Корзина 0 руб.
0

Герметик силиконовый: герметизация и уплотнение без прокладок

17 Марта 2016

Во многих агрегатах и узлах автомобилей ключевую роль играет герметичность соединений, которая обеспечивается прокладками. Однако есть и другое средство, которое позволяет отказаться от прокладок — силиконовые герметики. О герметиках, их назначении, типах, особенностях и применении читайте в статье.


Назначение силиконового герметика

Автомобильный двигатель — герметичная конструкция, в которой используется несколько десятков уплотнительных элементов, в том числе прокладки головки и клапанной крышки, поддона, водяного насоса, масляного фильтра, различных датчиков и т.д. То же относится к коробке передач, ведущим мостам и другим механизмам. Сегодня используются прокладки из различных материалов, в том числе и композитных. Однако широкое применение находят и другие средства уплотнения соединений в узлах, агрегатах и механизмах — силиконовые герметики.

Силиконовый герметик — самовулканизирующийся материал, используемый для герметизации соединений в агрегатах, узлах и механизмах двигателей и трансмиссии. Герметики могут использоваться как совместно со штатными уплотнителями, так и полностью заменять их (то есть, выполнять роль формируемых прокладок). Использование герметика сокращает время ремонта, снижает затраты (за счет отказа от уплотнительных элементов) и повышает качество герметизации.

Также силиконовые герметики находят широкое применение в строительстве, в быту и других отраслях. Это универсальное средство для всех ситуаций, в которых необходимо выполнить склеивание, заполнить щели или швы между деталями и обеспечить герметичность.


Свойства и преимущества силиконовых герметиков

Основу герметиков составляют высокомолекулярные кремнийорганические соединения, известные нам под общим названием «силиконы» (или силиконовые каучуки). Силиконы имеют быструю скорость полимеризации при комнатной температуре (чем выгодно отличаются от обычных каучуков, вулканизирующихся при высоких температурах), и обладают высокой адгезией с различными материалами, включая металлы, пластики, керамику и т.д.

Эти и некоторые другие качества силиконов обуславливают ключевые преимущества герметиков на их основе:

  • Удобство в использовании — достаточно нанести состав, соединить детали и подождать;
  • Высокая механическая прочность — шов силиконового герметика устойчив к механическим нагрузкам, вибрациям, ударам и т.д.;
  • Высокая химическая устойчивость — герметики в большинстве своем устойчивы к воздействию масел, газов (картерных и других), воды, антифризов, разбавленных кислот и щелочей, и т.д. Однако есть здесь и исключения — некоторые соединения силикона теряют свои качества при длительном контакте с бензином;
  • Устойчивость к высоким температурам — введение присадок повышает теплостойкость герметиков вплоть до 300-340°C;
  • Долговечность и надежность — силиконовый герметик не подвержен старению, он сохраняет свои качества при частых нагревах и охлаждениях и т.д.;
  • Безопасность — почти все герметики на основе силиконовых каучуков нетоксичны, безопасны для человека и автокомпонентов (за исключением кислотных герметиков, о чем подробнее рассказано ниже).

Благодаря всем своим преимуществам и особенностям силиконовые герметики получили широкое распространение в различных областях.


Состав, типы и особенности силиконовых герметиков

Как уже было сказано, в силиконовых герметиках используются различные силиконовые каучуки, которые полимеризуются при комнатной температуре. Однако для нормального использования герметик должен твердеть только при нанесении на склеиваемые поверхности, а внутри емкости он должен оставаться жидким. Это достигается модификацией силиконовых каучуков различными органическими соединениями — уксусной кислотой и спиртами.

Такой модифицированный силиконовый каучук может длительное время сохраняться жидким в емкости без доступа воздуха. Но стоит только нанести герметик на склеиваемую поверхность, как под действием молекул воды (которые всегда содержатся в воздухе в виде водяного пара) молекулы уксусной кислоты или спиртов отрываются от молекул силикона (или, как говорят химики — изгоняются из массы герметика). В результате молекулы силикона получают возможность беспрепятственно соединяться друг с другом и происходит полимеризация.

Все силиконовые герметики сегодня делятся на две группы по типу используемых модификаторов:

  • Кислотные — содержат в себе уксусную кислоту;
  • Нейтральные — содержат различные спирты или оксимы.

Тип модификатора оказывает серьезное влияние на характеристики и особенности герметика.

Кислотные герметики. Наиболее дешевые, а потому и самые распространенные, показывают средние результаты и имеют ограниченное применение при ремонте автомобилей. При использовании такие герметики выделяют уксусную кислоту (что проявляется характерным запахом), которая может оказывать негативное влияние на металлические и пластиковые детали, вызывая коррозию.

Нейтральные герметики. Более дорогие, но и более качественные. При работе выделяются спирты, которые не издают запахов и не оказывают негативного влияния на металлы, полимеры, резину и другие материалы. Благодаря своим положительным качествам хорошо подходят для применения в автомобилях.

Однако силиконовые каучуки в чистом виде малопригодны для работы в сложных условиях, поэтому в них вводят различные присадки и модификаторы:

  • Металлы для повышения теплоустойчивости;
  • Пластификаторы для придания необходимой консистенции;
  • Красители для удобства работы;
  • УФ-фильтры для защиты от ультрафиолетового излучения;
  • Соединения для защиты от развития микроорганизмов, от насекомых и т.д.

По составу и наличию присадок все герметики можно разделить на несколько групп различного назначения:

  • Автомобильные — содержат присадки для повышения теплостойкости и устойчивости к агрессивным средам;
  • Санитарные (для использования в санузлах, ванных, душевых и т.д.) — имеют в своем составе антисептики, фунгициды и другие присадки, повышающие устойчивость герметика перед микроорганизмами, насекомыми, водой, агрессивными средами и т.д.;
  • Универсальные — пригодны для использования в быту, строительстве, автомобилях и т.д.;
  • Специальные — аквариумные, низкомодульные (с высокой эластичностью), электроизоляционные и другие.

Также герметики бывают одно- и двухкомпонентные, однако сегодня наиболее распространены обычные однокомпонентные герметики, которые можно использовать без какой-либо подготовки.


Применение силиконового герметика

В общем случае использование герметика очень простое:

  1. Очистить поверхности деталей от старой прокладки или герметика, обезжирить и высушить;
  2. Нанести ровный слой герметика толщиной несколько миллиметров (3-4) на склеиваемую поверхность одного из соединяемых изделий. Слой герметика должен быть непрерывным, следует равномерно наносить герметик вокруг резьбовых отверстий, обработать выступающие поверхности и т.д.;
  3. Выждать 5-10 минут (в зависимости от марки и типа герметика время может отличаться);
  4. Плотно соединить поверхности;
  5. После полимеризации удалить излишки герметика ножом.

Обычно процесс полной полимеризации длится 10-24 часа, время зависит от типа и марки герметика, толщины слоя, влажности воздуха и других параметров.

Перед началом работ следует правильно подобрать герметик. Например, при соединении металлических поверхностей (крышки клапанов или картера двигателя, деталей коробки передач) не рекомендуется использовать кислотные герметики — они не всегда обеспечивают высокое качество образующейся прокладки и негативно влияют на металл. Лучше отдать предпочтение более дорогим, но безопасным нейтральным герметикам. При работе по пластикам или керамике можно применять и недорогие кислотные герметики.

Правильный выбор и использование герметика — залог надежности и герметичности соединений без лишних затрат времени и средств.

Другие статьи
Буры: надежный инструмент для работ по бетону 18 Мая Буры: надежный инструмент для работ по бетону

Для проходки отверстий в бетонных (а также кирпичных) конструкциях используется специальный инструмент — бур, приводимый во вращение перфоратором. О том, что такое буры для перфоратора, как они устроены и какими они бывают, а также о выборе буров для выполнения различных работ читайте в этой статье.

Смывка краски: удалить старую краску - легко и быстро 11 Мая Смывка краски: удалить старую краску - легко и быстро

Иногда возникает необходимость перекрасить какую-либо поверхность, и в этом случае приходится решать проблему удаления слоя старой краски. Наиболее просто и быстро эта задача решается с помощью специальных смывок краски — об этих средства, их типах, применимости и правильном выборе читайте в статье.

Промывка масляной системы двигателя: чистота и надежная работа мотора 4 Мая Промывка масляной системы двигателя: чистота и надежная работа мотора

В процессе эксплуатации двигателя в его системе смазки образуются загрязнения и отложения, которые ухудшают работу всего агрегата. Для решения проблемы используются специальные средства — промывки (или очистители) масляной системы. Все об этих средствах, их типах и правильном выборе читайте в статье.

Шпатлевка: надежная подготовка поверхности к окрашиванию 27 Апреля Шпатлевка: надежная подготовка поверхности к окрашиванию

Кузовной ремонт автомобиля, даже самый незначительный, требует применения специального материала — шпатлевки, с помощью которой поверхность выравнивается и готовится к окрашиванию. О том, что такое автомобильная шпатлевка, каких типов она бывает и как ее правильно выбрать — читайте в данной статье.

Фара противотуманная: безопасность на дороге в любых условиях 20 Апреля Фара противотуманная: безопасность на дороге в любых условиях

Для эксплуатации автомобиля в условиях недостаточной видимости необходимо использовать специальные устройства — противотуманные фары или фонари. О том, что такое фара противотуманная, каких типов она бывает, как устроена и работает, и как правильно выбрать фару для автомобиля — читайте в этой статье.

Шприц плунжерный рычажный: смазка узлов и агрегатов под давлением 13 Апреля Шприц плунжерный рычажный: смазка узлов и агрегатов под давлением

На транспортных средствах, станках и других агрегатах присутствуют узлы, требующие для своей работы консистентной смазки. Подача смазки в узлы осуществляется через пресс-масленки с помощью рычажных плунжерных шприцев. Все об этом инструменте, его типах, конструкции и выборе читайте данной в статье.

Фара-искатель: мощный источник света для сложных ситуаций 6 Апреля Фара-искатель: мощный источник света для сложных ситуаций

На многих транспортных средствах используются специальные типы внешних световых приборов — фары-искатели и фары-прожекторы. О том, что такое фара-искатель и прожектор, каких типов они бывают и чем отличаются друг от друга, как устроены и работают, а также об их выборе и эксплуатации читайте в статье.