0
Быстрая доставка
Возврат 90 дней
Консультируем и принимаем заказы
без выходных с 9:00 до 22:00 (MSK)
Звонок бесплатный

Что своё носить с собой? Автор: Евгений Константинов

На дворе весна. Долгие солнечные дни так и манят в дорогу. В прекрасную неведомую даль, полную чудес. Скоро придёт тепло! Наступит отпуск!

Непростые международные отношения с нашими традиционными курортами и здравницами так и подталкивают к мысли провести благословенное время в вольном путешествии по родной стране. Проехать её на своей машине, без привязки к графикам и расписаниям.

Правда, в отличие от проверенного варианта с покупкой готового тура в агентстве, к самостоятельному путешествию придётся готовиться заранее. Разрабатывать маршрут, искать гостиницы, приводить в порядок машину, потому что не может быть и речи о том, чтобы стартовать на неисправном автомобиле. Иначе отдых может внезапно превратиться в незапланированный ремонт в самом неподходящем месте.

Впрочем, даже самая дотошная предстартовая проверка не даёт абсолютной гарантии от внезапных неполадок. Особенно, если на пути предстоят сложные дорожные и уж тем более внедорожные условия. А без них в настоящем путешествии всё же никак. Еще когда Стругацкие писали, что там, где по-настоящему интересно, нет асфальта! Сколько лет прошло, а с тех пор ничего не изменилось.

Разумеется, в большинстве случаев, как показывает опыт, за всю поездку так и не возникает необходимости что-нибудь отремонтировать. Но всё-таки приходится быть морально и технически готовым к полевому ремонту, раз его вероятность нельзя полностью исключить.

По статистике, новички чаще всего впадают в какую-то из двух крайностей. Одни пытаются увезти с собой еще один автомобиль, разложенный по запчастям в багажнике, и гараж в придачу. Другие уверены, что в любой ситуации достаточно безразмерной кредитки. Оба варианта прекрасны в теории, но быстро разбиваются о реальность.

С одной стороны, всего с собой не увезёшь, с другой — деньги решают далеко не все проблемы. Особенно, если говорить о тратах в пределах разумного. Дело в том, что ассортимент магазинов запчастей в российской глубинке весьма ограничен, тем более, когда дело касается иномарок. Чем дальше от больших городов, тем выше вероятность отсутствия того, что надо.

При нынешнем развитии телекоммуникаций и логистики, конечно, нет проблем доставить любую деталь практически в любой населённый пункт. Но это — время. Даже при хорошем раскладе  — несколько драгоценных дней из вашего путешествия. А если дело происходит на праздники, то время ожидания растягивается еще больше! Естественно, в путь вы отправлялись вовсе не за этим. В диких местах, где не то что до автосервиса, а вообще хоть до какого-нибудь жилья надо как-то добираться десятки километров по разбитым грунтовкам, то ситуация и вовсе может принять пренеприятный оборот. Так где же тот разумный оптимум железа, который придётся везти с собой?

Главная задача машины в путешествии — оставаться на ходу и везти вас по маршруту. А ваша главная задача в роли механика-водителя — не позволить автомобилю превратиться в недвижимость и в случае поломки как можно быстрее вернуть ему работоспособность. Остальное не важно. Если вы способны самостоятельно ехать, то всегда есть возможность заскочить по пути на сервис или в магазин, чтобы что-то доделать. Или перетерпеть до возвращения домой. Поэтому запас запчастей в багажнике должен при минимально возможном объёме и весе позволять машине оставаться на ходу при большинстве возможных неполадок.

Поломок, напрочь лишающих машину возможности ехать дальше, на самом деле куда меньше, чем кажется. А таких, чтобы нельзя было относительно быстро починить при наличии необходимых компактных деталей — и вовсе перечесть по пальцам. Самая большая неприятность  — это заклинивший двигатель.

Давно прошли те времена, когда фронтовые шофёры в перерыве между бомбёжками мгновенно разбирали мотор, даже не снимая его с полуторки, отливали на костре новые вкладыши и успевали всё собрать до прихода командира. Перебирать в полевых условиях современный силовой агрегат — бессмыслица. Впрочем, возить в багажнике запасной мотор — тоже. Поэтому, увы, придётся отнести тяжёлую поломку двигателя к числу неприятных поводов прервать поездку.

А вот на случай проявления каких-то общеизвестных «болячек» данного конкретного агрегата, позволяющих обойтись малой кровью, стоит подстраховаться. Скажем, если статистика по двигателю твердит о слабости прокладки или недолговечности помпы, их лучше взять с собой. Кроме них в число наиболее частых источников внезапных сложностей могут попадать натяжные и паразитные ролики ремней, сами ремни, а также электронные датчики. Но в любом случае набор характерных проблем для любого мало-мальски распространённого мотора давно известен и не раз обсуждён на профильных интернет-ресурсах. На это и надо ориентироваться. Вряд ли именно ваш экземпляр обогатит коллективное знание чем-то новым.

Правда, порой неполадки в двигателе возникают не из-за врождённых слабых мест, а благодаря внешней «помощи». Можно заправиться какой-нибудь дрянью, упустить уровень масла и количество охлаждающей жидкости, залить волной из лужи впускной тракт, затопить в броде мозги, пробить о камень поддон... Да мало ли еще что?

На все эти и другие подобные нелепые случаи есть универсальный ремкомплект, позволяющий всё исправить и продолжить двигаться дальше, если развитие нештатной ситуации не успело угробить двигатель. В него входят масляный, топливный и воздушный фильтры, запас моторного масла на полную смену, пять литров антифриза, двухкомпонентная эпоксидная замазка (она же «холодная сварка») и красный силиконовый герметик.

Кроме этого для дизелей необходим полный комплект одноразовых шайб под форсунки. Возможно, их придётся выкручивать, чтобы после утопления машины полностью выгнать из цилиндров воду. Для этой же ситуации можно положить в запас универсальную топливную трубку высокого давления, равную по длине самой длинной штатной, идущей от ТНВД до форсунок. Ею можно будет заменить любую, согнув по месту, если вдруг при снятии или установке сорвётся резьба, слижутся грани у гайки или треснет сама трубка. Эти трубки ломаются крайне редко, но метко.

На хлебнувшем воды бензиновом моторе в подобном случае достаточно выкрутить свечи. Кстати, для всех бензиновых двигателей полезно возить в запасе набор свечей и высоковольтных проводов, катушку зажигания, крышку и бегунок трамблёра, если он есть, а также всё остальное, что отвечает за возникновение искры, в зависимости от типа системы зажигания. При этом достаточно минимального набора, позволяющего машине передвигаться хотя бы в аварийном режиме.

Электронный блок управления двигателем сам по себе редко выходит из строя. Обычно ему помогает вода. Поэтому если существует риск его затопить, то будет разумно заранее перед поездкой его дополнительно гидроизолировать. Проще всего снятую коробочку завернуть в несколько слоёв упаковочной полиэтиленовой плёнки вместе с тянущимся к ней жгутом проводов. Запасной «мозг» стоит брать с собой разве что в сложную дальнюю автономную экспедицию. Разумеется, тоже в плотной плёночной упаковке. Да и вообще, всё, что берётся в запас и при этом боится воды, например, те же фильтры, будет не лишним замотать плёнкой.

Трансмиссионные неполадки в большинстве своём либо не фатальны, либо чрезвычайно тяжело чинятся в поле и оттого вынуждают досрочно закончить путешествие. Впрочем, последние довольно редки. Дело труба, когда, например, сломался гидротрансформатор АКПП, перестали включаться передачи или же стали включаться сразу по две-три.

Переборка коробки на лоне природы немногим лучше переборки двигателя в тех же условиях. И если у машины осталась хотя бы одна передача, значит, на ней и надо пытаться выбраться в цивилизацию. Разрушение шестерён главной передачи на переднеприводном автомобиле тоже равносильно смерти коробки.

Впрочем для других машин с редукторами в отдельных картерах такая поломка тоже серьёзна. Простой заменой деталей здесь не обойтись, так как регулировка пары при установке требует определённого навыка, приобрести который самостоятельно в поле с первого раза довольно сложно. Так что возить с собой запасную главную передачу имеет смысл лишь в тяжёлые автономные экспедиции, при условии, что в команде есть кто-то, способный правильно и по возможности быстро её установить.

Менять полуось или ШРУС проще. Но комплект приводных валов на четыре колеса, особенно если все валы разные — это лишнее место и вес в багажнике. Ломаются они не часто и, как правило, в результате больших нагрузок. Поэтому их, равно как и запасное сцепление, стоит брать с собой лишь тогда, когда статистика по вашей машине неумолимо твердит о возможности поломки этих деталей в предстоящих условиях.

А вот ступичные подшипники вместе со всеми предназначенными для их регулировки шайбами, прокладками и контргайками, а также сальники ступиц и трансмиссионных агрегатов стоит поселить в автомобиле на постоянной основе. При этом все, что требуется для замены расходников в одном узле, лучше сразу собрать комплектом и держать в отдельной подписанной коробочке. Также не лишним запасом будет пара карданных крестовин. Ну и, конечно же, нужен полный набор трансмиссионных смазочных материалов: масла нужных сортов для всех агрегатов в расчёте на полную смену, литол для подшипников и смазку ШРУС.

Большинство деталей в ходовой части автомобиля крупные, тяжёлые и прочные. Из них в запасе могут понадобиться разве что шаровые опоры. Другие серьёзные поломки, способные лишить автомобиль подвижности, случаются крайне редко и, если уж происходят, то лечатся по месту при помощи сварки и подручных материалов в ближайшем населённом пункте. Даже сломанные упругие элементы можно в лесу временно заменить «костылями» из полена и грузовой стяжки, а на такие мелочи как оторванные стойки стабилизатора и внезапно умершие амортизаторы и вовсе нет нужды отвлекаться.

Неожиданные поломки рулевого управления тоже достаточно редки, особенно в режиме дорожного туризма без экстрима. Сломать рулевой редуктор или рейку, а тем более вал без ДТП сложно. Правда, на бездорожье неблагоприятный удар о какой-нибудь невидимый, но крепкий пень может не только согнуть тягу, но и вырвать рулевой наконечник. Поэтому для внедорожных путешествий наконечники в запасе будут не лишними. В особо тяжёлую «автономку» при наличии колёс сильно увеличенного размера можно прихватить шланги гидроусилителя. Впрочем, благополучно выбраться в цивилизацию можно даже когда из гидросистемы уже всё давно вытекло. Только рулить будет тяжело, и, чтобы не угробить насос ГУР, придётся снять с него приводной ремень. Впрочем, литровый запас жидкости для гидроусилителя не помешает на случай долива при небольшом подтекании.

Не беспокоиться о том, что в гидросистеме тормозов вдруг лопнет трубка или потечёт рабочий цилиндр, поможет универсальная резьбовая заглушка — наглухо заплющенный короткий кусок старой трубки со стандартным резьбовым штуцером на другом конце. Он перекроет неисправную часть, оставляя тормоза трёх других колёс в полностью рабочем состоянии. Впрочем, если машина уже давно не нова, на случай непредвиденной частичной замены магистрали можно заранее запастись и универсальными медными трубками, продающимися на метраж, которые при установке надо будет согнуть по месту. Главное, чтобы не было ошибки с диаметром резьбовых штуцеров.

А вот литровый запас тормозной жидкости на долив и тормозные колодки в дальнюю поездку надо брать всегда. Колодки особенно актуальны, если на маршруте предвидятся грязные и пыльные дороги. В расчёте на их полную замену по кругу. Дело в том, что песок и глина — мощные абразивы, и даже в простой поездке по сельской улучшенной грунтовке с глубокими взбаламученными лужами скорость износа тормозных колодок увеличивается многократно. В общем, срок их замены может подойти внезапно.

То, что в дальней поездке должна быть полноразмерная запаска — это аксиома. В поездку по местам вроде Колымской трассы, славящейся своей острой щебёнкой на дорожном полотне, или по острым скалистым тропам горного бездорожья, лучше даже взять две. Для экономии места можно одну взять без диска — только шину.

Впрочем, куда бы ни лежал путь и независимо от взятого количества запасных колёс, в машине всегда нужен набор для ремонта шин с кордовой заплаткой для боковых порезов и запас ниппелей. Также полезно взять с собой в дальний путь прочь от цивилизации камеру, которую можно будет вставить в бескамерную шину при её сильном повреждении, а также несколько запасных колёсных шпилек и гаек или болтов в зависимости от крепления колеса.

Несмотря на обилие электрики в современных автомобилях, приличная её часть относится не столько к самой возможности передвижения, сколько к обеспечению разных сторон комфорта. Поэтому почти все электрические неполадки, не относящееся к электронному управлению двигателем и трансмиссией, если таковое имеется, можно с чистой совестью оставить до возвращения.

Стартер и генератор — агрегаты тяжёлые и живучие. К тому же их поломка даже не всегда выводит машину из строя и редко когда не позволяет доехать до места ремонта. А вот бензонасос в запас лучше взять — без него никак. Правда, если для замены придётся снимать бак, то можно обойтись быстрой полумерой — взять в запас вместо погружного насоса проточный и при необходимости поставить его в разрыв топливоподающей магистрали, подключив на постоянную работу. Такой бензонасос, кстати, будет полезен при прокачке сильно завоздушенной системы или если надо выгнать из топливозаборника набившуюся в него грязь. Только для этого насос придётся включить в обратную сторону, поменяв провода с плюса на минус.

Еще полезно возить с собой запас предохранителей и лампочек всех имеющихся в машине типов, реле головного света, некоторое количество проводов и новых клемм, а также изоленту. Еще в запас полезно набрать разных болтов с гайками, винтовые хомуты нескольких размеров, пластиковые одноразовые стяжки, а также пару метров топливного шланга. Он нужен не только для ремонта штатной магистрали, но и чтобы заправиться из бочки там, где нет АЗС.

Вот примерно так выглядит набор запчастей, с которым можно смело отправляться в путь, рассчитывая на собственные силы и здравый смысл. Особенности и слабые места каждой конкретной модели автомобиля и условия предстоящей поездки могут внести в него небольшие коррективы. Но при этом, скорее всего, основная часть взятых с собой деталей в дороге не пригодится. Но ведь и огнетушитель в машину кладут, надеясь никогда его не применить.

Другие статьи
Что нам снег. Тест зимних щеток стеклоочистителя 4 Апреля 2017 Что нам снег. Тест зимних щеток стеклоочистителя

Зима. Редкий день в наших широтах обходится без того, чтобы в поездке не пришлось воспользоваться дворниками. То метель, то оттепель с дождём. На трассах маслянисто-грунтовая взвесь, в городах жидкая кислотно-солёная каша в любую погоду... Поэтому мы продолжили тестировать щётки стеклоочистителя, обратив пристальное внимание на модели, рекомендованные для зимы.

А может это дворник был? 15 Декабря 2016 А может это дворник был?

Хороший обзор с водительского места очень важен для безопасности и комфорта в дороге. Но чем хуже погода, тем сильнее качество этого обзора зависит от работы щёток дворников на ветровом стекле. Капли, грязь и влажная плёнка перед глазами снижают чёткость восприятия и искажают детали, а в темноте еще и преломляют свет фар встречных машин, усиливая их ослепляющий эффект. В общем, чистота — залог не только здоровья. А потому в ненастный сезон самое время задуматься о новых щётках.

Нужна ли лопата в автомобиле? 22 Ноября 2016 Нужна ли лопата в автомобиле?

Нужно ли возить с собой лопату? Если да, то какую? Обидно, когда ответ на первый вопрос становиться очевидным, после того как машина застрянет по-настоящему. Хотя у современных автомобилистов приключения на бездорожье случаются редко, перепачканные люди, утопившие в грязи телефон и совершившие марш-бросок за подмогой, запоминают их надолго. Меж тем лопата в багажнике занимает совсем немного места. Попробуем выяснить, как правильно копать и какую лопату выбрать.

Двое из ларца. Часть 1 26 Августа 2016 Двое из ларца. Часть 1

Инструменты «Rock Force» и «Force» — что у них общего? Сравниваем две эти марки в условиях жестокого ремонта. В первой части статьи будет дан обзор наборов инструментов Rock Force 4821R-5 и Force 41021, а также результаты краш-тестов чемоданов, в которых поставляются данные наборы.

Сам себе шиномонтаж 5 Июля 2016 Сам себе шиномонтаж

Прокол колеса — в общем-то неприятный пустяк. Домкрат, баллонник, запаска — и можно ехать дальше. К шиномонтажу, где всё починят. Но хорошо, когда к нему ехать по ровному асфальтовому шоссе и не далеко. А если десятки километров по острому скальнику с риском порвать все оставшиеся покрышки, причём ехать в обратную сторону?

Шило на мыло, или взаимозаменяемость деталей 7 Июня 2016 Шило на мыло, или взаимозаменяемость деталей

Делать всю машину целиком на одном заводе, начиная от кузовных панелей и заканчивая болтами с гайками, было принято во времена советской плановой экономики. Все остальные ведущие мировые автопроизводители, жившие в мире капитала, меж тем с давних пор пришли к выводу, что гораздо разумнее и выгоднее распределять заказы на отдельные группы запчастей по множеству профильных предприятий.

Во всеоружии, или немного об инструментах 3 Мая 2016 Во всеоружии, или немного об инструментах

Голыми руками в современном автомобиле мало что сделаешь. Да и в несовременном тоже. Поэтому неспроста каждую новую машину на заводе комплектуют набором инструментов. Домкрат, баллонник, свечной ключ и... что там еще? В любом случае, немного.