0
Быстрая доставка
Возврат 90 дней
Консультируем и принимаем заказы
без выходных с 9:00 до 22:00 (MSK)
Звонок бесплатный

Активная антенна: уверенный радиоприем в любых условиях

24 Марта 2016

Первый радиоприемник для автомобиля появился в 1930 году, и до сегодняшнего дня радио в машине остается актуальным. Малые размеры автомобиля не позволяют устанавливать большие антенны, поэтому автомобилисты широко применяют активные антенны. Об этих устройствах, их назначении и типах читайте в статье.


Назначение активной антенны

Для работы любого радиоприемника необходима антенна — устройство, которое принимает электромагнитные волны и преобразует их энергию в электрический сигнал. Далее этот сигнал можно подвергать усилению и преобразованию, что и выполняет радиоприемник. Уверенный прием возможен только в том случае, если антенна настроена на определенную частоту или частотный диапазон — эта настройка осуществляется подбором длины антенны. В самом простом случае антенна может представлять собой штырь длиной в половину или в четверть волны. Например, для радиовещательного диапазона FM длина волны равна примерно 3 метрам, соответственно, длина антенны должна составлять от 0,75 до 1,5 метров.

Казалось бы, что 75 см — это немного, однако даже для автомобиля это значительная величина, такой длины антенну трудно разместить на машине, и она даже может портить внешний вид автомобиля. Поэтому чаще используют меньшие по длине антенны, но они менее чувствительны, хуже преобразуют энергию электромагнитной волны и подают на вход радиоприемника меньшее напряжение. То есть, короткая антенна ухудшает прием и качество воспроизведения радиопрограммы, а то и вовсе делает прием некоторых радиостанций (особенно удаленных) невозможным.

Это обстоятельство привело к необходимости коротких, но достаточно эффективных антенн, которые обеспечивали бы успешный радиоприем в автомобиле. Для решения этой проблемы были созданы активные антенны — короткие антенны с высокой чувствительностью.

Активная антенна — это электронное устройство, которое объединяет в себе обычную антенну (штыревую или дипольную) и усилитель радиочастоты. Такая антенна может принимать слабый сигнал и обеспечивать такую же работу радиоприемника, как и обычная антенна увеличенной длины. Также активные антенны могут выполнять некоторые другие функции, о которых рассказан ниже. Но в первую очередь следует посмотреть, какие сегодня существуют типы активных антенн.


Типы активных антенн

На рынке можно найти антенны, отличающиеся конструкцией, местом установки, типом монтажа и функционалом.

По конструкции антенны делятся на два основных типа:

  • Штыревые — в качестве антенны используется металлический штырь той или иной длины. В современных антеннах штырь имеет пластиковую защитную оболочку. Обычно такого типа выполняются внешние антенны;
  • Дипольные — прием ведется на симметричный диполь, разнесенные штыри одинаковой длины. Схема характерна для внутрисалонных антенн.

По месту установки антенны различают:

  • Внешние — монтируются на крыше, в переднем или заднем крыле, и т.д.;
  • Внутрисалонные — монтируются внутри салона, на лобовом или заднем стекле.

Оба типа антенн имеют свои преимущества и недостатки, связанные с наличием металлического кузова. Как известно, металл не пропускает радиоволны, поэтому кузов машины служит экраном, внутри салона напряженность электромагнитного поля в разы ниже, чем снаружи. Поэтому внутрисалонные антенны монтируются на лобовом окне. Однако кузов служит дополнительной защитой от помех (особенно, приходящих от автомобилей, расположенных в соседних потоках и сзади), в то время, как внешняя антенна принимает все помехи.

По типу монтажа антенны бывают:

  • Внутрисалонные — на двустороннем скотче;
  • Врезные — это внешние антенны, жестко устанавливаемые в кузове или в специальном контейнере (выдвижные антенны);
  • На магнитном основании — обычно внешние антенны для быстрой установки на крыше.

Основная функция активной антенны — усиление сигнала, однако в современных антеннах могут быть и различные дополнительные функции:

  • Переключение между диапазонами;
  • Изменение чувствительности — режим «Город» с меньшей чувствительностью и режим «Трасса» с повышенной чувствительностью;
  • Защита от помех.

Также активные антенны можно разделить на несколько групп по их назначению и рабочим диапазонам:

  • Антенны для какого-либо одного или двух диапазонов — обычно FM или AM/FM;
  • Телевизионные антенны;
  • Универсальные антенны — для всех диапазонов от AM до TV.

Все активные антенны независимо от типа имеют схожую конструкцию и единый принцип работы.


Конструкция и принцип работы активных антенн

Конструктивно любая активная антенна состоит из пяти основных частей:

  • Антенна (штырь или диполь);
  • Усилитель (в пластиковом корпусе);
  • Антенный кабель (подводящий кабель);
  • Провод или отдельный кабель подачи питания (опционально);
  • Провод подключения заземления.

Внутрисалонные антенны обычно имеют дипольную конструкцию. Диполи выполнены в виде так называемых полотен — гибких проводников в пластиковой оболочке, которые можно закрепить на стекле. Полотна выходят непосредственно из корпуса, в котором находится усилитель, вся эта конструкция крепится на лобовое стекло с помощью двухстороннего скотча.

Работает активная антенна довольно просто: сигнал, выделяемый на полотнах, поступает на усилитель, после чего по кабелю подается на антенный вход радиоприемника/магнитолы. Для работы усилителя необходимо питание и заземление. Питание может подаваться отдельным двужильным проводом, также оно может быть выполнено и по стандартной схеме — подключением провода заземления к кузову (к какому-либо болту, который находится радом с антенной) и второго провода к «+» аккумулятора.

Компактные антенны с быстрой установкой (на магнитном основании) обычно не имеют отдельного заземление, а питание выполняется от прикуривателя. Такие антенны имеют малые габариты и просты в установке, однако дают меньшее усиление и в целом хуже даже по сравнению с внутрисалонными антеннами.


Особенности установки и эксплуатации активной антенны

Монтаж внешней антенны, особенно врезной, следует доверять специалистам, внутрисалонную антенну можно установить самостоятельно. Установка антенны в общем случае сводится к следующему:

  1. Подобрать оптимальное расположение антенны на лобовом или заднем стекле;
  2. Приклеить корпус антенны и антенные полотна, используя идущий в комплекте двусторонний скотч (на полотна уже нанесен клеевой состав, закрытый защитной пленкой);
  3. Обезжирить стекло в месте приклеивания корпуса антенны и полотен;
  4. Присоединить провод заземления к кузову автомобиля (к какому-либо болту или непосредственно к очищенному от краски участку кузова);
  5. Присоединить подводящий кабель к антенному входу магнитолы/телевизора;
  6. Присоединить кабель питания в любом удобном месте к «+» источнику питания (лучший вариант — к клемме магнитолы).

Особое внимание следует уделять месту установки антенны, здесь нужно придерживаться несколько рекомендаций:

  • Антенные полотна должны располагаться на расстоянии не ближе 5 см от кромок окна (так снижается экранирующее действие кузова автомобиля);
  • Провод заземления должен быть как можно короче;
  • Провод питания должен быть подключен как можно ближе к радиоприемнику/магнитоле.

Располагать полотна необходимо параллельно кромке окна, причем здесь возможны два варианта:

  • По верхнему краю окна — полотна вытянуты в длину;
  • В углу окна — полотна расположены под прямым (или около того — зависит от геометрии стекла) углом.

При правильном подключении после включения зажигания на корпусе антенны загорится светодиод. Активная антенна не изменяет работу магнитолы и в самом простом случае не требует выполнения каких-либо дополнительных действий. Если же антенна имеет дополнительный функционал, то может потребоваться переключение режимов «Город»/«Трасса» или выбор диапазонов — как это сделать, обычно указано в инструкции.

Активная антенна при правильной установке и эксплуатации улучшает радиоприем и делает поездки более приятными. Это простое, недорогое и интересное решение, которое может позволить себе каждый автовладелец.

Другие статьи
Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины 29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности 22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов 15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности 8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее 30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов 25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой 11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.