больше возможностей по подбору заменителей. Во-первых, можно использовать подходящие по размеру крестовины обоих типов, тогда как в конструкции с внешними стопорными кольцами обязательно требуются чашки с пазами. Во-вторых, по необходимости можно ставить и более «короткие» крестовины, а люфт компенсировать, равномерно подкладывая на торцы чашек шайбы или монеты подходящего диаметра. Кстати, иной раз поставить неродные крестовины полезно и в целях профилактики. Например, если в оригинале они необслуживаемые, а хочется, чтобы были с пресс-маслёнками.

Практически не доставляют хлопот с импровизированной заменой разнообразные трубопроводы. Подручные шланги, смекалка — и вот уже по месту проложена новая магистраль для воздуха, топлива или охлаждающей жидкости. Главное, чтобы совпадали соединения новой вставки с оставшейся штатной частью, было достаточное сечение и подходящий материал.

А вот по остальным запчастям случайных совпадений почти не бывает, а те, что бывают — вполне закономерны по причинам, о которых уже упоминалось вначале. Без всякого умысла и связи могут оказаться идентичными разве что конусы у разных рулевых наконечников и шаровых опор. Вот только не факт, что остальные размеры и точки крепления у них совпадут.

Впрочем, если совпадений становится неожиданно много, то это уже тоже неспроста. Но, с другой стороны, нам-то какая разница?! Даже лучше, что производители агрегатов, поставляя для разных автомобильных марок одни и те же детали, здорово упрощают жизнь не только себе, но и пользователям. Важно лишь правильно идентифицировать запчасть и найти возможные аналоги. Информацию эту, разумеется, автопроизводители особенно не афишируют. Но всё тайное рано или поздно становится явным.


Маленькие хитрости

В наши дни доступ к сокровенному знанию стал проще: выручает пользовательский опыт технически грамотных завсегдатаев профильных интернет-форумов и доступ к сводным онлайн-каталогам. О, сколько нам открытий чудных, как говорится. Потому что во время изучения темы взаимозаменяемости деталей не перестаёшь изумляться. С одной стороны, встречаешь неожиданное сходство элементов у абсолютно разнородных марок, таких, к примеру, как Daihatsu и BMW. С другой — непримиримые различия в конструкции какого-нибудь узла у одной машины разных лет выпуска. При этом одинаковые детали одного завода, но упакованные в коробочки разных брендов, зачастую здорово различаются в цене. А что вы хотели? Маркетинг! И вот тут-то как раз знание даёт возможность сэкономить без ущерба для техники. Кстати, продукция под маркой самого завода-изготовителя, обычно оказывается наиболее доступной из «оригинала». Важно лишь точно знать, кто для кого и что производит.

Впрочем, обычно основные поставщики каждой автомобильной марки известны тому, кто самостоятельно обслуживает свою машину. Запомнить просто, почти как стихи: говоришь Aisin — подразумеваешь Toyota, говоришь Chrysler — подразумеваешь Mopar. Ну и так далее. А знать это важно еще и потому, что огромную долю рынка запчастей занимает масса «неоригинала» — деталей самого разного качества, произведённых сторонними фирмами. И на этом поле может вырасти вообще всё. От высококачественной продукции, порой даже превосходящей по своим свойствам «родные» запчасти, до низкопробной имитации, лишь внешне отдалённо напоминающей то, что должно быть. Разброс цен соответствующий, но при этом ориентироваться только на одну цену нельзя. Тут тоже важно знание и коллективный пользовательский опыт. Но это тема для совершенно отдельного исследования.

Другие статьи
Что нам снег. Тест зимних щеток стеклоочистителя 4 Апреля Что нам снег. Тест зимних щеток стеклоочистителя

Зима. Редкий день в наших широтах обходится без того, чтобы в поездке не пришлось воспользоваться дворниками. То метель, то оттепель с дождём. На трассах маслянисто-грунтовая взвесь, в городах жидкая кислотно-солёная каша в любую погоду... Поэтому мы продолжили тестировать щётки стеклоочистителя, обратив пристальное внимание на модели, рекомендованные для зимы.

А может это дворник был? 15 Декабря 2016 А может это дворник был?

Хороший обзор с водительского места очень важен для безопасности и комфорта в дороге. Но чем хуже погода, тем сильнее качество этого обзора зависит от работы щёток дворников на ветровом стекле. Капли, грязь и влажная плёнка перед глазами снижают чёткость восприятия и искажают детали, а в темноте еще и преломляют свет фар встречных машин, усиливая их ослепляющий эффект. В общем, чистота — залог не только здоровья. А потому в ненастный сезон самое время задуматься о новых щётках.

Нужна ли лопата в автомобиле? 22 Ноября 2016 Нужна ли лопата в автомобиле?

Нужно ли возить с собой лопату? Если да, то какую? Обидно, когда ответ на первый вопрос становиться очевидным, после того как машина застрянет по-настоящему. Хотя у современных автомобилистов приключения на бездорожье случаются редко, перепачканные люди, утопившие в грязи телефон и совершившие марш-бросок за подмогой, запоминают их надолго. Меж тем лопата в багажнике занимает совсем немного места. Попробуем выяснить, как правильно копать и какую лопату выбрать.

Двое из ларца. Часть 1 26 Августа 2016 Двое из ларца. Часть 1

Инструменты «Rock Force» и «Force» — что у них общего? Сравниваем две эти марки в условиях жестокого ремонта. В первой части статьи будет дан обзор наборов инструментов Rock Force 4821R-5 и Force 41021, а также результаты краш-тестов чемоданов, в которых поставляются данные наборы.

Сам себе шиномонтаж 5 Июля 2016 Сам себе шиномонтаж

Прокол колеса — в общем-то неприятный пустяк. Домкрат, баллонник, запаска — и можно ехать дальше. К шиномонтажу, где всё починят. Но хорошо, когда к нему ехать по ровному асфальтовому шоссе и не далеко. А если десятки километров по острому скальнику с риском порвать все оставшиеся покрышки, причём ехать в обратную сторону?

Во всеоружии, или немного об инструментах 3 Мая 2016 Во всеоружии, или немного об инструментах

Голыми руками в современном автомобиле мало что сделаешь. Да и в несовременном тоже. Поэтому неспроста каждую новую машину на заводе комплектуют набором инструментов. Домкрат, баллонник, свечной ключ и... что там еще? В любом случае, немного.

Что своё носить с собой? 5 Апреля 2016 Что своё носить с собой?

На дворе весна. Долгие солнечные дни так и манят в дорогу. В прекрасную неведомую даль, полную чудес. Скоро придёт тепло! Наступит отпуск!